Виды евгеники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:58, реферат

Описание работы

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Содержание работы

1 Виды евгеники
2 Исторический аспект
2.1 Древний мир
2.2 Рождение понятия «евгеника»
3 XX век
4 Евгеника и современность
4.1 Дискуссия вокруг евгеники
4.1.1 Доводы «За»
4.1.2 Доводы «Против»
4.2 Пренатальная диагностика
4.3 Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда
5 Конвенция о биомедицине и правах человека
6 Список литературы

Файлы: 1 файл

Евге́ника вики.docx

— 130.83 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

 

  • 1 Виды евгеники
  • 2 Исторический аспект
    • 2.1 Древний мир
    • 2.2 Рождение понятия «евгеника»
  • 3 XX век
  • 4 Евгеника и современность
    • 4.1 Дискуссия вокруг евгеники
      • 4.1.1 Доводы «За»
      • 4.1.2 Доводы «Против»
    • 4.2 Пренатальная диагностика
    • 4.3 Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда
  • 5 Конвенция о биомедицине и правах человека
  • 6 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евгеника (от греч. ευγενες — «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Это учение зародилось в  Англии, его лидером был Френсис Гальтон — двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника»[1]. Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии»[2].

Евгеника была широко популярна  в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с  наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.[3]

 

Виды евгеники


 

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект).

Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

 

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и занималось проблемами евгеники позитивной.

 

 

 

 

Исторический  аспект


 

Древний мир

 

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

Так в Авесте приводится диалог с иранским Ноем: "Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «И ты сделай Вар (глинобитную крепость) размером в бег (мера длины) на все четыре стороны и принеси туда… семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех растений, которые на этой земле высочайшие и благовоннейшие… Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых, чья плоть выброшена, ни с другими пороками, которые служат отметинами Анхра-Манью, наложенными на смертных».[4]

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, — живьём сбрасывали в пропасть[5] (хотя греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспаривал это, основываясь на результатах проводимых им археологических исследований[6]).

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры[7] .

 

 

 

 

 

 

 

 

Рождение понятия  «евгеника»

                                                «Дерево евгеники»

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортовкультурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.

Классовое разделение британского  общества на основе наследственности по Гальтону

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

XX век


 

Евгенические теории получили широкое распространение в научных  кругах разных стран, а в некоторых — евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательнойстерилизации.

Мозг преступников, университетская библиотека

штата Пенсильвания, 1920-е годы

Подобные же программы  осуществлялись в 1920—1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе  по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.»[8].

В некоторых штатах США  для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность  замены пожизненногозаключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени. 
В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так и превентивную роль.

В Европе такая кастрация  была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда[9].

С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции[10][11]
Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.

В нацистской Германии (1933—1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды,душевно больные, гомосексуальные мужчины, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности ихфизического уничтожения[12][13][уточнить].

Нацистские евгенические программы сначала проводились  в рамках государственной программы  «предотвращения вырождения немецкого  народа как представителя арийской расы», а впоследствии — и на захваченных территориях других стран в рамкахнацистской «расовой политики»:

  • Программа эвтаназии Т-4 — уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
  • Преследование гомосексуальных мужчин.
  • Лебенсборн — зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
  • «Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение евреев) (см. также Холокост, Айнзатцгруппа).
  • План «Ост» — захват «восточных территорий» и «сокращение» местного населения как относящегося к низшей расе (Письменного подтверждения этому так и не нашли).

 

Евгеника и  современность


 

По мнению генетика С. М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

 

«Сейчас евгеника — это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой её основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед»[14]

 

Дискуссия вокруг евгеники

 

Доводы «За»

Предполагается, что в  развитых странах растет т. н. генетический груз[15]. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей (например, при переводе беременных в режим «на сохранение»). При естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений отсеиваются за счет выкидышей; а при искусственном поддержании такой беременности — происходит также и сохранение отрицательного фактора (то есть вызывающего то самое естественное отторжение).

Второй причиной роста  генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти  до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденныегенетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад.

Способом сокращения генетического  груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.

Евгенические принципы сегодня  частично реализуются в рекомендациях  к желательной/нежелательной беременности — пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.

 

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными  качествами, ценными для общества.

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистскойГермании, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов[10][11].

Информация о работе Виды евгеники