Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:29, курсовая работа
Объект: социализация подростков;
Предмет: влияние стереотипов пола на успешность социализации подростков;
Цель исследования: изучить влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков;
Задачи:
1. изучить особенности процесса социализации подростков;
2. проанализировать влияние стереотипов пола на процесс успешной социализации подростков;
3. провести исследование по выявлению у подростков усвоенных гендерных ценностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
1.1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ………………………………………
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИЗАЦИИ И МАСКУЛИНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………..
1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………………………
1.4. ВЛИЯНИЕ ПОЛО-РОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИА-
ЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ………………………………………………
2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………..
2.2. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………….
2.3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..
12. Нежность— положительно окрашенное чувство, характеристика для действий, которые совершаются со старанием не повредить объект взаимодействия.
Ценности №1, 4, 6, 8, 9, 10 являются традиционно мужскими; №2, 3, 5, 7, 11, 12 – традиционно женскими.
2.2 Ход исследования
Исследование было организовано в ГУО «СШ №9 г. Бреста» с учащимися 10-11 классов.
Исследование проводилось в индивидуальной форме; количество испытуемых составило 16 человек (10 девушек и 6 юношей) в возрасте 16-17 лет.
Время проведения исследования – ноябрь 2011 года.
Этапы исследования:
2.3. Описание
и анализ полученных
Собранный мной в ходе исследования эмпирический материал был обработан следующим образом: из полученных данных (см. приложение 1) были составлены первичные таблицы, где указали долю испытуемых в процентах.
Таблица №1: «Наиболее популярные ценности среди девушек и юношей в целом».
Место |
Ценности |
Соотношение в % |
1. |
Мужественность |
38% |
2. |
Уверенность в себе |
38% |
3. |
Активность Нежность |
19% |
Исходя из этих данных, мы видим, что у 38% испытуемых на первом месте находится такая ценность как мужественность, что может говорить о целеустремлённости, надёжности и ответственности современных подростков. Другие 38% поставили на второе место уверенность в себе, что схоже с мужественностью. Хочу заметить, что обе эти ценности являются мужскими. По 19% испытуемых на третье место поставили активность и нежность, здесь уже можно наблюдать разделение мужских и женских ценностей.
Таблица №2: «Наиболее популярные ценности среди девушек».
Место |
Ценности |
Соотношение в % |
1. |
Мужественность Уверенность в себе |
30% |
2. |
Уверенность в себе |
40% |
3. |
Активность |
30% |
Делая выводы, можно заметить, что у 30% испытуемых на первом месте находятся такие ценности как мужественность и уверенность в себе, что означает, что девушки стремятся к равноправию с юношами во всём и возможно где-то даже преуспевают. На второе место 40% девушек поставили уверенность в себе, т.е. они могут поставить себе любую цель и достичь её. У 30% девушек на третьем месте активность, что свидетельствует о целенаправленности, мотивации и осознанности. Как ни странно все эти качества в большей степени принадлежат мужчинам.
Таблица №3: «Наиболее популярные ценности среди юношей».
Место |
Ценности |
Соотношение в % |
1. |
Мужественность |
50% |
2. |
Мужественность Уверенность в себе |
33% |
3. |
Нежность |
50% |
По результатам среди юношей, 50% из них на первое место поставили мужественность, что в принципе является традиционным. На втором месте так же находится мужественность и уверенность в себе, так решили 33% юношей. Результат третьего места – 50% является удивительно противоположным девушкам – нежность. Это свидетельствует о внимательном отношении, о желании не причинить вред тому, что им дорого. Нежность – преимущественно женская ценность.
Подведя общий итог, можно отметить, что современные девушки на равных разделяют с парнями традиционно мужские ценности, что может свидетельствовать об их большей заинтересованности в успешной социализации, реализации себя как независимой личности, ответственной, целеустремлённой и уверенной в себе. Что касается парней, так, на мой взгляд, в современном обществе они стали больше уделять внимания своей внешности, развлечениям и т.д.
Заключение
Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а так же психо-сексуальных установок и ориентации (интерес к противоположному полу). В обществе существуют поло-ролевые различия в установках и поведении юношей и девушек, что свидетельствует о том, что феминизация и маскулинизация подростков становятся неотъемлемыми чертами современного общества. При этом девушки отличаются большей пластичностью в формировании понимания личной значимости изменяющихся установок, а юноши более подвержены традиционным стереотипам. Однако традиционные представления о маскулинности и феминности не отвечают условиям современной жизни.
Таким образом, в сознании подростка формируется условная норма, которой он старается соответствовать, то есть неосознанно он впитывает в себя поступки родителей в той или иной ситуации и когда сталкивается с подобной ситуацией, старается применить полученные знания на практике. Также процессы феминизации юношей и маскулинизации девушек сегодня не только становятся нормой, но и всячески пропагандируются средствами массовой информации.
Делая вывод, в отношении характера гендерной социализации подростков с различными типами личности: маскулинным, фемининным и андрогинным. Андрогинный тип личности является наиболее адаптированным и приспособленным к общению и групповому взаимодействию, что обеспечивает благоприятные условия для социализации подростков в целом. Кроме того, андрогинные подростки обладают более высоким самоуважением и социальной популярностью, хотя и сталкиваются с некоторым потенциальным риском отвержения со стороны сверстников, ориентированных на традиционные поло-ролевые качества личности. Однако сглаживание противопоставления мужской и женской моделей социализации в сознании и поведении подростков таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, СМИ продолжают ориентировать молодых людей на жесткие поло-ролевые предписания.
Проведя эмпирическое исследование, я выявила, что и у юношей, и у девушек среди гендерных ценностей на первом и втором месте находятся мужественность и уверенность в себе (38%), следовательно можно отметить, что современные девушки на равных разделяют с парнями традиционно мужские ценности, что может свидетельствовать об их большей заинтересованности в успешной социализации, реализации себя как независимой личности, ответственной, целеустремлённой и уверенной в себе. Что касается парней, в отличие от девушек на третьем месте у большинства из них находится нежность (50%). Также, на мой взгляд, в современном обществе парни стали больше уделять внимания своей внешности, развлечениям, причём нетрадиционного рода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Информация о работе Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков