Возникновение социологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:30, реферат

Описание работы

Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей.

Содержание работы

Введение 2
1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии 3-5
2. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания 5-6
3. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной
дисциплины 7-8
4. О.Конт – основатель "позитивной социологии" 8-10
5. Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв. 10-11
6. Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер 11-13
7. Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений,
традиций 13-15
8. Развитие социологической мысли в России 15-25
Заключение 25-27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Социология рефират.docx

— 168.69 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание:

 

Введение                                                                                                                      2

1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии   3-5                                                                                                         

2. Структура социологии, ее функции  и методы социологического познания             5-6

3. Предпосылки возникновения социологии  как самостоятельной научной 

дисциплины                                                                                                                         7-8

4. О.Конт – основатель "позитивной  социологии"                                                         8-10

5. Основные направления  развития социологии в XIX – начале XX вв.                    10-11

6. Классики социологической науки:  Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер                  11-13

7. Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений,

традиций                                                                                                                           13-15

8. Развитие социологической мысли  в России                                                             15-25

Заключение                                                                                                     25-27

Список используемой литературы                                                                28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

теория социология школа

На возникновение  и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает  общественная жизнь, в первую очередь  влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

Во многом становление социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации  экономической и политической жизни. Происходил процесс становления  совершенно нового общества, утверждавшего  торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость  и автономность гражданина, оно шло  на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая  тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес  людей к знанию основ жизни  социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений  с целью наиболее рационального  и эффективного использования обретенных прав и свобод.

 

1.Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии

 

Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о  том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем  человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем  повседневной жизни.

Эта наука  возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, - «органической теории развития общества».

Пока  речь шла в основном о социологических  условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно  активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в  начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное  развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

2. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания.

 

Современное социологическое знание имеет сложную разветвленную  и многоуровневую структуру. Собственно говоря, представление о ней можно получить, сопоставляя ее с объектом этой науки – обществом. Все великое многообразие проявлений общественной жизни находит свое отражение в структуре социологии.

Исследователи подходят к рассмотрению данной проблемы с разных позиций. Рассмотрим некоторые из них.

 

1. Структура социологии по сферам общественной жизни:

 

2. Структура социологии по масштабам:

 

  1. Структура социологии по задачам исследования:

 

          4. Структура социологии по уровням социологического знания:

 

Необходимо иметь в виду, что  разделение социологического знания на уровни носит сугубо методологический характер. В действительности и теоретический, и эмпирический уровни существуют в органичном единстве, которое прослеживается в двух аспектах: функциональном и генетическом. Функциональный аспект предполагает движение исследователя от теоретического уровня к эмпирическому (проверка теории практикой); генетический – восхождение от эмпирического уровня к теоретическому (обобщение опыта и формулирование новой теории).

3. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины

 

На возникновение  и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает  общественная жизнь, в первую очередь  влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень  научного анализа.

Во многом становление социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII — начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.

В свою очередь, развитие свободной конкуренции  в экономике, политике, духовной сфере  также поставило в прямую зависимость  результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования  знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и  т.п. К середине XIX в. потребности  социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать  новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение  социологии было ответом на потребности  формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.

 

4. О.Конт – основатель "позитивной социологии"

Французский философ Огюст  Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. После окончания интернат-лицея в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, где изучает математику, философию, глубоко интересуется социальными и экономическими проблемами.

По Конту, социология, как  и любая другая наука, изучает  неизменные естественные законы. Предмет  ее - самый важный и сложный, поэтому  социология - своего рода царица других наук.

Конт  относится отрицательно ко всему  разрушительному, критическому. Он противопоставляет  духу отрицания (и в теории, и в  действительности), принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами  для обозначения контовского учения.

Что же такое "позитивное" в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова: реальное в противовес химерическому; полезное в противовес негодному; достоверное в противовес сомнительному; точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям  Конт добавляет такие черты позитивного  мышления, как тенденция всюду  заменять абсолютное относительным, его  непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

Место позитивного  мышления в системе Конта можно  понять только в связи с его  знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который  он считал своим главным открытием.

Согласно  этому закону индивидуальный человек, общество и человечество в целом  в своем развитии неизбежно и  последовательно проходят три стадии:

на теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он "стремится  к абсолютному знанию". Теологическое  мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. На метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями".

Информация о работе Возникновение социологии как самостоятельной науки