Управление дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль педагогической диагностики в осуществлении управлением ДОУ
Задачи:
- выяснить степень изученности использования педагогической диагностики в управлении современным ДОУ;
- изучить особенности методологической организации проведения педагогической диагностики.
- исследовать влияние педагогической диагностики на результаты профессионального развития педагогов ДОУ как условия обеспечивающего повышения качества образования и, следовательно, его развития.
- сделать выводы и обобщение

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ………………………………………………………………….7
1.1 Сущность и содержание педагогической диагностики…………………….7
1.2 Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………..15
1.3 Роль педагогической диагностики в управлении дошкольным образовательным учреждением…………………………………………….20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………34
2.1 Организация проведения исследования……………………………………34
2.2 интерпретация результатов исследования…………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….................49

Файлы: 1 файл

курсовая по удо.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ………………………………………………………………….7

    1. Сущность и содержание педагогической диагностики…………………….7
    2. Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………..15
    3. Роль педагогической диагностики в управлении дошкольным образовательным учреждением…………………………………………….20

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………34

2.1 Организация проведения исследования……………………………………34

2.2 интерпретация результатов исследования…………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….................49

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Управление современным дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи.  Средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей, и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как неличностная структура»

В настоящее  время педагогическая диагностика  рассматривается как-составной компонент  профессиональной педагогической деятельности, как относительно самостоятельная область образовательной практики. Она призвана, вписываясь в образовательную и воспитательно-развивающую деятельность всех типов учебных заведений, обеспечивать разностороннее измерение и оценку состояния педагогического процесса, его результатов, выявлять позитивные и негативные тенденции развития образовательных учреждений и систем, обнаруживать проблемы и затруднения, требующие преодоления.  Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса.

В понятие «диагностика»  вкладывается более широкий и  глубокий смысл, чем в понятие  «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.

Анализ практики работы общеобразовательных и дошкольных учреждений свидетельствует о том, что педагогическая диагностика используется в основном как традиционная форма проверки и контроля состояния образовательного процесса.

Таким образом, возникает противоречие между диагностикой как средством получения  систематичной, оперативной, достоверной информации обеспечивающей эффективность управления ДОУ и недостаточным уровнем диагностической культуры руководителей, что обуславливает проблему  использования педагогической диагностики  как движущей силы развития ДОУ.

Объект  исследования: процесс развития ДОУ

Предмет исследования: педагогическая диагностика как движущая сила развития ДОУ

Цель  исследования: изучить роль педагогической диагностики в осуществлении управлением ДОУ

Гипотеза: педагогическая диагностика является движущей силой развития ДОУ если:

- при осуществлении  контроля за организацией и  осуществлением педагогической  диагностики основными параметрами  являются систематичность и аналитико – коррекционный подход в междигностический период;

- использование  разнообразных диагностических  методов, направленных на отслеживание  профессионального становления  педагогов

 Задачи:

- выяснить степень изученности использования педагогической диагностики в управлении современным ДОУ;

- изучить особенности  методологической организации проведения  педагогической диагностики. 

- исследовать   влияние педагогической диагностики на результаты  профессионального развития педагогов ДОУ как условия обеспечивающего повышения качества образования и, следовательно, его развития.

- сделать выводы  и обобщение

Методологические основы: основные положения теории развития Выгодского Л.С.; установка Денякиной Л.М. на педагогическую диагностику   как   движущую   силу  развития   образовательного   учреждения; выводы Никишиной И.В. о значимости диагностики в методической работе  ДОУ; методические рекомендации по воспитательному процессу Степановой Е..

Методы  исследования:

 -    изучение и анализ теоретической литературы по проблеме;

          - тестирование;

          - изучение и анализ полученных  результатов;   

Методики исследования:

Методика «Изучение профессионального  мастерства педагогов» И. Ю. Соколовой [16]

Соломенникова О., Комарова Т. Диагностика экологических знаний дошкольников [27]  

База  исследования: ДОУ № 1«Рябинушка» п.г.т. Карабаш, ДОУ № 2 «Ляйсан» п.г.т. Карабаш.

Выборка: 40 дошкольников седьмого года жизни и 2 руководителя учреждений

Теоретическая значимость работы: состоит в том, что исследованы и определены ведущие методы диагностики педагогов, и доказана необходимость использования педагогической диагностики для развития ДОУ

 Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранные методы диагностики могут быть предложены к использованию руководителями дошкольного учреждения в процессе развития профессиональных качеств педагогов и  развития ДОУ.

 Аннотация:  работа состоит из 2 глав, 6 параграфов, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

 

    1. Сущность и содержание педагогической диагностики

 

Термины «диагноз» (от греч. diagnosis – распознавание) и  «диагностика» (от греч. diagnostikos – способный  распознавать) давно привычны в медицине, биологии, технике, а также в психологии. Общий смысл понятия «диагноз» в этих науках сводится к следующему:

 а) всестороннее  изучение организма человека (или  соответственно машин и других  механизмов и технических устройств);

 б) определение  отклонений, дефектов в жизнедеятельности человека (или работе машин);

 в) предсказание  возможных отклонений в развитии  организма (режиме работы машин  и механизмов);

г) разработка методов  и средств обнаружения и локализации  дефектов.                       

 Совсем недавно эти термины стали достоянием и педагогики.

Зачем нужна  диагностика? Процессы воспитания и  развития человека осуществляются в  определенных условиях. К ним относятся  внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности  и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.

Диагноз педагогический - определение характера и объема способностей воспитанников, затруднений, испытываемых ими в обучении, отклонений в поведении. Диагноз педагогический ставится на основе данных об освоении воспитанниками программ, наблюдения за их обучением, деятельностью, изучения ее результатов и другое [12].

В педагогической литературе широко используются такие  понятия (термины), как педагогическая диагностика, контроль педагогического  процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем [9].

 В педагогическом словаре [6] педагогическая диагностика определяется как подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Педагогический  диагноз, в работе Никишиной И.В - это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов [17].

Диагностика всегда представляет собой, утверждает Никишина И.В. научно - практическую деятельность, а постановка диагноза - практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее типичное [18].

Педагогическая  диагностика это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации воспитанников, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия [22]

Педагогическая  диагностика – это подраздел  педагогики, изучающий принципы и  методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это также процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики – распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров. Выявленные параметры соотносят с известными законами и тенденциями педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.

Педагогический  диагноз – это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного  решения и разработки эффективных  учебно-воспитательных действий и операций [20].

Являясь важной частью процесса образования, диагностика  не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она  всего лишь помогает выявить достижения и недостатки дошкольников. По аналогии с тремя основными функции образовательного процесса выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание, образование и обучение

а) В сфере  воспитания - выявление и измерение  жизненных установок личности, определение  меры овладение личностью культурным потенциалом человечества.

б) В сфере  образования - определение меры развития личности и овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах деятельности, то есть знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в основном, можно отнести знания теоретические и методологические.

в) В сфере  обучения - определение уровня овладения  преимущественно конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в ДОУ [1].

Л. М. Денякина и  И. В. Никишина отмечают полифункциональность   педагогической значимости диагностики и определяют конкретно ее фукции:

аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;

собственно  диагностическую – способствует изучению уровня обученности, воспитанности  и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагога;

оценочную –  предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического  процесса;

коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий педагога и ребенка с  целью устранения негативных последствий обучения;

ориентационную  – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и  определение новых целей;

информационную  – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики [18].

Качественное  проведение диагностической работы возможно при создании ряда условий: нормативно-правовых, организационных, методических и кадровых.

Создание нормативно-правовых условий обеспечивает проведение диагностической работы с соблюдением действующих документов всех уровней – от международного до уровня учреждения, а именно:

Информация о работе Управление дошкольным учреждением