Управление дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль педагогической диагностики в осуществлении управлением ДОУ
Задачи:
- выяснить степень изученности использования педагогической диагностики в управлении современным ДОУ;
- изучить особенности методологической организации проведения педагогической диагностики.
- исследовать влияние педагогической диагностики на результаты профессионального развития педагогов ДОУ как условия обеспечивающего повышения качества образования и, следовательно, его развития.
- сделать выводы и обобщение

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ………………………………………………………………….7
1.1 Сущность и содержание педагогической диагностики…………………….7
1.2 Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………..15
1.3 Роль педагогической диагностики в управлении дошкольным образовательным учреждением…………………………………………….20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………34
2.1 Организация проведения исследования……………………………………34
2.2 интерпретация результатов исследования…………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….................49

Файлы: 1 файл

курсовая по удо.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Выводы  по второй главе 

Управление  современным образовательным учреждением  сегодня невозможно без получения  систематической, оперативной достоверной  информации как средства обратной связи. А посредством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений.

Оценка качества образования чаще всего проводится с помощью диагностики. Диагностика  представляет собой анализ состояния, установление состояния, диагноза. 

В современном понимании педагогическая диагностика – это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Владение педагогической диагностикой позволяет усилить  профессиональную направленность работы каждого воспитателя и руководителя, повысить заинтересованность в научно-методическом осмыслении своей работы.

 

Заключение 

 

Качество работы педагога определяется его авторитетом  и мастерством. Критериями эффективности  педагогического труда являются:

- объём и  качество знаний воспитанников;

- практические  умения и навыки, поскольку знания  приобретают реальное воплощение  через умения и навыки деятельности;

- интегральное  развитие ребёнка (развитие мышления, памяти, внимания, интеллекта, речи  и т.д.).

Выявлены четыре направления самодиагностики деятельности педагога:

- рациональное  использование прежнего опыта,  традиционных методик;

- овладение  новыми методиками и приёмами  учебной деятельности;

- разумное сочетание  первых и вторых при раскрытии  конкретного содержания материала;

- осуществление обратной связи в процессе самоанализа и самооценки.

Рассматривая  процедуры самодиагностики можно  выделить следующие:

1. Исследование своей деятельности;

2. Обнаружение и изучение своих затруднений;

3. Создание мотивов, потребностей, возможностей для перестройки своей деятельности;

4. Умение определять эффективность труда и результаты его модернизации;

5. Определение возможных влияний, последствий нововведений, негативных элементов на правильно сформированные звенья педагогической деятельности.

Таким образом, проведение самодиагностики направлено на улучшение профессиональных и личностных качеств педагога, способствующих оптимальному протеканию воспитательно-образовательного процесса, на формирование и развитие у педагога навыков самодиагностики, что позволяет самостоятельно анализировать и корректировать учебно-воспитательный процесс, а также непосредственно влияет на развитие ДОУ, выдвигая его на более высокий уровень.

При этом педагог  выходит на новый уровень самоорганизации  в режиме непрерывного педагогического самосовершенствования и поиска.

 В эмпирическом  исследовании изучив и сравнив  три параметра: работа воспитателей над экологической воспитанностью дошкольников, работа по результатам  диагностики педагогов  и проведение диагностики компетентности педагогов мы пришла к выводу о том, что наша гипотеза нашла свое подтверждение: педагогическая диагностика является движущей силой развития ДОУ если:

- при осуществлении  контроля за организацией и  осуществлением педагогической  диагностики основными параметрами являются систематичностью и аналитико – коррекционным подходом в междигностический период;

- использование  разнообразных диагностических  методов, направленных на отслеживание  профессионального становления  педагогов.

Доказана необходимость применения  в работе педагогов ДОУ педагогической диагностики, так как развитие образованности дошкольников  и соответственно развитие ДОУ зависит от работы над результатами проводимых диагностик.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Пособие для слушателей учебного центра / В.С. Аванесов // Педагогическая диагностика. – 2002. - №1. - С.41- 43.
  2. Бунеев, Р.Н. Процесс воспитания как составная часть образовательной системы / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №5. – С. 29-32.
  3. Глазаткина, И.А. Использование педагогической деятельности в дошкольном учреждении // http: // avpu.pomorsu.ru/proect/inter_konf /2/tezisy/6_14.htm
  4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. —— М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  5. Головаха, Н.И. Качество дошкольного образования как результат управленческой деятельности ДОУ // http: // pedsovet.org/ forum/ topic262.html
  6. Диагностика в обучении сущность и технология // http://psikhologija.com/pedagogika-v-pomoshh/21-diagnostika-v-obuchenii-sushhnost-i-texnologiya.html
  7. Закон РФ об образовании
  8. Засорина, Л.Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования./ Л.Н.Засорина, Е.Н.Плюснина. // Начальная школа.-1999.-№ 1. -с.74.
  9. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -240 с.
  10. Касаткина, Е. И. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Сборник статей / Научн. ред. Е . И . Ка с а т к и н а . – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2004. – 140 с.
  11. Кашкарева, В.Б. МДОУ ЦРР д/с № 8 // http://www.ppip.idnk.ru/index.php/-1-2011/21--q-q.html
  12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь // http://slovo.yaxy.ru/87.html
  13. Комарова,  Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой – Ярославль: Академия развития, 2006
  14. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4 - е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001.—б07с.
  15. Коллектив д/с «Аленушка» г. Ясногорска. "Чтобы работать было интересно" // Методический Олипм.- 2008.- №10 (226).-С. 16-31.
  16. Микляева, Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ: метод. пособие / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 144 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
  17. Никишина, И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. - Волгоград, 1993.
  18. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. -  Волгоград. 2007. - 156 с.
  19. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования // http://www.websib.ru/education/psycho/let
  20. Педагогика [Электронный ресурс] / Педагогика © 2012.- Режим доступа:  http://paidagogos.com/?p=13#more, свободный.
  21. Педагогический словарь // http://pedsovet.info/?act=slovari
  22. Педагогический словарь // http: // enc-dic.com / pedagogics / Pedagogicheskaja - Diagnostika -1269.html
  23. Пиллигримова С.Н. Роль методических формирований в развитии инновационной культуры педагога // imc.3dn.ru/publ/internet_konfere
  24. Поздняк, Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением // Дошкольное воспитание. – 1993.-№1. – с. 55-58.
  25. Полякова, Ю.А. Возможности становления и развития  
    творческого потенциала педагогов // http://pedsovet.su/load/261-1-0-7436
  26. Сидорина, Т. В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием НГПУ: Возможности  системы экспертирования средних образовательных учреждений. //  http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a13.html
  27. Соломенникова О., Комарова Т. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2004. - №2 – с. 21 – 27
  28.   Степанов, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128с.
  29. Степанов П.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе Авторы: Степанов П.В. / Степанова И.В.Издательство: Центр "Педагогический поиск", 2007.
  30. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с. стр65 - 66
  31. Целостный педагогический процесс // http://www.coolreferat.com.

 

 

 

 

Приложение 1.

Диагностика экологических  знаний  дошкольников

по Соломенниковой О., Комаровой Т.

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять  вторую карту, из оставшихся фигурок  выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог  предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и  разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать  о нем? 

- Твое отношение к  ним. 

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать характерные признаки.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек). Лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы  для жизни, роста и развития  комнатных растений?

- Как правильно ухаживать  за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно  это нужно делать (на примере  одного растения).

- Для чего людям  нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе  комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных наименований видов растительности (данных в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом  кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные  деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы  леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

 

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие свойства песка ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует песок? 

- Какие свойства камней  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует камни? 

- Какие свойства воды  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

Информация о работе Управление дошкольным учреждением