Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Объект: социализация подростков;
Предмет: влияние стереотипов пола на успешность социализации подростков;
Цель исследования: изучить влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков;
Задачи:
1. изучить особенности процесса социализации подростков;
2. проанализировать влияние стереотипов пола на процесс успешной социализации подростков;
3. провести исследование по выявлению у подростков усвоенных гендерных ценностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
1.1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ………………………………………
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИЗАЦИИ И МАСКУЛИНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………..
1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………………………
1.4. ВЛИЯНИЕ ПОЛО-РОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИА-
ЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ………………………………………………
2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………..
2.2. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………….
2.3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

12. Нежность— положительно окрашенное чувство, характеристика для действий, которые совершаются со старанием не повредить объект взаимодействия.

Ценности №1, 4, 6, 8, 9, 10 являются традиционно мужскими; №2, 3, 5, 7, 11, 12 – традиционно женскими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Ход исследования

Исследование было организовано в  ГУО «СШ №9 г. Бреста» с учащимися 10-11 классов.

Исследование проводилось в  индивидуальной форме; количество испытуемых составило 16 человек (10 девушек и 6 юношей) в возрасте 16-17 лет.

Время проведения исследования – ноябрь 2011 года.

Этапы исследования:

  1. Подбор инструмента;
  2. Разработка гендерных шкал  и проведение исследования;
  3. Выявление у подростков усвоения гендерных ценностей.

2.3. Описание  и анализ полученных результатов

Собранный мной в ходе исследования эмпирический материал был обработан следующим образом: из полученных данных (см. приложение 1) были составлены первичные таблицы, где указали долю испытуемых в процентах.

Таблица №1: «Наиболее популярные ценности среди девушек и юношей в целом».

Место

Ценности

Соотношение в %

1.

Мужественность

38%

2.

Уверенность в себе

38%

    3.

Активность

Нежность

 

19%


Исходя из этих данных, мы видим, что  у 38% испытуемых на первом месте находится такая ценность как мужественность, что может говорить о целеустремлённости, надёжности и ответственности современных подростков. Другие 38% поставили на второе место уверенность в себе, что схоже с мужественностью. Хочу заметить, что обе эти ценности являются мужскими. По 19% испытуемых на третье место поставили активность и нежность, здесь уже можно наблюдать разделение мужских и женских ценностей.

Таблица №2: «Наиболее популярные ценности среди девушек».

Место

Ценности

Соотношение в %

    1.

Мужественность

Уверенность в себе

 

30%

    2.

Уверенность в себе

40%

    3.

Активность

30%


Делая выводы, можно заметить, что у 30% испытуемых на первом месте находятся такие ценности как мужественность и уверенность в себе, что означает, что девушки стремятся к равноправию с юношами во всём и возможно где-то даже преуспевают. На второе место 40% девушек поставили уверенность в себе, т.е. они могут поставить себе любую цель и достичь её. У 30% девушек на третьем месте активность, что свидетельствует о целенаправленности, мотивации и осознанности. Как ни странно все эти качества в большей степени принадлежат мужчинам.

Таблица №3: «Наиболее популярные ценности среди юношей».

Место

Ценности

Соотношение в %

      1.

Мужественность

50%

2.

Мужественность

Уверенность в себе

 

33%

3.

Нежность

50%


По результатам среди юношей, 50% из них на первое место поставили  мужественность, что в принципе является традиционным. На втором месте так  же находится мужественность и уверенность  в себе, так решили 33% юношей. Результат третьего места – 50% является удивительно противоположным девушкам – нежность. Это свидетельствует о внимательном отношении, о желании не причинить вред тому, что им дорого. Нежность – преимущественно женская ценность.

Подведя общий итог, можно отметить, что современные девушки на равных разделяют с парнями традиционно мужские ценности, что может свидетельствовать об их большей заинтересованности в успешной социализации, реализации себя как независимой личности, ответственной, целеустремлённой и уверенной в себе. Что касается парней, так, на мой взгляд, в современном обществе они стали больше уделять внимания своей внешности, развлечениям и т.д.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а так же психо-сексуальных установок и ориентации (интерес к противоположному полу). В обществе существуют поло-ролевые различия в установках и поведении юношей и девушек, что свидетельствует о том, что феминизация и маскулинизация подростков становятся неотъемлемыми чертами современного общества. При этом девушки отличаются большей пластичностью в формировании понимания личной значимости изменяющихся установок, а юноши более подвержены традиционным стереотипам. Однако традиционные представления о маскулинности и феминности не отвечают условиям современной жизни.

Таким образом, в сознании подростка формируется условная норма, которой он старается соответствовать, то есть неосознанно он впитывает в себя поступки родителей в той или иной ситуации и когда сталкивается с подобной ситуацией, старается применить полученные знания на практике. Также процессы феминизации юношей и маскулинизации девушек сегодня не только становятся нормой, но и всячески пропагандируются средствами массовой информации.

Делая вывод, в отношении характера  гендерной социализации подростков с различными типами личности: маскулинным, фемининным и андрогинным. Андрогинный тип личности является наиболее адаптированным и приспособленным к общению и групповому взаимодействию, что обеспечивает благоприятные условия для социализации подростков в целом. Кроме того, андрогинные подростки обладают более высоким самоуважением и социальной популярностью, хотя и сталкиваются с некоторым потенциальным риском отвержения со стороны сверстников, ориентированных на традиционные поло-ролевые качества личности. Однако сглаживание противопоставления мужской и женской моделей социализации в сознании и поведении подростков таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, СМИ продолжают ориентировать молодых людей на жесткие поло-ролевые предписания.

Проведя эмпирическое исследование, я выявила, что и у юношей, и у девушек среди гендерных ценностей на первом и втором месте находятся мужественность и уверенность в себе (38%), следовательно можно отметить, что современные девушки на равных разделяют с парнями традиционно мужские ценности, что может свидетельствовать об их большей заинтересованности в успешной социализации, реализации себя как независимой личности, ответственной, целеустремлённой и уверенной в себе. Что касается парней, в отличие от девушек на третьем месте у большинства из них находится нежность (50%). Также, на мой взгляд, в современном обществе парни стали больше уделять внимания своей внешности, развлечениям, причём нетрадиционного рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Tajfel, H. Social Categorization, Social Identity and Social Comparison. In: Differentiation between Social Groups / H. Tajfel // London, Academic Press. – 1978.
  2. Алёшина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алёшина, А.С. Валович // Вопросы психологии. – 1991. - N9 4. – 74-82 с.
  3. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. – Питер, 2009. – 431 с.
  4. Большой Психологический Словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко // Прайм-Еврознак. – СПб.: 2006.
  5. Бреслав, Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Г.М. Бреслав // Вопросы психологии. – 1987. – N6 2. -  54-61 с.
  6. Воронцов, Д.В. Что такое гендер / Д.В. Воронцов; под ред. И.С. Клёциной. // Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2009. – 9-20 с.
  7. Выготский, Л.С. Педология школьного возраста / Л.С. Выготский. – М.: 1926. – 7 с.
  8. Гусева, Ю.Е. Влияние социально-исторических изменений  в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе: Дис. … канд. психол. наук / Ю.Е. Гусева. – СПб.: 2007. – 191 с.
  9. Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г.Клаус пер. с нем. Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.
  10. Кон, И.С. Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений / И.С. Кон // «Новый мир». - №9. – 1966.
  11. Кулюткик, Ю.Н. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Ю.Н. Кулюткик, Г.С. Сухобосая. – СПб. – Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора». – 1996. – 1751 с.
  12. Липпманн, У. Общественное мнение / У. Липпманн, пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко // Институт Фонда «Общественное мнение». – М.: 2004.
  13. Малышева, Н.Г. Гендерные стереотипы в молодёжных средствах массовой коммуникации: Дис. … канд. психол. наук / Н.Г. Малышева. – М.: 2008. – 178 с.;
  14. Шон, Берн, Гендерная психология. – СПб.:2001г.
  15. Сеныко, Т.В. Отец и его представление об идеальном ребёнке / Т.В. Сеныко // Народная асвета. – 1988. - №4. – 55 с.
  16. Сенька, Т.В. Мать и её представление об идеальном ребёнке / Т.В. Сенька  // Народная асвета. – 1987. – Ns 7.
  17. Юферева, Т.М. Формирование психологического пола / Т.М. Юферева // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: 1987. – 137-146 с.

 

 




Информация о работе Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков