Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:22, курсовая работа
Актуальность темы исследования определена широким распространением современной рекламы товаров и услуг в средствах массовой информации, которая влияет на сознание человека. Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения подростков. В силу повышенной внушаемости и сложного характера взаимоотношений с детьми и взрослыми подростки 12-17 лет являются наиболее подверженными влиянию потребителями рекламы.
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния рекламы на психику подростка........................................................................................................
5
1.1 Понятие «рекламы» и её содержание в кратком аспекте..................... 5
1.2 Психофизиологические особенности развития подростка.................. 15
1.3 Влияние рекламы на психику подростка............................................... 19
Глава 2. Исследование влияния рекламы на психику подростка........ 22
2.1 Психологическое исследования влияния рекламы на психику подростка........................................................................................................
22
Заключение..................................................................................................... 32
Список литературы и информационных источников................................ 34
При этом 37% подростков считают, что реклама опасна (процент осознающих это возрастает от 33% среди шестиклассников до 57% учащихся 11 класса), так как она отрицательно влияет на общество (см. таблицу 6), способствуя аморальному поведению и привлекая молодежь к спиртным напиткам, табачным изделиям (многие подростки смотрят телевизор после 23 часов, когда разрешена такая реклама).
Таблица 6
Доля учащихся в различных возрастных группах, признающих опасное влияние рекламы
Существование опасной рекламы |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Всего |
Существует |
33% |
20% |
28% |
37% |
50% |
57% |
37% |
Не существует |
67% |
80% |
72% |
63% |
50% |
43% |
63% |
В ходе анкетирования выяснилось: лишь 12% родителей комментируют рекламу, как-то указывают своим детям на ее недостатки, остальные 88% не обращают на нее внимания (см. таблицу 7).
Таблица 7
Доля родителей, комментирующих рекламу при ее просмотре ребенком
Отношение к рекламе родителей |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Всего |
Комментируют |
11% |
20% |
- |
13% |
- |
29% |
12% |
Не обращают внимания |
100% |
80% |
100% |
87% |
100% |
71% |
88% |
Некоторые же учащиеся, как было упомянуто, проводят у телевизора по 5-6 часов в день, а то и больше, впитывая всю информацию, льющуюся с телеэкрана, особенно негативную. Стоит серьезно задуматься, как это скажется на их развитии. Конечно, нельзя утверждать, что реклама приносит только вред, 37% школьников могут привести пример рекламы, которая нравится им (см. таблицу 8) и которая провозглашает такие ценности, как материнскую любовь, заботу о животных, уважение к старшим и т.д.
Таблица 8
Отношение учащихся различных возрастных групп к телевизионной рекламе (%)
Есть ли реклама, которая нравится |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Всего |
Да |
22% |
40% |
57% |
37% |
25% |
43% |
37% |
Нет |
78% |
60% |
43% |
63% |
75% |
57% |
63% |
Среди рекламных роликов, наиболее часто упоминаемых школьниками, является реклама энергетических напитков, жевательной резинки Орбит (анализировавшейся выше), бытовой техники, косметики, реклама фильмов, а также рекламные заставки о спорте. Кроме наиболее предпочитаемых, подростки называли также и наименее понравившиеся рекламные ролики, вызывающие негативное отношение. Для школьников это шампуни от перхоти, реклама бытовых средств. При этом объяснения были такими: «неинтересная», «несмешная», «неприятная», «скучная».
Хотя у многих реклама и вызывает отвращение своей навязчивостью, продолжительностью, частыми повторами, но все равно на вопрос: «Если бы перед тобой стоял выбор – что купить: прорекламированный товар или нет, что бы ты купил?» 75 % опрошенных ответили, что купили бы прорекламированный и лишь 25% – непрорекламированный товар (см. таблицу 9).
Таблица 9
Доля учащихся в различных возрастных группах, предпочитающих при покупке прорекламированный товар
Выбор товара |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Всего |
Прореклами рованный |
78% |
80% |
57% |
87% |
75% |
71% |
75% |
Непрорекла мированный |
22% |
20% |
43% |
13% |
25% |
29% |
25% |
При этом 31% школьников признается, что так или иначе используют информацию, полученную благодаря рекламе (см. таблицу 10). А это говорит о сильном влиянии рекламы на подростков, даже если они сомневаются в ее нужности.
Таблица 10
Доля учащихся в различных возрастных группах, использующих информацию из рекламы
Использование информации из рекламы |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Всего |
Да |
3 (33%) |
1 (20%) |
2 (29%) |
3 (37%) |
1 (25%) |
3 (43%) |
31% |
Нет |
6 (67%) |
4 (80%) |
5 (71%) |
5 (63%) |
3 (75%) |
4 (57%) |
69% |
Для выявления круга жизненных ценностей (формируемых под влиянием телевидения в том числе), мы провели опрос учащихся, используя методику незаконченных предложений (см. Приложение 1).
На вопрос: «Что для тебя является главным в жизни?» – младшие подростки отвечали: здоровье, семья, верные друзья, учеба, отдых, телефон, счастье, деньги, музыка и т. д. Старшеклассники уже более осознанно говорили, что семья для них находится на первом месте. Учащимся было также предложено провести ранжирование жизненных ценностей (см. таблицу 11).
Таблица 11
Ранжирование жизненных ценностей учащимися в различных возрастных группах (10 баллов – наивысшее, наиболее значимое)
Ценности |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Россия |
7 |
5 |
7 |
6 |
7 |
7 |
Здоровье |
9 |
9 |
10 |
10 |
9 |
9-8 |
Семья |
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
10 |
Компьютер |
4 |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
Телефон |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Стабильная жизнь |
6 |
7 |
5 |
4 |
6 |
6 |
Машина |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
3 |
Собственный дом |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
Верные друзья |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9-8 |
Много денег |
3 |
2 |
2 |
7 |
3 |
4 |
Большинство опрошенных относят на последние места материальные
вещи (телефон, компьютер, деньги, машину), для них важны другие ценности – здоровье родных и близких, семья, верные друзья, а также Россия (см. Рис. 1).
Рис. 1 Ценностные приоритеты (в % соотношении) учащихся
В ходе анализа анкет была определена прямая связь ценностных ориентаций подростков с их отношением к рекламе.
В среде тех, кто высказал недоверие рекламе, преобладают ценности межличностного общения, такие, как дружба, семейное счастье, родители и родные. Это может свидетельствовать о представлении телевизионной рекламы для данных подростков как неважном факторе в их жизни и стремлении избегать ее влияния, т.е. реклама для подавляющего большинства этих подростков не воспринимается как «образец» межличностных отношений.
Наличие в ответах некоторых учащихся таких приоритетных ценностей, как компьютер, мобильный телефон могут быть объяснены некритичным отношением данных подростков к рекламе, непониманием ее манипулятивной функции, воздействием стереотипа активно пропагандируемого ею западного образа жизни, в результате чего у подростков складывается мнение, что только приобретя рекламируемые товары, можно стать похожим на человека, преуспевающего в жизни. Поэтому, наверное, некоторым хотелось бы также иметь большой дом, машину, много денег.
Проведенное исследование показало, что телевизионная реклама, безусловно, влияет на детей различных возрастных групп, особенно младших подростков, играет решающую роль в формировании потребительских предпочтений. Некоторые школьники узнают рекламные ролики по визуальному ряду, звуковому сопровождению, воспроизводят отдельные высказывания, выражения, мелодии. Тем не менее большинство критично воспринимают телевизионную рекламу, аргументируют свое восприятие рекламной продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что результаты рекламного воздействия имеют неоднозначный характер, далеко не всегда отрицательный, что напрямую зависит от возраста, уровня психического развития подростка, его интересов и жизненных целей.
Заключение
Реклама в современном обществе распространяет свое влияние не только на экономическую сферу человеческих отношений, но и воздействует на ценностный выбор и психологический комфорт личности. Она является значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей.
Подростки, по сравнению с взрослыми, не в состоянии эффективно противостоять воздействию рекламы, применяющей разнообразные способы воздействия на психику, в том числе приемы языкового манипулирования, так как у них еще не в полной мере сформировались собственные установки, взгляды, нравственные критерии.
Больше всего подвержены влиянию рекламы младшие подростки. Отношение старшеклассников более осознанно и критично, т. е. число школьников, испытывающих доверие к определенной рекламной продукции, снижается с возрастом. Чем старше подростки, тем они более осмысленно относятся к телевизионной рекламе, оценивают воздействие рекламы на психику, сознание человека как целенаправленную манипуляцию.
Исходя из данных исследования, мы делаем вывод, что реклама влияет на психику подростка, но опасаться этого не стоит, так как для большинства подростков, негативно относящихся к ней, реклама является лишь носителем информации об окружающем мире, не затрагивая ценностные установки. Это говорит о достаточно высоком уровне их нравственности, большое влияние на который оказывает как сложившееся социальное окружение, система деревенских устоев (где принято оказывать помощь ближнему и где большинство жителей являются либо соседями, либо родственниками или знакомыми), так и система воспитательной работы школы.
Несмотря на то, что с 1 сентября 2012 г. вступил в действие федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (принятый 29 декабря 2010 года), согласно которому вред здоровью и развитию детей причиняют не только порнография и насилие, а также информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи», «оправдывающая противоправное поведение» и который предусматривает введение этических нормативов и ограничений для телевизионной рекламы, представляется необходимой разработка гуманитарной экспертизы воздействия на сознание человека этой новой социальной технологии. Важно также формировать правильное к ней отношение, особенно в среде младших подростков. Родителям, учителям и другим лицам, заботящимся о детях, необходимо ограничить взаимодействие детей и рекламы: в школе, дома, путем организации проведения свободного времени ребенка подальше от рекламы, своевременного информирования его в отношении того, зачем и как она создается. Таким образом, в связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира посредством телевизионной информации.