Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:30, реферат
Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей.
Введение 2
1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии 3-5
2. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания 5-6
3. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной
дисциплины 7-8
4. О.Конт – основатель "позитивной социологии" 8-10
5. Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв. 10-11
6. Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер 11-13
7. Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений,
традиций 13-15
8. Развитие социологической мысли в России 15-25
Заключение 25-27
Список используемой литературы 28
Заметное
место в науке того периода
занимают работы М. М. Ковалевского. В
своей теории ведущую роль он отводит
учению о социальном прогрессе, сущность
которого он видел в развитии солидарности
между социальными группами, классами
и народом. М. М. Ковалевский активно
использовал и развивал сравнительно-исторический
метод, с помощью которого стремился
выявить общее и особенное
в социальных явлениях. Он верил, что
с помощью сравнительно-
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представлял две ведущие фигуры – Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марксизм» –
П. Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.
При решении конкретных проблем общественного устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. «Легальный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна Первой русской революции 1905-1907 годов. После поражения этой революции либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое существование.
В 1869 году вышла свет работа В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». В этой работе автор обобщил значительный статистический материал в личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих крестьян в различных губерниях России. Знаменитым событием в развитии социальной мысли России была двухтомная работа. Ю. Янсона «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств», в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в после реформенной деревне.
Второй
период развития социологической мысли
в России характеризуется нарастание
процесса институционализации, приобретением
социологической наукой статуса
социального института. В 1918-1919 годах
в Петроградском и Ярославском
университетах были созданы кафедры
социологии, введена ученая степень
по социологии. В 1919 году был учрежден
Социологический институт. В 1920 году
в Петроградском университете при
факультете общественных наук было создано
социологическое отделение. На втором
этапе продолжается развитие теоретической
социологии. В 20-х годах издается
обширная социологическая литература.
Основная направленность этих работ
состояла в выявлении соотношения
истории русской
В 30-х
годах марксизм окончательно утвердился
в качестве идеологической основы общества,
социология была объявлена философской
наукой. Было провозглашено, что «исторический
марксизм – это и есть социология
марксизма», и, следовательно, эмпирические
конкретно-социологические
Возрождение
социологии как науки начинается
в конце 50-х – начале 60-х годов.
В этот период были проведены масштабные
социологические исследования по изучению
влияния научно-технического процесса
на социальную и профессиональную структуру
работников, их отношение к труду.
Большое распространение
В 60-х
годах социология вновь восстанавливает
статус социального института. В
середине 1960 года было создано первое
социологическое учреждение – отдел
социологических исследований в
институте философии АН СССР и
лаборатория социологических
Важным фактом в развитии социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М.М. Ковалевского (1851-1916) "Социология". Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - выдающийся русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала <Вестник Европы> (1909-16). Труды по истории общины, Французской революции, проблемам западно-европейского феодализма и общим вопросам социального развития. Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, Ковалевский подчеркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Поэтому свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать все положительное в них на почве "теории социального прогресса". Тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.
Третий
период развития русской социологии
ограничен двумя первыми
Профессора,
читавшие курсы по политической экономии,
истории и правоведению, знакомили
студентов с содержанием теорий
О. Конта и К. Маркса. К концу
столетия (в 1896/97 учебном году) прочитан
первый в России систематический
курс социологии, который подготовил
известный профессор Санкт-
-Становление и развитие социологии как науки
-Предыстория социологии
-Античный период
Момент
возникновения человеческого
Одними
из первых, кто дал достаточно полные
объяснения о строении общества, были
античные философы Платон и Аристотель.
Хотя, к социологическим
Платон был идеалистом и учеником Сократа. Он создал первый в истории труд по общей социологии, которым считается его сочинение "Государство". В этом труде Платон подчёркивал особую роль разделения труда и создал модель идеального общества, основанную на впервые в мире разработанной им теории стратификации. По этой теории любое общество делится на три основных страты (класса, сословия), которые существуют на паритетных началах.
Высшая страта - философы, мудрецы, управляющие государством; средняя, включающая воинов ("силовой блок" по современной терминологии), - охраняющая общество от смуты и беспорядков; низшая - ремесленники и крестьяне, т.е. люди труда, поддерживающие государство материально. Отношения между стратами основаны на взаимном уважении и общности интересов, поскольку они должны служить идее справедливости. Справедливость же, по мнению Платона, заключается в том, что все граждане свободны, равны и счастливы. Свободны - потому что внутренне осознали необходимость своего положения, равны - потому что каждый занимает предназначенную для него социальную ячейку общества, в рамках которой человек располагает всеми возможностями, а значит - равен и, соответственно, счастлив, поскольку не ощущает дисгармонии и чувства неравенства.
Поскольку Платон считал, что зло кроется в частной собственности, которая развращает людей, то он предлагал лишить права на обладание ею членов высшей страты, дабы они не злоупотребляли властью в силу своих огромных привилегий. К управлению же обществом необходимо допускать лишь людей высокообразованных, талантливых и перешагнувших 50-летний возрастной порог. Они должны вести аскетичный образ жизни, исключающий земные утехи. У воинов должны быть общие жёны, а детей надлежало изымать из семьи для воспитания их государством. В общем, вполне коммунистическая парадигма.
Идеи государственного устройства, высказанные Платоном, основывались на этическом рационализме. Наилучшей формой правления он считал аристократию - власть избранных, наилучших представителей общества. Далее в порядке ухудшения располагаются тимократия - власть воинов, олигархия - власть богачей, и демократия - власть народа. Наихудшей формой правления Платон считал демократию, поскольку из неё обычно вырастает тирания, А тирания - самая отвратительная форма правления при которой царят произвол и насилие, несмотря на то, что тиран приходит к власти как народный избранник в условиях демократии. Примеров тому в истории предостаточно и по нынешний день.
По Платону, в плохом государстве над всеми стоят правители, а в разумном - выше всего стоят законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов должно стоять правосудие, к осуществлению которого должны быть причастны все граждане государства.
Учеником
и последователем Платона был
Аристотель - крупнейший учёный античности,
философ и энциклопедист, оставивший
после себя огромное научное наследие.
В своём научном труде "Политика"
Аристотель критиковал своего учителя
с позиций защиты частной собственности,
семьи и прав граждан. Он считал,
что обобществление Платоном имущества,
жён и детей ведёт к
1) бедняки имеют возможность участвовать в управлении;
2) ограничиваются
эгоистические интересы
3) наиболее
многочисленным является
Аристотель
различает два вида справедливости
- уравнительную и
Наилучшей мерой во всём Аристотель видел "золотую середину", а лучшим состоянием общества, защищающим его от застоя и разложения, он считал состояние войны.
Первых социологов античности, живших в V-IV вв. до н.э., называют социальными философами. Их взгляды принято классифицировать как донаучный этап развития социологии.
Информация о работе Возникновение социологии как самостоятельной науки