Виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить отношение к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области.
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретического материала по теме курсового проекта;
2) получить информацию об отношении к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области;
3) выявить, как виртуальная реальность влияет на сознание студенческой молодёжи.

Файлы: 1 файл

передел.docx

— 144.64 Кб (Скачать файл)

В-третьих, любой образовательный  институт подразумевает наличие  операциональных критериев оценки своей деятельности через степень  соответствия того, что получилось «на выходе», заявленному идеальному образцу.

В-четвертых, институты образования  предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно отличаются от характера межличностных отношений в семейном институте социализации.

Особенности системы образования  как института социализации могут  быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального  социализатора.

Так, разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, некоторые исследователи видят  их принципиальное различие в степени  эмоциональной идентификации ребенка: грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя. В семье ребенок интернализует мир своих родителей именно как мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного социального контекста. Задачей же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста, и некоторые из кризисов бывают вызваны осознанием того, что мир родителей не единственный из существующих. Именно потому, что учитель есть, по сути, репрезентация специфических институциональных значений, ему и не нужно быть значимым. Другим в абсолютном смысле этого слова: при вторичной социализации роли характеризуются гораздо большей степенью формальности и анонимности, очевидно подразумевающей значительно меньшую эмоциональность межличностного взаимодействия. Именно эта особенность вторичной социализации оказывает определяющее влияние на личность ребенка, а именно – на развитие его самосознания. В силу формального и анонимного характера отношений содержание, которое усваивается в процессе вторичной социализации, наделяется качеством гораздо меньшей субъективной неизбежности. Иными словами, волей-неволей ребенок живет в мире, определяемом его родителями, но он может с радостью покинуть мир математики, как только выйдет из класса. Именно это умножение интернализуемых миров, различных по степени субъективной значимости, создает возможность дифференциации «Я-концепции»: выделение целостной и частных самооценок, общеэкзистенциальных и специфически-ролевых представлений о себе связывается с началом вхождения ребенка в систему образовательных институтов.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств8.

Социальная сеть –  платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.

Мировоззрение –  совокупность взглядов, оценок, принципов   и образных представлений, определяющих самое общее видение,  пониманиемира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения.

Блог – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке9.

Виртуальная реальность – искусственная реальность, выдуманный, сконструированный мир иллюзий10.   

Основной инструмент проникновения  в виртуальную реальность каждый человек имеет от рождения – это мозг и его сенсорные рецепторы. Взаимодействие в среде виртуальной реальности происходит таким же образом, как и в подлинной реальности – с помощью систем репрезентации (восприятия и передачи информации). Виртуальная реальность задействует работу человеческих органов чувств, а поскольку ее возможности в этой области велики, то это и дало возможность системе называться новой реальностью – искусственной, созданной самим человеком с помощью компьютерных информационных технологий.

Таким образом, натуральность виртуальной  реальности для сознания человека тем  более реалистична, чем более  внушительно ее компоненты воздействуют на его сознание, нервную систему. Компоненты виртуальной реальности очевидны: это визуальная, аудиальная, тактильная (кинестетическая) информация, к ним можно отнести еще  ощущение равновесия и ориентацию. Эксперименты по передаче вкусовых и  обонятельных признаков реальности уже существуют, но пока еще не закрепили  положительных результатов. Все  перечисленные компоненты являются инструментарием создателей виртуального мира для генерирования любой  возможной и принципиально невозможной  в реальном мире ситуации11.

Технология функционирования системы  виртуальной реальности такова: мозг интегрирует все получаемые им сигналы  от всех рецепторов и сопоставляет новые данные с теми, что уже имеются в нашей памяти. «Транслируемые» данные должны в определенной пропорции соответствовать уже имеющейся в сознании информации в информационном отношении. Если не придавать этому значения – последствия взаимодействия с системой виртуальной реальности (если быть точным – эффект от ее диссонанса) могут быть самыми непредсказуемыми, где расстройства психического характера будут далеко не самым худшим вариантом.

Мир виртуальных реальностей безусловно, опасен. И здесь человека поджидает  такая огромная и реальная опасность, что мы ее пока еще можем только недооценить, но никак – переоценить.

Эта опасность – и духовная, и психическая, и физическая.

 Опасность духовная потому, что в мире виртуальной реальности нет места Богу, но есть место дьяволу. У человека сильно развивается чувственность и гасится духовность. Человек не борется со своими страстями, а целиком предается им и погружается в них12.

Технология виртуальных реальностей создала «Киберсекс», позволяющий заменить естественное физиологическое общение между мужчиной и женщиной на компьютеризированные половые извращения. Киберсекс позволяет тотально сексуализировать общество. При помощи специальных сексуальных компьютерных программ возможно пережить различные сексуальные переживания с кем угодно, как угодно и когда угодно.

Большая опасность мира виртуальных  реальностей заключается в том, что создается великий соблазн  и реальная возможность управления психикой человек – целенаправленным манипулированием его сознания, т. е. погружение человека в мир виртуальной реальности позволяет осуществлять внушение и программирование и навязывать человеку определенные поведение, образ жизни, мышление. Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация13. В любом случае мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, т. е. ложных реальностей.

ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ

 

Определение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность – совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы14.

Выборка – множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Характеристики выборки:

– Качественная характеристика выборки – что именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.

– Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Необходимость выборки:

– Объект исследования очень обширный. Например, потребители продукции глобальной компании – огромное количество территориально разбросанных рынков.

– Существует необходимость в сборе первичной информации.

Выборочной совокупностью  исследования являются молодые люди возрасте, обучающиеся в высших учебных заведениях города Белгорода.

Т.к. наше исследование является пилотажным, то выборочную совокупность составляют 40 человек. Опрос был произведен весной 2013 г. в городе Белгороде среди молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях.

В пилотажном исследовании было использовано стихийная выборка.

Стихийная выборка – выборка, при которой опрашивают наиболее доступных респондентов. Исследователь  полагается на принцип принадлежности респондента к проектируемой  генеральной совокупности.

Методы  сбора и обработки информации. Методом сбора информации является заочное анкетирование (анкетирование проводится в отсутствии исследователя-анкетёра).

Метод анкетирования –  психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета.

Анкетирование – средство получения информации для социального обследования, применяемое в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях.

В социологии анкетирование  – это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Достоинства метода анкетирование:

1) большая скорость ответа на вопрос;

2) наличие подсказки в самих ответах, помогающей лучше понять задаваемый вопрос, что снимает часть неопределенности при неудачном задании вопроса;

3) возможность задания неэтичных вопросов (респондент не описывает неэтичную по отношению к нему ситуацию в свободном стиле, а лишь выбирает один из представленных вариантов);

4) удобство ввода в электронные базы данных, в том числе в оперативные сканирующие устройства.

Недостатки:

1) возможное отсутствие среди вариантов ответа, который был бы предпочтительнее для респондента;

2) наличие подсказки в самих ответах может изменить высказываемое мнение респондента ("навязывание" варианта ответа);

3) возможная неопределенность ответа или вопроса для респондента.

Анкеты рассылались респондентам по средствам сети Интернет.

Обработка информации производилась  с использованием программ Microsoft Office.

Инструментарий  исследования. Инструментом сбора данных является анкета (см. Приложение 1).

Анкета состоит из 13 вопросов и является анонимной. В анкете использованы следующие типы вопросов:

– Открытые (неструктурированные) вопросы (предполагают некоторое творчество при ответе )

– Закрытые (структурированные) вопросы (вопросы, которые предполагают наличие нескольких уже известных вариантов ответа, из которых нужно выбрать один. )

– Вопросы о респондентах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ МОЛОДЁЖИ

 

Социологическое исследование – это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований, рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии. 

Общественная жизнь постоянно  ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического.

Наше исследование проводилось с помощью такого метода, как анкетирование. Респонденты с охотой отвечали на предложенную им анкету, из этого можно сказать: данная тема очень интересна.

На основе анализа анкет  можно сделать следующие выводы.

Было опрошено 40 человек – 20 юношей и 20 девушек. В среднем, их возраст составляет около 19 лет.

На первый вопрос анкеты, который звучал – «Как часто Вы смотрите телевизор?», мы получили такие результаты:

Таблица 1

 

Частота пользования респондентами  услугами телевидения

 

 

мужчины

женщины

Каждый день

9

7

Несколько раз в неделю

6

5

Реже, чем раз месяц

3

4

Вообще не смотрю

2

4


 

Из приведённой выше таблицы, мы видим, что мужчины смотрят  телевизор чаще, чем женщины, а  следовательно более подвержены влиянию виртуальной среды.

Информация о работе Виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи