Виды социального обслуживания населения (на примерах деятельности учреждений социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном ок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из главных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и тесным образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.
Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения. Принцип это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1. 1 Понятие социального обслуживания населения………………….
1. 2 Принципы социального обслуживания населения……………
ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2. 1 Виды социального обслуживания нуждающимся категориям граждан……………………………………………………………………
2. 2 Виды социальных услуг………………………………………………
2. 3 Требования к порядку и условиям оказания социальных услуг
ГЛАВА 3. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ)
3. 1 Бюджетное учреждение Советского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дом - интернат для престарелых и инвалидов «Дарина»…………………………………………………………
3. 2 Бюджетное учреждение Советского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………..………. 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ …..……………………………………..……………..... 38

Файлы: 1 файл

Виды социального обслуживания населения (на примерах деятельности учреждений социального обслуживания в ХМАО-Югре).doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

 

1. 2 Принципы социального обслуживания населения

 

 

Основные принципы социального  обслуживания граждан закреплены в ст. 5 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации  от 10 декабря 1995 года № 195-Ф3

 

- адресности;

- доступности;

- равных возможностей

- добровольности;

- гуманности;

- приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- конфиденциальности;

- профилактической направленности;

 

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при  осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны. К сожалению, перечисленные Законом принципы лишь провозглашаются, а их содержание не раскрывается. Кроме того, практическая деятельность по социальному обслуживанию населения может основываться и на иных принципах в зависимости от вида учреждения и предприятия, содержания услуг и так далее.

 

  1. Принцип адресности

 

Деятельность по социальному  обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

 

- гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации;

- инвалидам и лицам  с ограниченными возможностями,  нуждающимся в постороннем уходе;

- гражданам,  частично утратившим способность  к самообслуживанию в связи  с преклонным возрастом;

- детям-сиротам,  детям, оставшимся без попечения  родителей, безнадзорным несовершеннолетним;

- гражданам,  пострадавшим от физического  или психического насилия, стихийных  бедствий, в результате вооруженных  и межэтнических конфликтов;

- иным лицам,  нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

 

  1. Принцип доступности

 

Принцип доступности социального  обслуживания граждан выражается в  следующем:

- в государственной  гарантии прав граждан России  на социальное обслуживание по  основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и прочее;

- в равноправии  прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане  Российской Федерации, так и  постоянно проживающие в стране  иностранные граждане;

- в государственном  обеспечении прав граждан страны  на получение в системе социальных  служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

- в возможности  получения определенными категориями  граждан (например, лица преклонного  возраста, несовершеннолетние, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

- в возможности  получения социального обслуживания  как на дому (например, тяжелобольные  лица, инвалиды и др.), так и  в стационарных учреждениях социального  обслуживания.

 

  1. Принцип равных возможностей

 

Принцип равных возможностей проявляется в том, что государство обеспечивает гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, равные возможности в получении социальных услуг независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

  1. Принцип добровольности

 

Принцип добровольности в  сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

- самостоятельный  выбор учреждения и формы социального  обслуживания в порядке, установленном  органами социальной защиты населения  субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

- информацию  о своих правах, обязанностях  и условиях оказания социальных  услуг;

- согласие на  социальное обслуживание либо  отказ от социального обслуживания.

 

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается  только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами (например, "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Кроме того, решение вопроса  о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Деятельность по социальной поддержке населения страны должна осуществляться в соответствии с принципом гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание социального обслуживания в Российской Федерации. А, следовательно, граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.

 

  1. Принцип гуманности

 

Принцип гуманности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в соблюдение прав человека и гражданина, основывается на уважении достоинства личности, носит гуманный характер, не допускает унижения чести и достоинства граждан, а также учитывает этнокультурные традиции, сложившиеся в субъекте Российской Федерации. Социальные услуги предоставляются на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

  1. Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации

 

Реализация  принципа приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации, напрямую связана с созданием  условий для активного включения  детей и подростков в социально-экономическую и культурную жизнь общества; необходимостью совершенствования деятельности по реализации мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование системы учреждений социального обслуживания, повышение качества и доступности социальных услуг для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

 

 

  1. Принцип конфиденциальности

 

Социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности - сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (например, по статье 137 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение неприкосновенности частной жизни).

 

  1. Принцип профилактической направленности

 

Деятельность по социальному  обслуживанию должна осуществляться в  соответствии с принципом профилактической направленности и ориентироваться  на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства и детства, с приоритетным проведением мероприятий и процедур профилактической, санитарно-гигиенической и оздоровительной направленности.

 

Характеристику иных оснований  социального обслуживания граждан  начнем с анализа принципа законности в деятельности социальных служб страны.

 

- Принцип законности.

- Принцип научности.

- Принцип социальной  справедливости.

-.Принцип соблюдения прав и законных интересов при осуществлении социального обслуживания населения.

- Принцип вариантности  системы социального обслуживания  населения.

- Принцип вариантности  системы социального обслуживания  населения.

- Принцип эффективности  в деятельности по социальному  обслуживанию населению.

- Принцип экономической  обоснованности и обеспеченности социального обслуживания.

- Принцип персональной  ответственности. 

 

  1. Принцип законности выражается в том, что деятельность по социальному обслуживанию населения в Российской Федерации осуществляется (регулируется) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов стран.
  2. Реализация принципа научности связана с осуществлением регулярного мониторинга ситуации в сфере социального обслуживания граждан в Российской Федерации, отдельных субъектах страны. Такие исследования должны проводиться наиболее компетентными в данной области специалистами на нормативно-правовой основе и должны рассматриваться как основание для корректировки и совершенствования социально-профилактических программ и мероприятий по социальному обеспечению граждан.
  3. Принцип социальной справедливости проявляется в том, что социальное обслуживание предоставляется и гарантируется государством всем имеющим на это право гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.
  4. Принцип соблюдения прав и законных интересов при осуществлении социального обслуживания населения проявляется в следующем:

- во-первых, наделением обслуживаемых лиц широким спектром прав: обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; медико-санитарная и стоматологическая помощь; социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация; свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками; предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов и прочее;

- во-вторых, граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний: не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала указанных учреждений использование в отношении обслуживаемых лиц лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также их изоляция.

Кроме того, социальное обслуживание должно соответствовать государственным  стандартам, которые устанавливают  основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

  1. Принцип вариантности системы социального обслуживания населения выражается в том, что данная система основана на использовании поддержки и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания. Государственные учреждения социального обслуживания, являясь юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством страны. Указанные учреждения не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Негосударственный сектор социального  обслуживания объединяет учреждения социального  обслуживания, деятельность которых  основана на негосударственной форме  собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания без образования юридического лица. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан.

  1. Принцип эффективности в деятельности по социальному обслуживанию населению проявляется в том, что оказание социальной помощи осуществляется специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующими требованиям и характеру выполняемых задач, обладающими опытом работы в области социального обслуживания и склонными по своим личным качествам к оказанию социальных услуг гражданам.
  2. Принцип экономической обоснованности и обеспеченности социального обслуживания заключается в следующем:

Информация о работе Виды социального обслуживания населения (на примерах деятельности учреждений социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном ок