Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Объект: социализация подростков;
Предмет: влияние стереотипов пола на успешность социализации подростков;
Цель исследования: изучить влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков;
Задачи:
1. изучить особенности процесса социализации подростков;
2. проанализировать влияние стереотипов пола на процесс успешной социализации подростков;
3. провести исследование по выявлению у подростков усвоенных гендерных ценностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
1.1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ………………………………………
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИЗАЦИИ И МАСКУЛИНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………..
1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………………………
1.4. ВЛИЯНИЕ ПОЛО-РОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИА-
ЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ………………………………………………
2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………..
2.2. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………….
2.3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности феминизации и маскулинизации в подростковом возрасте

Половая дифференциация относится  к числу тех универсальных  явлений, которые изучают все  науки о человеке. В повседневной жизни  мы  постоянно сталкиваемся с различиями между полами, которые во многом являются отражением некоторого имплицитного (неявное отношение о связях между личностными чертами) соглашения относительно возможности проявления тех или иных качеств. В максимально обобщенной форме эти качества представлены стереотипами мужественности-женственности.

Исследования выявили, что половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности-женственности являются закономерностью усвоения и присвоения, интериоризации существующих в культуре поло-ролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей. И общение со взрослыми является основным источником знаний при формировании психологического пола у ребенка. Сложившийся в современном обществе характер разделения труда, определенные установки, склонность мужчин и женщин к конкретному роду деятельности оказывают влияние на подрастающее поколение, так как в одних и тех же условиях мальчики непроизвольно подражают мужчинам, а девочки подражают женщинам.

Девочка приходит к осознанию того, что она такая же, как мать, и здесь создается основа преемственности, формирование и развитие феминных черт. Мальчик же осознает, что он отличен  от матери, что приводит к контрастам, а нередко даже к конфликтам. Ведь основные ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе имеют женское начало (подчиненность, послушание, прилежность), а мальчику приходится строить свой мир, ориентируясь на ценности мужского начала. Дефицит мужского влияния чуть ли не с первых дней жизни, сложность формирования и проявления маскулинных черт вызывают у мальчиков негативизм и резкий стиль общения с девочками [2]. Поэтому правильная система отношений между полами, заложенных в свое время, имеет глубокое влияние на то, как затем мужчины и женщины видят друг друга, каким образом взаимодействуют и, как будут строить свои личные отношения в дальнейшем.

В подростковом периоде центральным  новообразованием, определяющим другие новые моменты, основные изменения  и позволяющим объяснить всю  систематику развития, является возникновение и формирование чувства взрослости. Чувство взрослости — это отношение подростка к самому себе, его более или менее отчетливое ощущение себя в известной мере уже взрослым. И именно в этот период у мальчиков и девочек формируется уже достаточно дифференцированная взрослость определенного пола: внутренняя позиция мужчины или женщины [17].

В обществе существуют поло-ролевые различия в установках и поведении мальчиков и девочек, что свидетельствует о маскулинизации и феминизации, где маскулинность — набор черт присущих мужскому типу, таких, как рациональность, активность, доминанантность; феминность — набор черт, присущих женскому типу, таких, как пассивность, повышенная эмоциональность, подчиняемость. При этом девочки отличаются большей пластичностью в формировании понимания личной значимости изменяющихся установок, а мальчики более подвержены традиционным стереотипам. С возрастом эти моменты могут усиливаться, что необходимо учитывать в воспитании детей для правильного формирования поло-ролевых установок. Л.С.Выготский отмечал несовпадение трех точек созревания в подростковый период — общеорганического, полового и социально-культурного — и в этом видел причину всех трудностей и противоречий переходного периода. "Половое созревание наступает у человека прежде, нежели заканчивается общеорганическое созревание — рост организма. Половое созревание опережает также социально-культурное созревание и окончательное формирование человеческой личности" [7, 9].

Половое созревание — процесс, в результате которого человек достигает наибольшей степени выражения своей принадлежности к мужскому или женскому во всем богатстве содержания понятия "пол человека", т.е. не только в диалогическом, но также в социальном плане. Социальное давление взрослых и особенно группы сверстников требует занять ясную и социально одобряемую половую роль. Выйдя за границы такой роли, подросток может быть отвергнут сверстниками и вызвать беспокойство у взрослых.

Первоначально, как известно, стереотипы мужественности и женственности усваиваются ребенком в семье. Через взаимоотношения в семье он познает сотрудничество и конфликты, ощущает поддержку и равенство, переживает разочарование и узнает, каким может быть доверие и участие [14; 15].

Еще А.Адлер отмечал, что поведение детей в семье строится таким образом, чтобы найти себе положение среди других членов, и это направляет их личностное развитие. Поскольку ребенок находится в поисках, он приобретает те склонности и привычки, которые характерны для отношений в его семье. Естественно, что на развитие ребенка оказывает большое влияние окружающая обстановка, радио, телевидение, книги, общество сверстников — друзей, одноклассников, знакомых. Одной из особых сфер воздействия на жизнь ребенка является школа, школьное обучение. При этом для полноценного психического развития ребенка необходимо, чтобы все его контакты с внешним для него окружением носили преимущественно открытый, диалогический характер, а не закрытый, монологический, защитный.

К сожалению, основной чертой сложившейся у нас учебно-воспитательной системы является ее монологичность и закрытость, Ведущим и определяющим звеном этого процесса выступает личность педагога, воспитателя, а ребенку чаще всего отводится лишь пассивная, подчиненная роль. Психологическая сущность его обезличивается и унифицируется.

Сегодня школа оказалась перед  проблемой решения трех основных задач: воздействие окружающей социальной среды и изменение отношений  в обществе; падение престижа профессии  учи­теля, что накладывает отпечаток  не только на отношение к его работе извне, но и меняет самооценку учителем своего труда; поиск новых путей решения возникших проблем представителями различных наук: педагогики, психологии, социологии образования, философии [9; 11]. В то же время и сам учебный процесс в школе, требования к определенному поведению учащихся носят двоякий характер: с одной стороны, технократическое направление изучаемых дисциплин требует от учеников проявления маскулинных черт, с другой стороны, требования к прилежанию, усидчивости, формам поведения больше направлены на формирование феминных черт. Сюда можно отнести и вопрос кадровой феминизации школы, когда в ней работают в основном женщины. Феминизация школы неизбежно ведет и к феминизации требований к учащимся [5], что нередко приводит к обострению и нарастанию конфликтных ситуаций, проявлению у мальчиков и девочек деструктивного поведения, в частности, на школьных занятиях.

Как известно, интерес к учебной  деятельности значительно падает в  подростковом возрасте, но у девочек  это менее выражено в связи с их биогенетической предрасположенностью к усидчивости и послушанию. Падению общего интереса к систематической работе над учебным материалом может способствовать и несбалансированность, и недостаточный учет поло-ролевого поведения учащихся в современной школе. Непонимание современной школой этих сложных проблем не только ведет к негативным проявлениям поведения подростков, но и зачастую выступает причиной неуспеваемости учащихся.

В результате некоторых проведённых  исследований статистический анализ по критерию позволил сделать вывод о наличии тенденции к проявлению взаимосвязи между маскулинностью – феминностью и успеваемостью подростков.

В качестве конкретных выводов, которые уже сегодня могут иметь важное значение для педагогов при организации учебно-воспитательного процесса с подростками, можно выделить следующие:

1. Существует тенденция маскулинизации—феминизации  мужского и женского пола, причем  наблюдается большая маскулинизация  женщин.

2. Большие показатели успеваемости  наблюдаются у девочек с маскулинными проявлениями черт.

3. Успеваемость девочек и мальчиков  по-разному влияет на проявление  черт маскулинности—феминности: у  маскулинизированных девочек наблюдается  преобладание низкого уровня  успеваемости по сравнению с  мальчиками, а средний уровень успеваемости у маскулинизированных девочек ниже, чем у мальчиков, но выше, чем у феминизированных девочек.

Таким образом, в обществе существуют поло-ролевые различия в установках и поведении юношей и девушек, что свидетельствует о том, что  феминизация и маскулинизация подростков становятся неотъемлемыми чертами современного общества. При этом девушки отличаются большей пластичностью в формировании понимания личной значимости изменяющихся установок, а юноши более подвержены традиционным стереотипам. Однако традиционные представления о маскулинности и фемининности не отвечают условиям современной жизни. Процессы феминизации юношей и маскулинизации девушек сегодня не только становятся нормой, но и всячески пропагандируются средствами массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Социальные стереотипы как фактор успешной социализации

Само слово «стереотип» было введено в 1798 году французским типографом Дидо, и изначально относилось к процессу печатного репродуцирования (Ashmore & Del Boca, 1981). Журналист Уолтер Липпман (Lippmann, 1922) позже сравнил стереотипы с «картинками в голове» или с мысленной репродукцией реальности, и, начиная с этого сравнения, понятие «стереотипа» постепенно стало означать обобщенное – или гораздо чаще слишком обобщенное – мнение о членах группы. Как и предрассудки, эти обобщения могут быть иногда позитивными (например: женщины заботливы, японцы – хорошие математики), но чаще всего они негативны и устойчивы к изменениям.

Большой Психологический Словарь [4] определяет социальный стереотип, как устойчивое, категоричное и упрощенное представление (мнение, суждение) о каком либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной среде, усваивающееся индивидом в процессе социализации. В этом значении термин был введен У. Липпманном [12] в работе «Общественное мнение». Липпманн  говорит, что стереотипные образы одалживаются миру не только искусством, но и моральными кодексами, социальной философией и политической агитацией. Он выделяет две наиболее веские причины использования стереотипов, первая из которых связана с экономией усилий. Говоря о второй, он пишет, что системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе.

Система стереотипов не является нейтральной. Это не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней. Не просто сокращенный и упрощенный пусть восприятия. Это нечто большее. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание нами собственной значимости; защищают наше положение в обществе и наши права. Следовательно, стереотипы наполнены чувствами, которые с ними ассоциируются. Отличительный признак стереотипа состоит в том, что он начинает действовать еще до того, как включается разум. Эта форма восприятия накладывает специфический отпечаток на данные, воспринимаемые органами чувств, еще до того, как эти данные достигают рассудка.

 Далее Липпманн пишет о  том, что в определенной степени  внешние стимулы, особенно произнесенные или напечатанные слова, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно. Если то, на что индивид смотрит, совпадает с тем, что он ожидал увидеть, стереотип получает дополнительное подкрепление на будущее. Однако, если опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход. Если индивид является в достаточной степени ригидным или ему в силу какой-то сильной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать данное противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или подвергнуть сомнению свидетельские показания, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства и способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее. Иногда, если событие достаточно необычное и если человек чувствует его несоответствие устоявшейся схеме, - он может испытать такой шок, что потеряет доверие ко всем принятым способам видения мира и решит, что  вещь  никогда не оказывается той, какой она обычно должна быть.

 Г. Тэшфел [1] говорит о том, что общество с легкостью характеризует социальные категории недифференцированными, грубыми и весьма пристрастными признаками и данные характеристики остаются стабильными в течение длительного времени. Социальные стереотипы усваиваются в очень раннем возрасте и используются детьми еще до возникновения более осознанных представлений о тех группах, к которым имеют отношение. Изменение же социальных стереотипов происходит крайне медленно и сильно зависит от политических, социальных и экономических факторов. При отсутствии враждебности между социальными группами, стереотипы могут быть не столь отчетливы, однако, при возникновении социальной напряженности, стереотипы становятся более негативными и трудно подающимися изменению и управлению.

Информация о работе Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков