Возникновение социологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:30, реферат

Описание работы

Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей.

Содержание работы

Введение 2
1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии 3-5
2. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания 5-6
3. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной
дисциплины 7-8
4. О.Конт – основатель "позитивной социологии" 8-10
5. Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв. 10-11
6. Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер 11-13
7. Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений,
традиций 13-15
8. Развитие социологической мысли в России 15-25
Заключение 25-27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Социология рефират.docx

— 168.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социология  придает исключительно большое  внимание изучению социальных институтов общества. “Понятию социального института  принадлежит центральное место  в системно-структурном анализе  общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения идеализации  и абстрагирования из многообразных  действий люди наиболее существенных типов социальных отношений, путем  соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный  компонент социальной структуры, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни”.

Термин “институт” имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово “институт” в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН – это конкретное учреждение, а наука – это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у  правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным  вопросам социологии, не существует единства взглядов. В социологии имеется не одно, а множество определений  социального института. Одним из первых дал развернутое представление  о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Хотя его книга “Теория праздного класса” появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.

По мнению Л. Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт составляют взаимодействующие индивиды. Социальный институт – культурно санкционированный способ выполнения работы или совокупности работ. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов. Дж. Бернард и Л. Томпсон определяют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. Причем, поскольку институты – это нормы или правила поведения, имеющие отношение только к людям, индивиды – это институциональные учреждения (организации) или ассоциации, исполняющие определенные функции и сосредоточенные в материальном окружении — зданиях, заводах и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1.Социология: «Курс Лекций»  Уч. пособие

2. Кандауров В.И. «Курс лекций»

3. А.Г. Эфендиева « Общая социология»

4. О.Конт  «Дух позитивной философии»

А также по данным интернет-серверов:

2. Были задействованы  некоторые данные:

http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DAD00CEFD58C4AD28DFFAC9C930895E9

3. История  социологии: http://cityref.ru/prosmotr/13211-740.htm

 


Информация о работе Возникновение социологии как самостоятельной науки