Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 23:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить отношение к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области.
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретического материала по теме курсового проекта;
2) получить информацию об отношении к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области;
3) выявить, как виртуальная реальность влияет на сознание студенческой молодёжи.
РАЗДЕЛ I. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ МОЛОДЁЖИ»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Обоснование проблемы исследования. В условиях Нового времени молодёжное сообщество стало рассматриваться, как одно из важнейших социокультурных пространств, внутри которого адаптируются идеи прогресса. Под влиянием глобализации меняются ценности, приоритеты, исторически сложившиеся модели поведения, а так как молодёжь является самой динамичной и мобильной частью социума, то она быстрее всего реагирует на происходящие изменения в общественной среде. Подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности. Главным условием становления молодого человека, как личности является процесс социализации, который проходит под влиянием различных институтов социализация, важнейшими из которых являются семья и образовательные учреждения1.
Но в условиях социально-экономических, а так же прогрессивно-технических изменений в обществе, воспитательное влияние семьи и школы уменьшилось. Отсюда – возросшее влияние средств массовой информации (в частности интернета и телевидения) на процесс социализации, формирование мировоззрения и сознания молодёжи. В нашем исследовании мы акцентируем внимание именно на этих составляющих виртуальной реальности, так как, интернет и телевидение на данном этапе технического прогресса имеют самое интенсивное влияние на молодёжную среду.
Телевидение создаёт в бытовых условиях постоянно действующую информационно-стетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации молодёжи в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений. В последнее время коммерческое вещание, предоставленное стихии рынка, рассчитано на усреднённые вкусы молодёжи. Всё чаще мы встречаемся с проявлениями пошлости, отсутствия вкуса, жестокосердия, цинизма. Исчезли познавательные передачи, канули в лета манеры поведения в кадре ведущих и участников передач, воплощающих в прошлом наши представления об истинной интеллигентности.
Тем временем «всемирная паутина» –
Интернет, охватывает с каждым годом всё
больший диапазон пользователей. К постоянному
нахождению в Интернете молодых людей
больше всего подталкивают быстро набравшие
популярность социальные сети, такие как
Вконтакте, Одноклассники, разнообразные
Студенты и школьники уже намного реже посещают библиотеки, потому что Интернет предоставляет любую нужную им информацию; телевизор позволяет хорошо провести свободное время, не вставая с места; он-лайн игры погружают в другую реальность, где можно быть модератором событий, управлять виртуальной реальностью – всё это становится частью жизни молодёжи и безусловно влияет на психику и сознание молодого поколения, которое является опорой и будущим нашего общества3.
Для того, чтобы узнать и предугадать, какие изменения общественного сознания нас ждут, мы и должны изучать часть общества, которое прямо влияет на всё социальное пространство в целом – молодёжь.
Молодёжь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума4.
Учитывая, что наличие высшего образования является ключевым условием общественного успеха человека, можно с уверенностью сказать, что группа, определяющая завтрашнее общественное сознание – это сегодняшние студенты ВУЗов. Кроме того, молодёжь, в том числе студенчество, является нестабильной, и как говорилось ранее – самой динамичной и мобильной частью общества, поэтому особенность студентов, как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны – студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.
Итак, с одной
стороны, мы имеем необходимость
изучения влияния виртуального мира
на общества, с другой стороны, существует
необходимость исследовать
Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что сознание молодёжи, является опорой всего общества в целом, то следовательно, изучение конкретных аспектов влияния на сознание молодого поколения представляется весьма актуальным.
Объект социологического исследования: сознание молодёжи.
Предмет социологического исследования: виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи.
Цель исследования: изучить отношение к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области.
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретического материала по теме курсового проекта;
2) получить информацию об отношении к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области;
3) выявить, как виртуальная реальность влияет на сознание студенческой молодёжи.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что виртуальная среда влияет на сознание молодёжи.
Интерпретация и операционализация основных понятий.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества5.
На определенных этапах исторического развития в каждом конкретном обществе социальные институты могут поддерживать как позитивную, так и негативную полярность разрешения соответствующих кризисов развития. В связи с этим при рассмотрении социальных систем, с точки зрения психосоциального подхода, важно понять, каково реальное смысловое наполнение, вкладываемое обществом либо уполномоченными его представителями (идеологами, пророками, законодателями и т. п.) в структуру, формализованную как тот или иной социальный институт, а также, как данное содержание отражается и преломляется в реальной социальной практике.
Другая важная проблема, без пристального рассмотрения которой представляется невозможным понять механизм развития идентичности индивида и ее взаимосвязь с обществом в процессе социализации, связана с качественными особенностями референтных фигур и групп, посредством которых осуществляется взаимосвязь личность – общество. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с фактическими результатами социогенетического развития. При этом фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур и групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации негативных аспектов традиции, повышения институциональной витальности ее составляющих, так и в противоположном направлении – культивировании и консервации деструктивных и инфантильных установок личности.
По-видимому, говорить о полном разрешении
конфликта развития и успешной социализации
конкретного индивида в конкретном
обществе можно в том случае, когда
направленность и выраженность реального
содержания базисных социальных институтов
и компонента идентичности, сформировавшаяся
на соответствующей
Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.
При совпадении полярностей разрешения
кризиса развития на индивидуальном
уровне и содержания соответствующего
ему базисного института
Если же полярности разрешения онто- и социогенетического развития не совпадают, то уровень социальной адаптации индивида в рамках соответствующего социального института, как правило, оказывается низким в силу несовпадения личностных ценностей и смыслов содержанию традиции, а также оппозиционности типа адаптационного поведения общественным установкам и связанным с ними социальным стереотипам.
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности6.
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.
Интернет-зависимость – навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус как психического расстройства формально не установлен, и она не включена в классификаторы заболеваний.
Телевидение – комплекс устройств
для передачи движущегося изображения и звук
Общественное сознание – отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества.
Институт социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации – это семья и образовательные учреждения.
Семья. Такие институты организации,
как семьи во всех концепциях личности
традиционно рассматриваются
Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой – как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой – средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
Как элемент макросреды семья является
проводником ребенка в
Образовательные институты. Институты социализации также включают в себя систему образования. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института – воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование неминуемо консервативно.
Во-вторых, для любой системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и знаний и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе».
Информация о работе Виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи