Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:29, курсовая работа
Объект: социализация подростков;
Предмет: влияние стереотипов пола на успешность социализации подростков;
Цель исследования: изучить влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков;
Задачи:
1. изучить особенности процесса социализации подростков;
2. проанализировать влияние стереотипов пола на процесс успешной социализации подростков;
3. провести исследование по выявлению у подростков усвоенных гендерных ценностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
1.1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ………………………………………
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИЗАЦИИ И МАСКУЛИНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………..
1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………………………
1.4. ВЛИЯНИЕ ПОЛО-РОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИА-
ЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ………………………………………………
2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………..
2.2. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………….
2.3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..
|
Курсовая работа
ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПА ПОЛА НА УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… |
5 |
1.1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ……………………………………… |
5 |
1.2.
ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИЗАЦИИ И МАСКУЛИНИЗАЦИИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………… |
9 |
1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР
УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ……………………………………………… |
13 |
1.4. ВЛИЯНИЕ ПОЛО-РОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИА- ЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………… |
19 |
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ……………………………………………… |
25 |
2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………………….. |
25 |
2.2. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………………. |
29 |
2.3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ …………………… |
30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
32 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….. |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………… |
36 |
Введение
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу наиболее запутанных, пренебрегаемых, а в большинстве случаев и вовсе запретных тем. Следует отметить, что половое воспитание является частью общего воспитания человека, необходимого для формирования устойчивых семейно – брачных отношений, сексуальной ориентации, но отличается большей неопределенностью из-за закрытости данного вопроса. Если другие направления воспитания более или менее четко выражены и могут корректироваться родителями и школой с помощью собственного примера или совета, то многое, что касается просвещения подростка относительно сексуальных отношений между взрослыми, считается нарушением морально – этических норм общества.
Родители и школа стараются обходить данную тему, несмотря на то, что разъяснение вопросов касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной направлено на воспитание социально здоровой зрелой личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, способной к созданию собственной семьи, осознающей свою половую принадлежность и принимающую ее. В результате подросток, не имея возможности обсудить данную тему, получает необходимую информацию посредством наблюдения за родителями, из СМИ и от сверстников, что ведет к формированию половых стереотипов. На сегодняшний день ситуация стала более острой, что связано со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет). Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, в то время как эмоциональное созревание замедляется.
Однако политика замалчивания относительно данной темы не прекращается. Несмотря на рост добрачных отношений, на интерес ребенка к самому себе и своему развитию, родители, считая, что озвучивание тем, касающихся взаимоотношений между мужчинами и женщинами, приведет к его сексуальному раскрепощению, отрицательно настроены к любому упоминанию в присутствии ребенка вопросов касающихся половой жизни. Итогом подобного поведения является стремительный рост внебрачных детей, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, отсутствие ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни в качестве отца или матери. [2, 7, 10, 11]
Объект: социализация подростков;
Предмет: влияние стереотипов пола на успешность социализации подростков;
Цель исследования: изучить влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков;
Задачи:
Глава 1: Обзор литературы
1.1. Гендер: понятие и сущность
Одними из первых вопросы различий между представителями разного пола осветили в своих сочинениях древнегреческие мыслители. К первым «гендерным исследованиям» этой эпохи традиционно относят Платона Афинского и Аристотеля Стагирита (Бендас, 2009). Платон, считающийся автором понятия «андрогин», проповедовал идею равноправия полов, в то время как Аристотель, сравнивая отношения между мужчиной и женщиной с отношениями господина и раба, также «соотносил женское начало с пассивной, покорной материей, а мужское – с активной властвующей формой».
В Средневековье развитие взглядов на природу мужского и женского характеризовалось тем, что « базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо-физиологические особенности» (Воронцов, 2009, стр.9).
Изменения в данную концепцию понимания различий между мужчиной и женщиной были внесены в эпоху Возрождения. В результате бурного развития естественных наук однополая модель человека была отвергнута, уступив место двуполой. Психологические и социальные различия между представителями разного пола объяснялись теперь спецификой анатомического строения мужского и женского организма (Воронцов, 2009)
В конце19 – начале 20 века под влиянием распространяющихся идей феминизма утверждение о биологической обусловленности психических различий между мужчиной и женщиной было подвергнуто жёсткой критике. Женщинами-учёными начали активно проводиться исследования, признавшие природный характер отличий между представителями разного пола.
К 70-м годам двадцатого столетия
проблематика различий между мужчинами
и женщинами заметно
Ряд исследователей утверждает, что понятие гендера введено в психологию и прочие общественные науки Р. Столлером в 1968 году (Воронцов,2009; Гусева 2007). Однако И.С. Кон пишет о том, что первооткрывателем этого термина в современном его значении был сексолог Джон мани (1953 г.), желавший при описании сексуальных расстройств разграничить между собой биологический и социальный пол.
Достаточно часто гендер трактуется как социальный пол (Бендас, 2009). При этом ряд исследователей предлагают расширенное определение гендера, понимая его как модель общественных отношений и социально детерминированные роли мужчин и женщин.
Гендерная психология – это дисциплина, изучающая то, чем отличаются и в чём схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как относятся друг к другу.
Как известно разные дисциплины используют понятие «гендера» в разных значениях, например: в психологии гендер (gender) – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». А поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на такие гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».
В гендерологии гендер – это социальный пол, специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин и взаимоотношения между ними.
С момента введения в психологию термина «гендер» возникла настоятельная потребность разграничения этого понятия с существовавшими ранее понятиями «пол» и «половая роль».
Предполагается, что половую роль можно отличить от гендера по следующим критериям:
Относительно вопроса
С момента введения категории «гендер» в тезаурус общественных наук возникли серьёзные разногласия в определении этого термина. Для внесения некоторой ясности в используемой терминологии выделяют 3 основные гендерные теории.
Гендерные теории:
Отождествляя себя с определённым
полом, освоение соответствующих ему
форм поведения и формирование личностных
характеристик – это становлени
Гендерная идентичность – осознание себя, связанное с культурными определениями мужественности и женственности и усвоением гендерных стереотипов – неизменных общепринятых установок о поведении мужчин и женщин, сложившихся в культуре, которые следуют без размышлений.
В её изучении выделяют 4 этапа:
Исследователи-психологи чаще всего понимают гендер в контексте первого из вышеназванных. Однако при этом определения гендера, предлагаемые различными авторами, существенно отличаются друг от друга.
Таким образом, гендер является самостоятельной психологической категорией, обладающей собственной спецификой и потому несводимой к таким понятиям, как «пол» и «половая роль». Однако на сегодняшний день критерии различения данных терминов достаточно диффузны и недифференцированы, что свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований, посвящённых данной проблематике.
Гендер – понятие, рассматриваемое современной социологией как противоположное понятию биологического пола человека. Отличие состоит в том. Что биологический пол «выдаётся» человеку ещё до рождения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер же – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам, он может меняться в ходе исторического развития общества. Само понятие «гендер» возникло, когда учёные обнаружили, что биологический пол мало влияет на социальные роли мужчин и женщин. В итоге появилось определение гендера – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. И мужчины, и женщины, живущие в обществе, должны выполнять свои гендерные роли, которые им приписало это общество. Естественно, в разных обществах и роли будут разными. Таким образом, гендер – это социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе (Берн, 2001).
Информация о работе Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков