Возникновение социологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:30, реферат

Описание работы

Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей.

Содержание работы

Введение 2
1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии 3-5
2. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания 5-6
3. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной
дисциплины 7-8
4. О.Конт – основатель "позитивной социологии" 8-10
5. Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв. 10-11
6. Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер 11-13
7. Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений,
традиций 13-15
8. Развитие социологической мысли в России 15-25
Заключение 25-27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Социология рефират.docx

— 168.69 Кб (Скачать файл)

Позитивное мышление далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки  и все общества неизбежно завершают  свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее  лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования  науки, их познание с целью рационального  предвидения - ее предназначение.

Конт исходит из представления  о единстве и иерархической структуре  всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность.

Каждая наука представляет собой своего рода ступень по отношению  к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный метод, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии, только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

5. Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.

На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших  классическими. Данный период — это  своего рода социологическое "осевое время". Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерии их классификации. Здесь существуют различные подходы. Чаще всего используется принцип соотнесенности социологической концепции с другими науками (определение неизвестного через известное). Так, выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвигающие принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни; социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности. Рассматриваются в истории социологии и другие направления. Однако ни одно из них не может включить наиболее значимые, классические социологические концепции.

 

6. Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер

 

Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к  сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток дичи, могли перекочевать на другую территорию, переключиться на рыбную ловлю или собирательство. Но в развитом обществе экономический кризис может привести к краху и политическую, и социальную, и духовную сферы. Уязвимость современного общества - в его сложности, во взаимозависимости всех его частей, поэтому по мере развития общества все большую роль играет регулирующая и контролирующая взаимодействия между людьми политическая система, аналогичная мозгу и нервной системе живого организма. Однако активное вмешательство государства в жизнь общества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуального потенциала его членов может происходить только в результате "естественного отбора", эволюционно.

Э. Дюркгейм был одним из самых талантливых  и влиятельных социологов Франции  конца XIX в. Он одним из первых выделил  предмет социологии -социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты существуют вне сознания конкретного человека и оказывают на него внешнее давление. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежную систему, религию и др. - все, что индивид получает готовым при рождении. Дюркгейм развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать социальную основу разрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход - укрепить солидарность членов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальных способностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное на справедливости, равенстве и свободе.

М.Вебер (1864-1820) внёс существенный вклад в  такие области социального знания, как общая социология, методология  социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию  Вебер называл "понимающей социологией". Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

 

7. Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений, традиций

 

В XX веке социология получила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинстве  западноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, сама социальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям. Многообразие социологических школ и направлений, а также теорий и концепций, практически несводимое к одному знаменателю, вообще характерная черта социологии XX века. Однако накопление большого эмпирического материала и теоретическая эволюция социологии породили стремление к выработке метатеоретических парадигм, претендующих на интеграцию социологического знания и раскрытие самих основ социального бытия.

В XX веке русская социология по сравнению  с XIX в. отличается меньшей абстрактностью, ибо больше опирается на опыт. Возникло несколько новых направлений. Сложились основные школы: марксистская, субъективная, психологическая, бихевиористская, формальная, механическая, юридическая и историческая. Всеми школами, особенно бихевиористской и психологической, был внесен заметный вклад в социологию. Во время революции условия для развития социологии были неблагоприятными. Тем не менее, экстраординарный опыт революции обогатил знания русских социологов. По мере снятия "внешних помех" для реализации социологических исследований в России можно ожидать их дальнейшего подъема.

Основные  социологические школы XX века:

1. Марксистская школа. В XX веке творческая мощь этой школы стала снижаться. Возможно, самая серьезная работа этого периода "Общественные классы" профессора С. И. Солнцева (1917 г.), посвященная концепции социального класса. После революции опубликовано много разных марксистских книг откровенно идеологического характера. Все они малонаучны. Марксистская социология в России выродилась в разновидность догматической идеологии и внутренне мертва.

2. Русская субъективная социология. В XX веке творческая активность этой школы стала снижаться. Тем не менее, она дала несколько сильных работ. Наиболее важные среди них "Социальные антагонизмы" Ю. Делевского и "Очерки мировоззрения" Н. К. Михайловского, "Теория разделения труда как основа научной социологии" Е. Колосова.

3. Психологическая  социология Петражицкого. Петражицкий создал новую "эмоциональную психологию" и на этой основе свое понимание социального мира, права, этики, социальной организации и социальных процессов. Это оригинальная, чрезвычайно логичная и опирающаяся на факты концепция. И что крайне важно, она "работает" применительно как к самым сложным, так и конкретным социальным явлениям.

4. Русская бихевиористская школа. Как известно, современный бихевиоризм в психологии появился в России в работах И. Павлова, отчасти, В. Бехтерева и учеников Павлова (Н. Болдырева, Г. Зеленого, В. Ленца и др.). Начав с изучения относительно простых психологических процессов, Павлов и его ученики постепенно пришли к экспериментальному исследованию все более сложных нервных процессов у животных, и ,в конце концов, у человека. В итоге они сформулировали фундаментальные законы условных и безусловных рефлексов и законы "торможения", "возбуждения", "угасания", "внушения", "перестройки" и "трансформации" форм поведения. Они пытались распространить свои методы и на социальные явления.

5. Формальная школа. Формальная школа в социологии - социологическое направление конца 19 - начала 20 вв., стремившееся свести социальные отношения: к более или мене ограниченному набору их структурных элементов; к описательности историко-эволюционистских концепций социологии.

6. Механическая школа. Н. Г. Воронов в "Основаниях социологии" (1912) попытался объяснить социальную жизнь с позиций "социальной механики" или "социальной физики", продолжив линию мыслителей с XVII века до более современных. Выдающийся вклад в "механическую социологию" сделан Е. Спекторским в монументальном труде "Проблемы социальной физики в XVII столетии".

 

8. Развитие социологической мысли в России

 

Социологическая мысль  в России развивается как часть  общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского  общества. В развитии социологической  мысли в России исследователи  выделяют три основных этапа.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных  социальных мыслителей, как П. Л. Лавров и Н. М. Михайловский. Развиваемое  ими направление социальной мысли  получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления  был впервые сформулированы в  знаменитых «Исторических письмах»

П. Л. Лаврова. Как и у других классиков социологии, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей  и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизации, характеризующуюся  гибкими, динамичными структурами  и отношениями.

Цивилизация истолковывается субъективными  социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но мысль реально осуществляется только через действия личности. Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития личности. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличилась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого «реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. М. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути к социализму России, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. Субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму.

В тесной связи с общесоциологической  теорией находилась и методология  субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального  различия между природными и общественными  явлениями.

Естественнонаучный  метод в своей основе – объективный  метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Социальную деятельность личности определяют не какие–то внешние  факторы, а ее субъективные помыслы  и цели. Изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению  Михайловского, «наблюдатель ставится себя в положение наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция  истины. Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств  вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию  закономерностей. Чтобы избежать произвола  мнений, Н. М. Михайловский выдвигает  идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность  «нормального человека». Позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начинать с некоторой утопии, обеспечивающей полнокровное развитие человеческих способностей.

Информация о работе Возникновение социологии как самостоятельной науки