Трудовые конфликты и методы их разрешения в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать конфликт на предприятии и рассмотреть методы его разрешения.
Задачи:
1.Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы термина "трудовые конфликты".
2.Описать и раскрыть природу, сущность и типы конфликтов.
3.Определить особенности трудового конфликта на предприятии и проанализировать возможность изменения уровня социальной напряженности.

Содержание работы

· ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………..3

ГЛАВА 1. Трудовые конфликты и методы их разрешения

· Понятие конфликта, типы конфликта на предприятии………….…………5

1.2Типы конфликтов…………………………………………………………….8

1.3 Методы разрешения конфликтов……………………………………….....10

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов на предприятии ОАО «Разноторг»

2.1 Характеристика ОАО «Разноторг» ……………………………………….14

2.2 Конфликты на предприятии ОАО «Разноторг» ……………………..……16

ГЛАВА 3. Перспективы развития и улучшения рекомендаций к разрешению конфликтов предприятия ОАО «Разноторг»

3.1 Стратегия разрешения конфликтов на предприятии ОАО «Разноторг»..24

3.2 Методы развития сотрудничества между работниками…………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая - Трудовые Конфликты.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

2. практическая эмпатия,  предполагающая «вхождение» в  положение партнера, понимание его  трудностей, выражение сочувствия  и готовности ему помочь;

3. сохранение репутации  партнера, уважительное отношение  к нему, хотя интересы обоих  партнеров в данное время и  расходятся;

4. взаимное дополнение  партнеров, которое состоит в  использовании таких черт будущего  соперника, которыми не обладает  первый субъект;

5. исключение социальной  дискриминации, которое запрещает  подчеркивание различий между  партнерами по сотрудничеству, какого-либо  превосходства одного над другим;

6. неразделение заслуг  – этим достигается взаимное  уважение, и снимаются такие негативные  эмоции, как зависть, чувство обиды;

7. психологический настрой;

8. психологическое «поглаживание», которое означает поддержание  хорошего настроения, положительных  эмоций.

Названные методы поддержания  и укрепления сотрудничества, конечно  же, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между  членами коллектива, укреплению их взаимного доверия и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, – помогает его разрешить.

Деятельность по предупреждению конфликтов может осуществлять сам  руководитель организации. Она может  вестись по четырем основным направлениям:

1) создание объективных  условий, препятствующих возникновению  и деструктивному развитию предконфликтных  ситуаций; справедливое и гласное  распределение материальных благ  в коллективе, организации. Если  бы материальных благ хватало  на всех работников, то конфликты,  связанные с их распределением  видимо, все равно были бы, но  реже. Причиной сохранения конфликтов  было бы возрастание потребностей  людей и сама система распределения,  существующая в российском обществе. К объективным условиям предупреждения  межличностных конфликтов относится  справедливое и гласное распределение  существующих благ. Это условие  в определенной степени одновременно  и субъективно. Если дефицитные  материальные блага распределять  между работниками, во-первых, справедливо,  во-вторых, гласно, чтобы исключить  слухи, связанные с тем, что  кому-то больше заплатили, то  число и острота конфликтов, связанных  с распределением материальных  благ, заметно сократились бы;

2) разработка правовых  и других нормативных процедур  разрешения типичных предконфликтных  ситуаций. Анализ конфликтов во  взаимоотношениях работников показал,  что существуют типичные проблемные  ситуации социального взаимодействия  и типичные предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту.  Конструктивное разрешение таких  ситуаций можно обеспечить, разработав  нормативные процедуры, позволяющие  сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с  оппонентом;

3) успокаивающая материальная  среда, окружающая человека. К  факторам материальной среды,  способствующим уменьшению вероятности  конфликтов, можно отнести: удобную  планировку рабочих помещений,  оптимальные характеристики воздушной  среды, освещенности, электромагнитных  и других показателей, окраску  помещений в спокойные тона, наличие  комнатных растений, аквариумов, оборудование  комнат психологической разгрузки,  отсутствие раздражающих шумов.

Существует еще ряд  объективных условий, влияющих на возникновение  конфликтов между людьми. В конечном итоге на состояние организма  и психику человека влияет вся  материальная среда, с которой он взаимодействует. Следовательно, она  опосредованно влияет и на его  конфликтность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев проблему конфликтов можно сделать вывод: что конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций  и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или  более сторон. Возможен выбор и  других определений.

Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы придать  конфликту по возможности положительный  характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.

Способом разрешения конфликта  становится компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни (руководство стройуправления) – по существу проблемы, другие (рабочие  участка) – по вызывающей форме протеста. В итоге возобладал функционально-позитивный результат.

Предотвращению конфликта  способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Понятие конфликта принадлежит  как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим  смыслом. Анализ определений конфликта, принятых в современной науке, обнаруживает их сходство: назначение конфликта  состоит в том, чтобы через  его разрешение произошло снятие актуализированного в нем противоречия.

Проблема разрешения конфликта  выступает как поиск ресурса, средства для осуществления выбора; и в ситуации состоявшегося выбора – способа преодоления отвергнутой  альтернативы. Иными словами, проблема вместо изучения явлений в его  деталях, динамике и контекстах сводится исключительно к рассмотрению эффективности  тех или вариантов работы с  этой данностью.

Современные технологии разрешения и профилактики конфликтов, базируются на определении конфликта как  противостоянии сторон, осознающих различие своих интересов. Подход, связанный  с прекращением конфликта, обычно связывается  с понятием регулирование (воздействие), а подход, связанный с компромиссом и сотрудничеством, – с понятием разрешение.

Возможные пути решения социальных конфликтов в сфере управления предприятием:

• установление рабочего контроля;

• создание так называемых опорных структур производственной демократии.

• консолидация индивидуальных пакетов акций работников;

• включение в устав  предприятия Положения о создании Фонда акционирования работников предприятия;

• скупка акций у работников-акционеров, ушедших из предприятия, на выгодных для них условиях;

• передача на доверительной  основе принадлежащих работникам акций;

• продажа акций работников

Все эти правила и рекомендации не являются универсальными, поэтому  их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной  ситуации.

На основании сказанного выше, можно сделать вывод о  том, что ОАО «Разноторг» –  торговое предприятие, включающее в  себя свыше 300 секций. Методы управления персоналом построены на прямом, оперативном  воздействии на управляемый объект и основаны на авторитете власти руководителя, его полномочиях и правах управления отдавать распоряжения; на принципе обязательного  и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Возникающие столкновения в области трудовых правоотношений часто включает столкновение интересов, что может привести к развитию трудового конфликта.

Одной из важнейших причин возникновения конфликтов является низкий уровень организации труда  и управления. Руководитель что ОАО  «Разноторг затрачивает 50% своего рабочего времени на изучение и улаживание различных конфликтных взаимоотношений.

Так как деятельность персонала  на предприятии – это сложное  взаимодействие работников между собой, а предприятие является социальной системой и единицей в мировом  разделении труда; в конечном счете, эффективность разрешения конфликтных  ситуаций определяется тем, насколько  обеспечен баланс интересов самого персонала и интересов собственно предприятия, носителями которых выступают  собственники и высший менеджмент предприятия.

Таким образом, главной проблемой  на предприятии является так называемая текучесть кадров, вызванная периодически возникающими конфликтными ситуациями между администрацией и работниками.

Таким образом, необходимо:

• Построить процесс разрешения конфликтов на положениях оптимистического подхода;

• Разработать программу разрешения конфликтов посредством переговоров;

• Определить планы воздействия на конфликт в соответствии с выбранными стратегиями разрешения;

• Разработать программу по профилактике и предупреждению конфликтов.

Предложенные мероприятия  позволят своевременно реагировать  на напряженные ситуации в коллективе, а также своевременно и адекватно  предотвращать их. В случае возникновения  конфликта, данные меры помогут безболезненно  выйти из сложившейся ситуации.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

· Акатов Л.И. Основы кадрового менеджмента. М., 2004

· Алешина Ю.Е. Управление персоналом. – М., 2003

· Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999

· Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2006

· Армстронг М. Практика и управление человеческими ресурсами. СПб, 2007

· Витке Н.А. Вопросы управления // Проблемы теории и практики управления. М., 1991

· Воробьев Н.Х. Управление персоналом организации. – М., 2004

· Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А., Менеджмент. Системы управления, методология, предпринимательство. СПб, 2003

· Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону, 2003

· Глухов В.В. Менеджмент. – СПб, 2007

· Гришина Н.В. Введение в психологию труда. – М., 2003

· Громкова Т.М. Организационное поведение. – М., 2002

· Дырин С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. СПб, 2006

· Дубовик Т. Управление персоналом. СПб, 2004

· Ершов А.А. Организационное поведение. – М., 2004

· Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995

· Израильская Т.В. Как управлять персоналом – пособие для руководителей // Справочник по управлению персоналом. М., 2004

· Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психологический словарь – 2008 – с. 642.

· Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие – 2-е изд. – ИНФРА, 2007 – 272 с.

· Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 – С. 321.

· Социальные конфликты в современной России – М.: УРСС, 2007 – с. 346.


Информация о работе Трудовые конфликты и методы их разрешения в современных российских условиях