Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены мероприятия и действия предпринимаемые государством для уменьшения числа безработных среди всех категорий населения, а так же выплаты и пособия предусмотренные законодательством РФ.

Содержание работы

Введение
Глава1. Общие понятия управления и регулирования в сфере труда и занятости населения
1.1 Понятие рынка труда и рабочей силы
1.2 Службы занятости населения: федеральные службы, региональные службы, фонды занятости
1.3 Механизмы государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях
1.4 Перспективы и основные пути повышения труда и занятости населения в РФ
Глава 2.Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения в Москве.
2.1.Анализ ситуации на рынке труда
2.2. Мероприятия по содействию занятости населения в Москве
2.3. Мероприятия по содействию трудоустройства населения
2.4. Временное трудоустройство безработных
2.5. Трудоустройство инвалидов
2.6. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних
2.7. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений
2.8. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
2.9. Организация общественных работ
Глава3. Система социальной поддержки безработных граждан.
3.1. Выплата пособий, материальной помощи безработным
3.2. Временная нетрудоспособность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Система государственного и муници.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены  спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся  уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя  в фондах занятости большую часть  страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей  занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.

Федеральная служба занятости  России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы  в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в  пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения.

Сегодня становятся актуальными  вопросы эффективности всей системы  государственной службы занятости  и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов.

Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

  • охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
  • ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
  • “сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
  • единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
  • полная объективность оценочных показателей;
  • использование действующих форм учета и отчетности.

По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов  службы занятости следует считать  повышение их роли в организации  рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.

В Институте экономики  РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.

Система показателей  оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие  относительные показатели:

  • удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
  • удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
  • удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;
  • уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.

Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота  сборов страховых взносов, своевременность  представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.

Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда.

Наименование показателей:

  1. Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.
  2. Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
  3. Уровень безработицы.
  4. Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.

Правительством РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г. "Вопросы федеральной службы по труду" указано

1. Установить, что Федеральная  служба по труду и занятости  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

2. Федеральная служба  по труду и занятости находится  в ведении Министерства здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации. 

3. Федеральная служба  по труду и занятости осуществляет  свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252).

4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:

а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений  законодательства Российской Федерации  в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) организация альтернативной гражданской службы;

г) организация и оказание государственных услуг в сфере  содействия занятости населения  и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:

содействие гражданам в поиске подходящей работы;

подбор работодателям  необходимых работников;

бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с  профессиональной ориентацией в  целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая  поддержка;

обеспечение социальной поддержки;

направление граждан  на общественные работы, а также их временное трудоустройство;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном  порядке безработными;

выдача заключений о  целесообразности привлечения и  использования иностранной рабочей  силы.

Федеральная служба по труду  и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

 

1.3 Механизмы государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях

 

Рынок труда представляет собой, с социальной стороны, систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами:

предпринимателями, трудящимися  и государством.

Степень развитости рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда – ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов – с другой. Главная функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.

Основные направления  государственного регулирования рынка  труда:

• программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

• программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

• программы содействия по найму  рабочей силы;

• правительственные  программы по социальному страхованию от безработицы.

Законодательством РФ определены основные положения государственной политики в области содействия занятости населения.

Прежде всего они состоят  в развитии людских ресурсов для  сферы труда; в обеспечении равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на труд и свободный выбор статуса занятости; в создании условий, обеспечивающих приемлемый уровень располагаемого дохода и развитие человеческих способностей. Существующий перечень позиций предполагает поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан в обусловленном законом порядке, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы. Детализированный комплекс мер разработан по обеспечению социальной защиты в области занятости населения и проведению специальных мероприятий по трудоустройству некоторых категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите по различным объективным причинам и испытывающих трудности в поиске работы.

Государственная политика занятости  населения проводится посредством разработки и реализации макро-, мезо- и микропрограмм занятости, которые формируются на основе аналитического изучения ситуации на рынке труда и построения вариантных прогнозов его развития.

Государственная политика на региональном уровне осуществляется в соответствии с федеральной программой, а также при помощи региональных и местных (муниципальных) программ содействия занятости населения, учитывающих национальные и демографические особенности, а также прерогативы социально-экономического развития территорий. Традиционно региональные программы занятости населения составляются в разрезе нескольких уровней: республиканские (включают совокупность мероприятий, реализуемых в рамках национально-территориальных образований в составе РФ); областные (краевые) (содержат перечень мероприятий, подлежащих выполнению в пределах административно- территориальных единиц РФ); районные (городские) (представляют набор конкретных мероприятий, направленных на решение актуальных вопросов отдельных участников рынка труда).

Последовательное проведение на региональном уровне государственной политики занятости имеет разнонаправленные проявления.

Существуют два варианта, отличающиеся по набору инструментов (средств), отражающих проведение активной или пассивной политики занятости.

Активный вариант политики занятости на региональном уровне включает совокупность мер правового, организационного и экономического характера, которые должны проводиться государственными структурами в целях уменьшения уровня безработицы. К ним относятся мероприятия, направленные, во-первых, на предупреждение и профилактику увольнений работников для сохранения существующих рабочих мест; во-вторых, на обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, занятых поиском работы; в-третьих, на активный подбор и рациональное распределение рабочих мест; в-четвертых, на финансирование процесса создания новых рабочих мест, в том числе и через систему общественных работ. Пассивный вариант политики занятости ограничивается выплатой пособий по безработице и предоставлением услуг по подбору рабочих мест через региональную (местную) государственную службу занятости. Выбор того или иного варианта зависит от степени самостоятельности администрации региона. Обычно степень самостоятельности прямо пропорциональна доле средств, поступивших из федеральных источников. Регионы, независимые в финансовом отношении от поступлений из федеральных фондов, проводят региональную политику занятости, ориентированную на решение проблем конкретного административно-территориального образования.

Информация о работе Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения