Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:29, курсовая работа
Объект: социализация подростков;
Предмет: влияние стереотипов пола на успешность социализации подростков;
Цель исследования: изучить влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков;
Задачи:
1. изучить особенности процесса социализации подростков;
2. проанализировать влияние стереотипов пола на процесс успешной социализации подростков;
3. провести исследование по выявлению у подростков усвоенных гендерных ценностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
1.1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ………………………………………
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИЗАЦИИ И МАСКУЛИНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………..
1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………………………
1.4. ВЛИЯНИЕ ПОЛО-РОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИА-
ЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ………………………………………………
2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………..
2.2. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………….
2.3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это называется гендерной идентификацией (gender identification)). В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только завершается гендерная идентификация и ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса, который Колберг в 1966 г. обозначил термином социализация Я (self-socialization), мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки — поведению женщин. Описанное явление называется дифференциальным подражанием (differencial modeling).
Дифференциальное подражание (Differential modeling). Процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению.
Представления о психологическом типе мужчин и женщин впитались в мифы и религию, сказания и письменную литературу. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому или женскому полу (Williams & Best, 1990 а, р. 240).
Детская литература. Учителя, другие дети, родители других детей, книги, родственники, игрушки и телевидение — из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому гендеру. В большинстве исследований, касающихся сексизма в детской литературе, основное внимание уделялось анализу содержания текстов, а о его влиянии на поведение умалчивалось. Однако эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх (Ashton, 1983).
Сексизм (Sexism). Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.
Телевидение. Гербнер и Гросс (Gerbner & Gross, 1976) приписывали телевидению уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим даром благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции, телевизионные образы кажутся реальными, а людям доступно широкое использование телевидения и возможность выбора. Альберт Бандура (Bandura, 1969) высказал идею, что телевидение вполне способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации очень важны в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин.
Фэйсизм. Целый ряд исследований показывает, что мужчины и женщины изображаются в разных социальных ролях и занятыми разной деятельностью, но вместе с тем существуют еще более искусные способы, при помощи которых культура усиливает различия в восприятии полов. Арчер и его коллеги (Archer et al., 1983) обнаружили, что в изображениях мужчин и женщин лицо выделяется в разной степени, и назвали это явление фэйсизм (face-ism). В частности, они указали на тот факт, что фотографии в прессе подчеркивают у мужчины лицо, а у женщины — тело, так как мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше, а женщины — во весь рост.
Фэйсизм (Face-ism). Тенденция в разной степени выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело. Фотографии в прессе обычно подчеркивают у мужчины лицо, а у женщины — тело, так как мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше, а женщины — во весь рост.
Язык. Язык, на котором мы говорим, также может внести свой вклад в стереотипное восприятие мужчин и женщин.
Игрушки. Есть все основания полагать, что в процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Согласно проведенным исследованиям, игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение (Block, 1979; Connor et al., 1978; Emmot, 1985; Miller, 1987; Peretti & Sydney, 1985; Pitcher & Schultz, 1983).
Андрогиния.
Польза.
Дифференциальная социализация может привести к развитию у мужчин и женщин различающихся психологических черт. Например, игрушки, дифференцированные по признаку соответствия тому или иному полу, способны культивировать у девочек заботливое отношение к окружающим, а у мальчиков — настойчивость и дух соревнования. Однако в реальной жизни социальные нормы и социализация не создают крайне мужественных мужчин и крайне женственных женщин. Психолог Сандра Бем (Sandra Bem, 1974) указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а человек может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами. Более того, Бем полагает, что даже желательно быть андрогинным(-ой), то есть вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.
Вплоть до 70-х гг. проявления «маскулинных» черт у женщин и «фемининных» черт у мужчин были для психологов источником беспокойства. А среди людей, далеких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас, и именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу. Однако исследования не подтверждают положение о том, что отклонение от поло-ролевых стандартов влечет за собой психологическую рассогласованность (O'Heron & Orlofsky, 1987, 1990). Действительно, согласно Бем (Bem, 1974), душевное здоровье не должно иметь гендера, а андрогиния положительно влияет на психологическое состояние человека. Была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (т. е. способностью быть настойчивым или центрированным на интересах других в зависимости от ситуации) (Bem, 1975; Vonk & Ashmore, 1993); высоким самоуважением (Mullis & McKinley, 1989; Orlofsky, 1977; Spence et al., 1975); мотивацией к достижениям (Spence & Helmrich, 1978); хорошим исполнением родительской роли (Baumrind, 1982); субъективным ощущением благополучия (Lubinski et al., 1981). В дополнение к этим данным упомянем о том, что Заммичьели и его коллеги (Zammichieli et al., 1988) обнаружили, что в семьях, где оба супруга были андрогинными, выявлялся более высокий уровень удовлетворенности браком, нежели в семьях, где один партнер или оба были поло-типизированы. У Айкс (Ickes, 1993) мы находим обсуждение целого ряда исследований, которые указывают на то, что отношения, в которых хотя бы один из партнеров андрогинен, больше удовлетворяют обоих. Однако недавнее исследование показало, что степень удовлетворенности браком зависит, в частности, от женственных качеств одного из супругов — мужчины или женщины. Это объясняется тем, что заботливость, опека, чувственность идентифицируются с женственной фигурой, и в то же время именно они определяют качество взаимоотношений (Ickes, 1993).
Делая вывод, исследование структуры общения старших подростков, потребности и самоконтроля в общении, представлений о собственном потенциале с точки зрения лидерства и анализ структуры группы на основании социометрической структуры, групповой сплоченности и типа отношений позволяет установить ряд закономерностей в отношении характера гендерной социализации подростков с различными типами личности: маскулинным, фемининным и андрогинным. Андрогинный тип личности является наиболее адаптированным и приспособленным к общению и групповому взаимодействию, что обеспечивает благоприятные условия для социализации подростков в целом. Кроме того, андрогинные подростки обладают более высоким самоуважением и социальной популярностью, хотя и сталкиваются с некоторым потенциальным риском отвержения со стороны сверстников, ориентированных на традиционные поло-ролевые качества личности. Однако сглаживание противопоставления мужской и женской моделей социализации в сознании и поведении подростков таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, СМИ продолжают ориентировать молодых людей на жесткие поло-ролевые предписания.
ГлАВА 2. Эмпирическое изучение
2.1 Описание методики исследования
Для выявления у подростков усвоенных гендерных ценностей, в качестве инструментария был использован метод гендерного шкалирования.
Шкалирование — метод моделирования реальных процессов при помощи шкал. Применение количественных показателей для оценки отношения индивида к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Метод шкалирования требует для своего эффективного применения:
Гендерное шкалирование состоит из нескольких частей:
Методики шкалирования широко используются в школьной практике. Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.
Испытуемые на бланках оценивают усвоенные гендерные ценности, затем они обрабатываются. Полученные результаты предоставляются в виде таблиц.
На основе изученного материала, для проведения исследования, нами были разработаны гендерные шкалы.
1. Мужественность — совокупность черт характера, ожидаемых от мужчины, таких как моральная сила, ответственность, целеустремленность, дисциплина, надежность, уверенность.
2. Эмоциональность как черта личности - это чувствительность к эмоциогенным ситуациям". К высокой эмоциональности относятся: впечатлительность, восприятие непосредственное и живое; темперамент, включение высокоэнергичных эмоций; эмоциональная выразительность, яркость эмоциональных проявлений; импульсивное реагирование, привычка жить и реагировать на основании эмоций, а не на доводах разума. А к низкой эмоциональности – низкая энергия, скорее спокойствие; малоподвижное лицо, невыразительный голос, всегда ровные однообразные интонации, малое использование жестов, словарь без эмоциональных слов-стимулов; что касается рассудительности, то низкая эмоциональность создает для нее почву, но сама по себе не гарантирует.
3. Интуитивность. Человек с сильным таким признаком думает сразу о нескольких вещах, которых может еще и не быть, но возможны. Направляет внимание в будущее, планирует и предвидит перспективы развития событий, углубляется в суть явлений. Разыгрывается творческая фантазия, воображение. Находит ответы на вопросы интуитивно догадываясь. Часто отвлекается, задумывается. Развито абстрактное мышление, воображение. Любознателен.
4. Уверенность в себе означает веру в то, что твоих сил и способностей достаточно для того, чтобы справиться с любой задачей и проблемой, которые перед тобой возникают. Уверенный в себе человек знает, что его желания стоят того, чтобы их реализовывать, знает, что его способностей и энергии достаточно, чтобы добиться того, чего он хочет.
5. Заботливость – преимущественно женский стиль отношения к тому, что нам дорого. Женщины чаще живут чувствами, а не разумом. Заботливость четких показателей не имеет, это состояние души.
6. Опыт сексуальной жизни: повышенный уровень сексуальной образованности; информация об отношении к партнеру, о здоровых эмоциях; повышайте сексуальная грамотность, которая помогает избежать ложных стереотипов и установок; правильный выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности. Опыт сексуальной жизни – знания, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий в сексуальной жизни.
7. Легкомысленность – качество, которое в женщине проявлено больше, нежели в мужчине, поскольку женщина " легко мыслит", а точнее живет больше чувствами. Оно характеризуется быстрыми мыслительными процессами и быстротой принятия решений.
8. Выполнение роли кормильца в семье. Выступая в роли кормильца, человек определяет, какие потребности семьи он будет удовлетворять. Для кого-то это покупка еды и одежды, оплата коммунальных услуг. Для кого-то – более широкое понятие, включающее духовную сферу жизни человека: отдых, увлечения, саморазвитие. Муж или жена, выступающие в роли кормильца, делают свою миссию мощным рычагом воздействия на членов семьи. Кто над кем будет властвовать, будет зависеть от того, кто в ком или в чем будет больше нуждаться.
9. Обладает развитым интеллектом. Умение использовать, применять свои знания, умения и навыки на практике и т.д.
10. Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
11. Беспокойство о своей внешности — вполне нормальное явление, как для мужчин, так и для женщин. Ведь внешность напрямую связана со степенью самооценки. В подростковом возрасте юноша начинает внимательно следить за своей внешностью, подолгу рассматривает себя в зеркале, примеряя себя к тому образцу красоты, который он себе избрал. Ему хочется стать сильным физически, иметь атлетически сложенную фигуру, быть уверенным в своей красоте и неотразимости. Ибо его идеал – физически могучий мужчина, мужественный, уверенный в себе и своем умении произвести на противоположный пол выгодное впечатление.
Более остро переживают недостатки своей внешности девушки. Многие из них чрезвычайно строги по отношению к себе. Такие чувства нередко становятся причиной застенчивости и неуверенности в себе. Такая девушка скована, замкнута, с трудом вступает в общение с окружающими, в присутствии парней совсем теряется. Конечно, есть и противоположное «экземпляры», когда слишком высока уверенность в себе и слишком развито стремление нравиться и «производить впечатление», когда слишком открыто демонстрируется желание быть предметом внимания. Но в целом большинству девушек и юношей на этом возрастном периоде их жизни свойственны чувство беспокойства по поводу своей внешности, повышенная критичность, преувеличение своих недостатков, Отсюда желание их скрасить, сгладить, как-то прикрыть, чтобы они не бросались в глаза. Поэтому проявляется такой большой интерес к одежде.
Информация о работе Влияние стереотипа пола на успешность социализации современных подростков