Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:24, курсовая работа
Цель – исследовать конфликт на предприятии и рассмотреть методы его разрешения.
Задачи:
1.Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы термина "трудовые конфликты".
2.Описать и раскрыть природу, сущность и типы конфликтов.
3.Определить особенности трудового конфликта на предприятии и проанализировать возможность изменения уровня социальной напряженности.
· ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………..3
ГЛАВА 1. Трудовые конфликты и методы их разрешения
· Понятие конфликта, типы конфликта на предприятии………….…………5
1.2Типы конфликтов…………………………………………………………….8
1.3 Методы разрешения конфликтов……………………………………….....10
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов на предприятии ОАО «Разноторг»
2.1 Характеристика ОАО «Разноторг» ……………………………………….14
2.2 Конфликты на предприятии ОАО «Разноторг» ……………………..……16
ГЛАВА 3. Перспективы развития и улучшения рекомендаций к разрешению конфликтов предприятия ОАО «Разноторг»
3.1 Стратегия разрешения конфликтов на предприятии ОАО «Разноторг»..24
3.2 Методы развития сотрудничества между работниками…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………33
1.3 Методы разрешения конфликтов
Существует четыре структурных метода разрешения конфликтов.
Разъяснение требований к
работе. Одним из лучших методов
управления, предотвращающий
Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и совещания.
Общеорганизационные комплексные
цели. Установление общеорганизационных
комплексных целей - еще один структурный
метод управления структурной ситуацией.
Эффективное осуществление этих
целей требует совместного
Например, если три смены
отдела конфликтуют между собой,
следует сформулировать цели для
своего отдела, а не для каждой смены
в отдельности. Аналогичным образом,
установление четко сформулированных
целей для всей организации в
целом также будет
Структура системы вознаграждений.
Вознаграждения можно использовать
как метод управления конфликтной
ситуацией, оказывая влияние на поведение
людей, чтобы избежать дисфункциональных
последствий. Люди, которые вносят свой
вклад в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим
группам организации и
Систематическое скоординированное
использование системы
Описанные методы общения
и переговоров предполагают взаимодействие
отдельных личностей, коллективов.
В жизни же большую роль играют
конфликты, возникающие в среде
массовых сообществ, между различными
группами. Такие конфликты могут
разрешаться путем
Применение позитивных методов
разрешения конфликтов воплощается
достижением компромиссов или консенсусов
между противоборствующими
Компромисс (от лат. compromissum) — означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Скажем, соотношением противоборствующих политических сил явно не в пользу тех, кто идет на компромисс. Вторые, то есть добровольные, компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются разнообразные партийные блоки и политические коалиции.
Технология компромиссов
достаточно сложна, во многом уникальна,
но все же в ее структуре есть
нечто повторяющееся. Таковы некоторые
способы согласования интересов
и позиций: консультация, диалог, дискуссия,
партнерство и сотрудничество. Их
использование позволяет
Консенсус (от лат. consedo) – форма выражения согласия с аргументами противника в споре. В научной литературе понятие консенсуса обозначает общественное согласие относительно правил разрешения конфликтов. Речь идет о согласии относительно: 1) принципов функционирования конкретной системы, что воплощается в демократических структурах власти и управления обществом; 2) правил и механизмов, регулирующих разрешение конкретных конфликтов. Консенсус может быть охарактеризован с содержательной стороны (качественный аспект) и уровня достижения – степень консенсуса (количественный аспект). [17 C 17]
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов на предприятии ОАО «Разноторг»
2.1 Характеристика ОАО «Разноторг»
Исследуемым предметом в работе является Открытое Акционерное Общество «Разноторг», действующее на основании Устава. Генеральным директором является Тушакова Надежда Павловна.
Предприятие располагается по адресу: г. Сочи, пр. Курортный 7.
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 22.00 без перерыва на обед.
В «Разноторге»
представлен широкий
Организационная структура ОАО достаточно сложна (количество структурных элементов высоко), так как степень разделения труда высока и имеет много уровней.
Для осуществления функций
управления на предприятии создан аппарат
управления, который подразделяется
на отделы. В ОАО «Разноторг» представлены
следующие отделы: администрация, бухгалтерия,
менеджерский отдел, отдел кадров, отдел
рекламы, контрольно-ревизионное
Персонал ОАО «Разноторг» подразделяется на различные категории и группы: промышленно-производственный персонал, т.е. работники, занятые основной деятельностью предприятия (эта категория работников подразделяется на рабочих и служащих); рабочие, то есть лица, занятые непосредственным воздействием на предметы труда, их перемещением и перемещением продукции, уходом за средствами труда и контролем за их работой, выполнением операций по контролю качества продукции и другим видам обслуживания производственного процесса; служащие, то есть руководители, специалисты и др.
Для предприятия характерна
функциональная организационная структура,
которая строится на принципе разделения
управленческого труда. Функциональные
связи обеспечивают специализацию
управленческой деятельности, что позволяет
решать сложные многоцелевые задачи.
Функциональная организационная структура
состоит в том, что руководитель
(директор предприятия) осуществляет свою
деятельность на принципах единоначалия,
но для обеспечения необходимой
компетентности управленческих решений
при руководителе созданы функциональные
подразделения: отделы, которые возглавляют
ведущие специалисты в
В рамках функциональной структуры
управления администрация ОАО «Разноторг»
реализует административно-
Административно-управленческие
методы имеют свое функциональное назначение,
не противоречат экономическим и
другим методам управления, дополняют
их, так как любое административное
решение (распоряжение) выступает комплексным
проявлением практического
2.2 Конфликты на предприятии ОАО «Разноторг»
ОАО «Разноторг» – торговое предприятие, включающее в себя свыше 300 секций. В каждой секции работают продавцы, кассиры, менеджеры торгового зала, директор секции и его заместитель.
Методы управления персоналом построены на прямом, оперативном воздействии на управляемый объект и основаны на авторитете власти руководителя, его полномочиях и правах управления отдавать распоряжения; на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Возникающие столкновения в области трудовых правоотношений часто включает столкновение интересов, что может привести к развитию трудового конфликта.
На предприятии существует незначительная, но все же текучесть кадров, это вызвано разными причинами.
Нередко члены организации вступают в конфликт друг с другом, единство действий становится менее возможным. Такая ситуация возникает ввиду того, что в ОАО «Разноторг», в торговых секциях, нечетко определены обязанности сотрудников. Поэтому нередко необходимая работа оказывается невыполненной в срок, поскольку каждый работник считает, что за ее выполнение отвечает кто-то другой.
Принимаемые администрацией
решения нередко
Большинство сотрудников на предприятии не довольны заработной платой, так как не понимают существующую систему оплаты труда: система должна быть гибкой, должна носить мотивирующий характер, стимулировать работников на достижение целей предприятия, а главное, понятной для сотрудников.
Основными причинами возникновения
конфликтов в ОАО «Разноторг», являются:
обусловленные трудовым процессом;
вызванные психологическими особенностями
человеческих взаимоотношений; причины,
коренящиеся в личностном своеобразии
членов коллектива. Однако, причины, детерминированные
трудовым процессом, на исследуемом
предприятии являются ведущим источником
возникновения конфликтных
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основных целей трудовой деятельности – выполнению производственного задания (например, выполнение плана продаж). Такими факторами в ОАО «Разноторг», могут быть:
1) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого;
2) перенос проблем, решение которых должно было бы идти по вертикали, в горизонтальный уровень отношений (так, нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны вовсе не они, а их руководители);
3) невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства – подчинения» (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных или наоборот, подчиненные не выполняют соответствующие требования руководителя).
Во-вторых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности – достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся:
1) взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива (к примеру, при распределении премии по секции учитывается, достигнуты ли плановые показатели, она зависит от работы всего коллектива секции);
2) нерешенность ряда организационных вопросов «по вертикали» (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми (например, из-за посменности и условий труда), располагающимися на организационной горизонтали;
3) функциональные нарушения в системе «руководства – подчинения», препятствующие достижению личных целей, как руководителем, так и подчиненными (например, безответственность подчиненных ведет к производственным потерям, вследствие чего страдают не только их интересы, но и престиж руководителя).
В-третьих, возникающие в
ходе реализации трудовой деятельности
конфликты нередко порождены
несоответствием поступков
Допустим, стремление человека больше заработать обусловлено более интенсивным трудом, который может войти в противоречие с групповым стандартом производственной выработки. Другая похожая причина для конфликта: ролевые несоответствия в системе отношений «руководства – подчинения», когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности («играющих роли»), с их реальными действиями.
Информация о работе Трудовые конфликты и методы их разрешения в современных российских условиях