Управление дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль педагогической диагностики в осуществлении управлением ДОУ
Задачи:
- выяснить степень изученности использования педагогической диагностики в управлении современным ДОУ;
- изучить особенности методологической организации проведения педагогической диагностики.
- исследовать влияние педагогической диагностики на результаты профессионального развития педагогов ДОУ как условия обеспечивающего повышения качества образования и, следовательно, его развития.
- сделать выводы и обобщение

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ………………………………………………………………….7
1.1 Сущность и содержание педагогической диагностики…………………….7
1.2 Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………..15
1.3 Роль педагогической диагностики в управлении дошкольным образовательным учреждением…………………………………………….20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………34
2.1 Организация проведения исследования……………………………………34
2.2 интерпретация результатов исследования…………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….................49

Файлы: 1 файл

курсовая по удо.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Беседа - метод позволяющий  получить интересующую информацию о воспитаннике с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно  проводить с группой, когда воспитатель  задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и  более стандартизованной, и более  свободной. В первом случае беседа ведется  по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью  предъявления четко фиксировать  ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень  высокие требования к преподавателю[9].

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет  предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен  тщательно продумать все аспекты  той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет  поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать  место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей,  присутствие которых могло бы  смутить, или, того хуже, повлиять  на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует  с тематики, приятной собеседнику,  чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут  оказаться неприятными для собеседника  или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены  в одном месте, они должны быть равномерно распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать  обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать  возрастные и индивидуальные  особенности собеседника.

5. Искренний  интерес и уважение мнения  собеседника, доброжелательное отношение  в разговоре, желание убедить,  а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие  не менее важны, чем умение  убедительно и аргументировано  говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель  должен быть внимательным и  гибким в беседе, предпочитать  косвенные вопросы прямым, которые  порой неприятны собеседнику.  Нежелание отвечать на вопрос  должно встречаться с уважением,  даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки  зрения результативности беседы  лучше задать несколько мелких  вопросов, чем один крупный.

8. В беседе  с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем  случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей  достоверности результатов беседы  наиболее важные вопросы должны  в различных формах повторяться  и тем самым контролировать  предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует  злоупотреблять терпением и временем  собеседника. Беседа не должна длиться более 10 -15 минут.

К несомненным  достоинствам беседы следует отнести:

- наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику;

В то же время  следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опрос:

Опрос принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки опроса является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную  деятельность без целенаправленного  анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей [4, с. 171 - 175].

Главными показателями осуществления диагностического направления деятельности дошкольного образовательного учреждения являются рекомендации или индивидуальные программы развития, составленные на основе диагностики, и реализуемые в работе с детьми, с родителями и с педагогами. В этом случае можно уверенно сказать, что образовательный процесс в детском саду строится на диагностической основе [31].

Поскольку педагог  является субъектом управляемого образования  как процесса и социального института, то целесообразность диагностики его  профессиональной самореализации не вызывает сомнения. Это объясняется тем, что  основным условием развития целостного социального объекта, такого, как система образования, является оптимальное функционирование всех его элементов в соответствии с общими и частными целями, что требует комплексных методик диагностирования. Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и наметить конкретные пути к их устранению, а также она выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Диагностика призвана определять разумное сочетание нового и старого в работе педагога. Кроме того необходимо выявлять знания педагогов типичных черт, возрастных психологических характеристик, индивидуальных особенностей своих воспитанников. Это позволяет широко использовать коллективные, групповые и индивидуальные методы работы с детьми и их родителями.

Следует чётко  выделить требования к анализу работы педагога. Во-первых, всякие факты, полученные при анализе его работы, должны быть осмыслены, приведены к определённой идее, из которой потом вытекают рекомендации. Во-вторых, всегда важно выявить соотношение между затраченными педагогическими усилиями и полученными результатами, которые иногда достигаются за счёт дополнительных занятий, перегрузок, домашних заданий. В-третьих, изучается воспитательное воздействие педагога, зрелость его мастерства. В-четвёртых, важно выявить способности педагога к самоанализу и самооценке совместной деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.

Выявляются четыре основных направления диагностики работы педагога:

- рациональное  использование опыта, традиционных  методик;

- овладение  новыми технологиями, методами и  приёмами педагогической деятельности;

- разумное сочетание  их при раскрытии конкретного  содержания материала;

- существование  обратной связи по самоанализу,  самооценки.

Воспитатель дошкольного  образовательного учреждения, как субъект  практической психолого-педагогической деятельности, является сложной и  зачастую противоречивой личностью  с комплексом разноуровнево развитых качеств. Познание структуры личностных качеств педагога, выступающих профессионально важными, является определяющим требованием к успешному овладению своей педагогической деятельностью. Кроме этого воспитатель должен владеть системой академических и педагогических знаний, которые также обеспечивают эффективность воспитательного процесса.

Тот уровень  знаний, которые получает будущий  воспитатель в период обучения в  вузе – не является достаточным, а  его личностные качества требуют  адаптации, совершенствования в период самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Процесс их совершенствования определяется, с одной стороны, наличием развивающей профессиональной среды, с другой стороны – степенью активности самого педагога, его способностью рационально использовать ее потенциалы, воздействовать на окружающую среду и оптимизировать все ее структурные компоненты.

Педагогическая  диагностика как система методов  и средств изучения профессионального  мастерства педагога создает основу для выявления затруднений в работе каждого педагога, позволяет определить сильные и слабые стороны его педагогической деятельности, наметить оптимальные пути и способы их преодоления [10, с. 83].

Показателем качества дошкольного образования и следовательно показателем развития ДОУ является уровень развития детей. Таким образом, в современном понимании педагогическая диагностика - это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Педагогическая оценка развития и актуального состояния является основой для всего процесса образования ребенка, помогая педагогу выстраивать весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всей группы детей. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая условия для наибольшего личностного и интеллектуального роста. Разумеется, такой подход к образованию ребенка сопряжен с ответственностью педагога, поскольку предполагает необходимость постоянной импровизации и изменения привычных способов действия.

 

Вывод по главе

 

 Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать при рассмотрении воспитательно-образовательного процесса, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, при каких условиях диагностика органически вливается в учебно-воспитательный процесс, даёт возможность научить педагогов самоконтролю и самопознанию.

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования  личности и деятельности педагога состоит  в том, что она способствует выявлению недостатков и планированию конкретных путей к их устранению, а также она выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Диагностика имеет  большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно - образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность  воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой педагог, а тем более воспитатель, обязан владеть педагогической диагностикой.

Одним из ведущих  средств оценки качества образования  является диагностика. Педагогическая диагностика многоканальна и  поэтому как система методов  и средств изучения профессионального  мастерства педагогов создает основу для профессионального роста, формирует элементы самоанализа, самоконтроль, самооценку, креативность, аналитичность, широту и конструктивность мышления, отсутствие консерватизма, формирует этику поведения.

Диагностическая оценка фактических результатов каждого педагога позволяет руководителям дошкольных образовательных учреждений регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников. Диагностика является основой получения объективной информации об исследуемом объекте или субъекте муниципального образования. В качестве объекта могут выступать: содержание образования, учебные программы, образовательный процесс, условия и ресурсы. В качестве субъектов – дети, педагоги, руководители.

С другой стороны существует детский психолог, профессионал своего дела, в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о диагностике должны сводиться к умению правильно и вовремя применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом воспитатель должен обращаться к детскому психологу  образовательного учреждения, который должен взять на себя часть нагрузки по диагностической деятельности: ведь это его работа.

Информация о работе Управление дошкольным учреждением