Трудовые конфликты и методы их разрешения в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать конфликт на предприятии и рассмотреть методы его разрешения.
Задачи:
1.Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы термина "трудовые конфликты".
2.Описать и раскрыть природу, сущность и типы конфликтов.
3.Определить особенности трудового конфликта на предприятии и проанализировать возможность изменения уровня социальной напряженности.

Содержание работы

· ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………..3

ГЛАВА 1. Трудовые конфликты и методы их разрешения

· Понятие конфликта, типы конфликта на предприятии………….…………5

1.2Типы конфликтов…………………………………………………………….8

1.3 Методы разрешения конфликтов……………………………………….....10

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов на предприятии ОАО «Разноторг»

2.1 Характеристика ОАО «Разноторг» ……………………………………….14

2.2 Конфликты на предприятии ОАО «Разноторг» ……………………..……16

ГЛАВА 3. Перспективы развития и улучшения рекомендаций к разрешению конфликтов предприятия ОАО «Разноторг»

3.1 Стратегия разрешения конфликтов на предприятии ОАО «Разноторг»..24

3.2 Методы развития сотрудничества между работниками…………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая - Трудовые Конфликты.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Методы   разрешения  конфликтов

 

Существует четыре структурных  метода разрешения конфликтов.

Разъяснение требований к  работе. Одним из лучших методов  управления, предотвращающий дисфункциональный  конфликт, - разъяснение того, какие  результаты ожидаются от каждого  сотрудника и подразделения. Здесь  должны быть упомянуты такие параметры  как уровень результатов, который  должен быть достигнут, кто предоставляет  и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его  подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень  полезны средства интеграции, такие  как управленческая иерархия, использование  служб, осуществляющих связь между  функциями, межфункциональные группы, целевые группы и совещания.

Общеорганизационные комплексные  цели. Установление общеорганизационных  комплексных целей - еще один структурный  метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп  или отделов. Идея, которая заложена в эти цели, направит усилия всех участников на достижение общей цели. [1 C 26]

Например, если три смены  отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для  своего отдела, а не для каждой смены  в отдельности. Аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в  целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут  принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной  функциональной области. Изложение  высших принципов (ценностей) организации  раскрывает содержание комплексных  целей. Руководство старается уменьшить  возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.

Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной  ситуацией, оказывая влияние на поведение  людей, чтобы избежать дисфункциональных  последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных  комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются  подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, надбавками к должностному окладу или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение  отдельных лиц или групп.  [18 C 7]

Систематическое скоординированное  использование системы вознаграждений и поощрений способствует осуществлению  общеорганизационных целей, помогая  людям понять, как им следует поступать  в конфликтной ситуации, чтобы  это соответствовало желаниям руководства.

 

Описанные методы общения  и переговоров предполагают взаимодействие отдельных личностей, коллективов. В жизни же большую роль играют конфликты, возникающие в среде  массовых сообществ, между различными группами. Такие конфликты могут  разрешаться путем разнообразных  переговоров и видов общения. Однако общение в таких случаях  приобретает форму не диалога, а  обсуждения проблем. Это — различного рода деловые совещания, семинары, конференции, съезды и т.д.

Применение позитивных методов  разрешения конфликтов воплощается  достижением компромиссов или консенсусов  между противоборствующими сторонами. Это формы завершения конфликтов в основном по типу «выигрыш-выигрыш», «победа – победа». Они представляют собой реализацию стилей компромисса  и сотрудничества. [16 C 3]

Компромисс (от лат. compromissum) —  означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы  вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Скажем, соотношением противоборствующих политических сил  явно не в пользу тех, кто идет на компромисс. Вторые, то есть добровольные, компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части  интересов всех взаимодействующих  сил. На основе таких компромиссов создаются  разнообразные партийные блоки  и политические коалиции.

Технология компромиссов достаточно сложна, во многом уникальна, но все же в ее структуре есть нечто повторяющееся. Таковы некоторые  способы согласования интересов  и позиций: консультация, диалог, дискуссия, партнерство и сотрудничество. Их использование позволяет выявить  общие ценности, если таковые существуют, обнаружить совпадение взглядов по тем  или иным вопросам, помогает вскрыть  позиции, по которым конфликтующим  сторонам необходимо идти на уступки, выработать взаимоприемлемое соглашение о «правилах игры», или иначе, нормах и методах дальнейших действий с тем, чтобы обеспечить надлежащий баланс интересов и тем самым  урегулировать конфликт. Технология компромиссов — это своеобразное искусство в социальном управлении, которым владеет каждый опытный  субъект, зрелая демократическая организация.

Консенсус (от лат. consedo) –  форма выражения согласия с аргументами  противника в споре. В научной  литературе понятие консенсуса обозначает общественное согласие относительно правил разрешения конфликтов. Речь идет о согласии относительно: 1) принципов функционирования конкретной системы, что воплощается в демократических структурах власти и управления обществом; 2) правил и механизмов, регулирующих разрешение конкретных конфликтов. Консенсус может быть охарактеризован с содержательной стороны (качественный аспект) и уровня достижения – степень консенсуса (количественный аспект). [17 C 17]

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов  на предприятии ОАО «Разноторг»

2.1 Характеристика ОАО  «Разноторг»

 

Исследуемым предметом в  работе является Открытое Акционерное  Общество «Разноторг», действующее  на основании Устава. Генеральным  директором является Тушакова Надежда  Павловна.

Предприятие располагается  по адресу: г. Сочи, пр. Курортный 7.

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 22.00 без перерыва на обед.

 В  «Разноторге»  представлен широкий ассортимент  товаров: белье, товары для  детей, женская одежда, книги,  мужская одежда, обувь, товары  для дома, меха и головные уборы,  изделия народных художественных  промыслов, продовольственные товары, ювелирные изделия и многое  другое.

Организационная структура  ОАО достаточно сложна (количество структурных элементов высоко), так  как степень разделения труда  высока и имеет много уровней.

Для осуществления функций  управления на предприятии создан аппарат  управления, который подразделяется на отделы. В ОАО «Разноторг» представлены следующие отделы: администрация, бухгалтерия, менеджерский отдел, отдел кадров, отдел  рекламы, контрольно-ревизионное управление, медицинский пункт, отдел по ремонту  и эксплуатации оборудования, отдел  службы охраны, служба уборки производственных и офисных помещений, торговые секции. Каждый отдел выполняет определенный комплекс операций и процедур по управлению производством, то есть осуществляет функции  управления.

Персонал ОАО «Разноторг»  подразделяется на различные категории  и группы: промышленно-производственный персонал, т.е. работники, занятые основной деятельностью предприятия (эта  категория работников подразделяется на рабочих и служащих); рабочие, то есть лица, занятые непосредственным воздействием на предметы труда, их перемещением и перемещением продукции, уходом за средствами труда и контролем  за их работой, выполнением операций по контролю качества продукции и другим видам обслуживания производственного процесса; служащие, то есть руководители, специалисты и др.

Для  предприятия характерна функциональная организационная структура, которая строится на принципе разделения управленческого труда. Функциональные связи обеспечивают специализацию  управленческой деятельности, что позволяет  решать сложные многоцелевые задачи. Функциональная организационная структура  состоит в том, что руководитель (директор предприятия) осуществляет свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой  компетентности управленческих решений  при руководителе созданы функциональные подразделения: отделы, которые возглавляют  ведущие специалисты в определенных областях. Специалистами являются администратор (заместитель Генерального директора), главный бухгалтер, старший менеджер, старший техник, директора секций. Они выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, но решения принимает  руководитель. Функциональная структура  управления чаще всего характеризуется  работниками предприятия как  неоправданно сложная, иерархическая  и бюрократическая (механистическая). Специалисты считают, что при  всей ее сложности структура не имеет  многих звеньев, необходимых для  управления процессами рыночных преобразований. Однако преимуществом этой структуры  является повышение качества принимаемых  решений и соблюдение принципа единоначалия.

В рамках функциональной структуры  управления администрация ОАО «Разноторг»  реализует административно-управленческие методы управления персоналом предприятия, основанные на прямом, оперативном  воздействии на управляемый объект и основаны на авторитете власти руководителя, его полномочиях и правах управления отдавать распоряжения; на принципе обязательного  и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Принятие решений руководителем  предполагает глубокие знания, полное, достоверное представление о  состоянии объекта, понимание последствий  принимаемых решений и отдаваемых распоряжений.

Административно-управленческие методы имеют свое функциональное назначение, не противоречат экономическим и  другим методам управления, дополняют  их, так как любое административное решение (распоряжение) выступает комплексным  проявлением практического использования  закономерностей развития объекта  управления в сочетании с умением  руководителя пользоваться предоставляемыми полномочиями.

 

2.2 Конфликты на предприятии  ОАО «Разноторг»

 

ОАО «Разноторг» – торговое предприятие, включающее в себя свыше 300 секций. В каждой секции работают продавцы, кассиры, менеджеры торгового  зала, директор секции и его заместитель.

Методы управления персоналом построены на прямом, оперативном  воздействии на управляемый объект и основаны на авторитете власти руководителя, его полномочиях и правах управления отдавать распоряжения; на принципе обязательного  и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Возникающие столкновения в области трудовых правоотношений часто включает столкновение интересов, что может привести к развитию трудового конфликта.

На предприятии существует незначительная, но все же текучесть  кадров, это вызвано разными причинами.

Нередко члены организации  вступают в конфликт друг с другом, единство действий становится менее  возможным. Такая ситуация возникает  ввиду того, что в ОАО «Разноторг», в торговых секциях, нечетко определены обязанности сотрудников. Поэтому  нередко необходимая работа оказывается  невыполненной в срок, поскольку  каждый работник считает, что за ее выполнение отвечает кто-то другой.

Принимаемые администрацией решения нередко свидетельствуют  о полном игнорировании интересов  персонала, жестком авторитаризме, нарушении правовых и этических  норм. Невнятность проводимой кадровой политики, ее противоречивость существенно  сужают возможности использования  кадрового потенциала.

Большинство сотрудников  на предприятии не довольны заработной платой, так как не понимают существующую систему оплаты труда: система должна быть гибкой, должна носить мотивирующий характер, стимулировать работников на достижение целей предприятия, а  главное, понятной для сотрудников.

Основными причинами возникновения  конфликтов в ОАО «Разноторг», являются: обусловленные трудовым процессом; вызванные психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений; причины, коренящиеся в личностном своеобразии  членов коллектива. Однако, причины, детерминированные  трудовым процессом, на исследуемом  предприятии являются ведущим источником возникновения конфликтных ситуаций.

Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основных целей трудовой деятельности – выполнению производственного  задания (например, выполнение плана  продаж). Такими факторами в ОАО  «Разноторг», могут быть:

1) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого;

2) перенос проблем, решение которых должно было бы идти по вертикали, в горизонтальный уровень отношений (так, нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны вовсе не они, а их руководители);

3) невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства – подчинения» (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных или наоборот, подчиненные не выполняют соответствующие требования руководителя).

Во-вторых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности – достаточно высокого заработка, благоприятных условий  труда и отдыха. К этой группе факторов относятся:

1) взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива (к примеру, при распределении премии по секции учитывается, достигнуты ли плановые показатели, она зависит от работы всего коллектива секции);

2) нерешенность ряда организационных вопросов «по вертикали» (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми (например, из-за посменности и условий труда), располагающимися на организационной горизонтали;

3) функциональные нарушения в системе «руководства – подчинения», препятствующие достижению личных целей, как руководителем, так и подчиненными (например, безответственность подчиненных ведет к производственным потерям, вследствие чего страдают не только их интересы, но и престиж руководителя).

В-третьих, возникающие в  ходе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождены  несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям.

Допустим, стремление человека больше заработать обусловлено более  интенсивным трудом, который может  войти в противоречие с групповым  стандартом производственной выработки. Другая похожая причина для  конфликта: ролевые несоответствия в системе  отношений «руководства – подчинения», когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности («играющих роли»), с их реальными  действиями.

Информация о работе Трудовые конфликты и методы их разрешения в современных российских условиях