Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:30, реферат
Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей.
Введение 2
1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии 3-5
2. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания 5-6
3. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной
дисциплины 7-8
4. О.Конт – основатель "позитивной социологии" 8-10
5. Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв. 10-11
6. Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер 11-13
7. Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений,
традиций 13-15
8. Развитие социологической мысли в России 15-25
Заключение 25-27
Список используемой литературы 28
Введение
1. Социальные условия и теоретические
предпосылки возникновения социологии
3-5
2. Структура социологии, ее функции
и методы социологического
3. Предпосылки возникновения
дисциплины
4. О.Конт – основатель "позитивной
социологии"
6. Классики социологической
7. Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений,
традиций
8. Развитие социологической
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
теория социология школа
На возникновение
и развитие любой социальной науки,
предметом изучения которой выступает
общественная жизнь, в первую очередь
влияет наличие общественных потребностей
в решении тех или иных задач,
возникающих в социальной системе,
а также теоретических
Во многом
становление социологии как самостоятельной
науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера,
происходившими в Европе в конце
XVIII начале XIX веков, когда социальные
изменения приобрели глобальный
характер. Это было время перехода
от средневекового сословно-монархического
устройства к новым формам организации
экономической и политической жизни.
Происходил процесс становления
совершенно нового общества, утверждавшего
торжество прав и свобод человека,
духовную, экономическую независимость
и автономность гражданина, оно шло
на смену общества нормативного порядка,
феодально-абсолютистского
1.Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии
Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.
Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Этими различными
идеологическими установками
Пока
речь шла в основном о социологических
условиях и естественнонаучных предпосылках
возникновения теоретической
Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».
2. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания.
Современное социологическое знание имеет сложную разветвленную и многоуровневую структуру. Собственно говоря, представление о ней можно получить, сопоставляя ее с объектом этой науки – обществом. Все великое многообразие проявлений общественной жизни находит свое отражение в структуре социологии.
Исследователи подходят к рассмотрению данной проблемы с разных позиций. Рассмотрим некоторые из них.
1. Структура социологии по сферам общественной жизни:
2. Структура социологии по масштабам:
4. Структура социологии по уровням социологического знания:
Необходимо иметь в виду, что разделение социологического знания на уровни носит сугубо методологический характер. В действительности и теоретический, и эмпирический уровни существуют в органичном единстве, которое прослеживается в двух аспектах: функциональном и генетическом. Функциональный аспект предполагает движение исследователя от теоретического уровня к эмпирическому (проверка теории практикой); генетический – восхождение от эмпирического уровня к теоретическому (обобщение опыта и формулирование новой теории).
3. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины
На возникновение
и развитие любой социальной науки,
предметом изучения которой выступает
общественная жизнь, в первую очередь
влияет наличие общественных потребностей
в решении тех или иных задач,
возникающих в социальной системе,
а также теоретических
Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII — начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.
В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.
4. О.Конт – основатель "позитивной социологии"
Конт
относится отрицательно ко всему
разрушительному, критическому. Он противопоставляет
духу отрицания (и в теории, и в
действительности), принесенному Революцией,
созидательный, позитивный дух. Категория
"позитивного" становится наиболее
общей и главной в его
Что же такое "позитивное" в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова: реальное в противовес химерическому; полезное в противовес негодному; достоверное в противовес сомнительному; точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям
Конт добавляет такие черты
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:
на теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он "стремится к абсолютному знанию". Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. На метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями".
Информация о работе Возникновение социологии как самостоятельной науки