Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить роль педагогической диагностики в осуществлении управлением ДОУ
Задачи:
- выяснить степень изученности использования педагогической диагностики в управлении современным ДОУ;
- изучить особенности методологической организации проведения педагогической диагностики.
- исследовать влияние педагогической диагностики на результаты профессионального развития педагогов ДОУ как условия обеспечивающего повышения качества образования и, следовательно, его развития.
- сделать выводы и обобщение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ………………………………………………………………….7
1.1 Сущность и содержание педагогической диагностики…………………….7
1.2 Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………..15
1.3 Роль педагогической диагностики в управлении дошкольным образовательным учреждением…………………………………………….20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………34
2.1 Организация проведения исследования……………………………………34
2.2 интерпретация результатов исследования…………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….................49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1 Организация и проведение исследования
Объект исследования: процесс развития ДОУ.
Предмет исследования: педагогическая диагностика как движущая сила развития ДОУ
Гипотеза: педагогическая диагностика является движущей силой развития ДОУ если:
- при осуществлении
контроля за организацией и
осуществлением педагогической
диагностики основными
- использование
разнообразных диагностических
методов, направленных на
Методы исследования влияния педагогической диагностики на развитие ДОУ:
- изучение документации ДОУ
- тестирование, изучение и анализ полученных результатов.
Методики исследования:
Методика «Изучение профессионального мастерства педагогов» И. Ю. Соколовой [16]
Соломенникова О., Комарова Т. Диагностика экологических знаний дошкольников [27]
База исследования: ДОУ № 1«Рябинушка» п.г.т. Карабаш, ДОУ № 2 «Ляйсан» п.г.т. Карабаш.
Выборка: 40 дошкольников седьмого года жизни и 2 руководителя учреждений.
Цель исследования: изучить роль педагогической диагностики в осуществлении управлением ДОУ.
Задачи исследования:
- подобрать
диагностический материал и
- определить
критерии профессиональности
- сделать выводы по результатам исследования;
О создании условий для проведения диагностики свидетельствует:
- включение диагностики в годовой план работы дошкольного образовательного учреждения и отдельных педагогов (так называемых «узких специалистов»);
- описание диагностической работы в системе управления дошкольным образовательным учреждением;
- диагностические программы, реализуемые в детском саду;
- заключения по результатам обследований.
Эмпирическое исследование проводилось в конце декабря и середине января месяца на базе ДОУ № 1 «Рябинушка» ДОУ №2 «Ляйсан» п.г.т. Карабаш с руководителями и дошкольниками седьмого года жизни.
Целью изучения документации ДОУ являлось выявление истинной картины применения педагогической диагностики в работе воспитателей и заведующей детских садов.
Целью методики Соколовой И.Ю. является изучение профессионального мастерства педагогов и потребностей в его дальнейшем совершенствовании.
При исследовании мы взяли направление экологическое воспитание дошкольников, так как экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Контрольные задания для определения уровня сформированных экологических знаний дошкольников даны в приложении 1.
Основными направлениями работы воспитателя в экологическом воспитании дошкольников являются следующие:
Целью наблюдения является:
- дать детям понятие того, что аквариумные рыбки бывают различного вида, имеют свои названия;
- дать понятие особенности рыб жить в воде;
- привить внимательность
во время наблюдения, развить
чувство любви и бережного
отношения ко всему живому.
3. Выполнение отдельных экологических
проектов.
4. Создание условий для экологического
образования в группах: организация уголка
природы, уголка для экспериментирования,
выставочного уголка, подбор литературы,
фотографий, природного материала для
самостоятельных игр и экспериментирования;
5. Подбор растений,
животных и уход за ними (совместно с детьми);
6. Совместная
работа с родителями (домашние задания
детям, оформление
необходимой информации на стендах для
ознакомления родителей.)
7. Опрос
детей по готовым формам, регулярное ведение
записей по определенным схемам и тому
подобное.
2.2 Интерпретация результатов
Результаты диагностики экологической образованности по Соломенниковой О, Комаровой Т. помещены в таблицах 1, 2,3, 4, 5 и на рисунках 1, 2, 3, 4, 5 где мы можем видеть процентное соотнесение результатов по группам.
Таблица 1
Результаты
диагностики экологической
Уровень сформированных экологических знаний |
О животном мире |
О растительном мире |
О неживой природе |
О временах года |
Общий уровень |
высокий |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
Средний |
11 |
13 |
10 |
9 |
10,75 |
низкий |
5 |
4 |
5 |
7 |
5,25 |
Результаты
диагностики экологической
Рисунок 1. Результаты
диагностики экологической
Таблица 2
Результаты
диагностики экологической
Уровень сформированных экологических знаний |
О животном мире |
О растительном мире |
О неживой природе |
О временах года |
Общий уровень |
высокий |
6 |
5 |
7 |
5 |
5,75 |
Средний |
11 |
13 |
12 |
11 |
11,75 |
низкий |
3 |
2 |
1 |
4 |
2,5 |
Результаты
диагностики экологической
Рисунок 2. Результаты
диагностики экологической
Таблица 3
Результаты
диагностики экологической
Уровень сформированных экологических знаний |
О животном мире |
О растительном мире |
О неживой природе |
О временах года |
Общий уровень |
высокий |
11 |
14 |
10 |
12 |
11,75 |
Средний |
7 |
5 |
8 |
5 |
6,25 |
низкий |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
Результаты диагностики экологической образованности старших дошкольников в конце года ДОУ №1 «Рябинушка» в процентном соотношении.
Рисунок 3. Результаты
диагностики экологической
Таблица 4
Результаты диагностики экологической образованности старших дошкольников в начале года ДОУ №2 «Ляйсан»
Уровень сформированных экологических знаний |
О животном мире |
О растительном мире |
О неживой природе |
О временах года |
Общий уровень |
высокий |
2 |
3 |
1 |
1,5 | |
Средний |
10 |
8 |
13 |
14 |
11,25 |
низкий |
8 |
9 |
6 |
6 |
7,25 |
Результаты
диагностики экологической
Рисунок 4. Результаты
диагностики экологической
Таблица 5
Результаты
диагностики экологической
Уровень сформированных экологических знаний |
О животном мире |
О растительном мире |
О неживой природе |
О временах года |
Общий уровень |
высокий |
2 |
3 |
- |
- |
1,25 |
Средний |
11 |
11 |
14 |
15 |
12,75 |
низкий |
7 |
6 |
6 |
5 |
6 |
Результаты
диагностики экологической
Рисунок 5. Результаты
диагностики экологической
Изучив годовой план, мы выяснили, что в саду № 1 диагностика проводилась 3 раза в год, то есть в начале учебного года, в середине учебного года и в конце. Результаты проведенных диагностик представлены в таблицах 1, 2 и 3. В процентном соотношении результаты диагностики отображены на рисунках 1, 2 и 3. По результатам диагностики в междиагностический период предусматривалась индивидуальная работа с детьми, и по подгуппам. Сотрудничество с семьей по экологическому воспитанию отражалось в годовом плане, прослеживалась данная работа и в календарном плане воспитателя.
В годовом плане сада № 2 также запланирована диагностика 3 раза в год. Но в этом случае она проводилась в начале года и в конце. Результаты диагностике отображены в таблицах 4 и 5, и на рисунках 4 и 5. По результатам в междиагностический период предусматривалась индивидуальная работа с детьми. Сотрудничество с семьей по экологическому воспитанию в годовом плане имела отражение, но не прослеживалась в календарном плане. Следовательно можно сделать вывод что диагностическая работа велась не последовательно и результаты проведения данной диагностики не достоверны.
Работа в учреждении строится на диагностической основе. В процессе диагностики выявляются проблемы, на основе которых коллективом формируются задачи работы. В годовом плане ДОУ №1 «Рябинушка» отмечена работа по результатам диагностики, были организованы методические консультации, семинары, педагогические советы, мастер – классы, КВН по экологии.
В годовом плане ДОУ №2 «Ляйсан» работа по результатам педагогической диагностики ограничивалась только педагогическим советом, других форм работы не отмечается.
Контроль по ведению документации диагностики отмечается в годовых планах обоих ДОУ.
При изучении результатов диагностик компетентности педагогов и его дальнейшего совершенствования проводимых в ДОУ №1 и ДОУ №2, мы пришли к выводу о том, что диагностическая работа в ДОУ № 1 имела место и соответственно исходя из полученных результатов велась работа над профессиональным ростом педагогов в определенных областях. Диагностика профессионального роста по методике И.Ю. Соколовой дана в приложении № 2.
В ДОУ №2 диагностика компетентности педагогов имела место, но индивидуальная работа с педагогами по повышению профессионализма не учитывается.