Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:01, доклад
С древнейших времен человека
интересовали не только загадки и явления окружающей его природы
(разливы
рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и
ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием
среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди
других
людей, а не в одиночку?
предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных
фактов,
их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей
теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических
данных
и сведения их в
нечто целое французский
первичное
обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных
взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию
научного
знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.
Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что
проблему изучения общества
и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую
назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно
четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий
всесторонне
изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной
аналогии
социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и
медицине,
ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни.Даже
первоначальное
изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени
отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные
науки.
Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание
социология получила
только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные
концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения
социальных явлений. Честь фактического "открытия"социологии
принадлежит
трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины
XIX
и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также
француз Эмиль Дюркгейм.
Творчество Карла Маркса.
Значительный вклад в развитие социоло гии внес Карл Маркс(1818-1883).
Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ
современного
ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа
Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды
принадлежат
к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по
признаку владения средствами производства и размера вознаграждения,
получаемого
с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это
значит, что один класс (класс собственников средств производства)
находится
в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть
результатов
труда другого класса (рабочего класса).
К. Маркс рассматривал структуру
общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически
изменяющиеся
компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных
составляющих
общественной структуры происходят в результате смены общественно-
экономических
формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы,основаны на
законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих,
угнетенных
и угнетателей.
Маркс всесторонне обосновал
механизм возникновения
и развития социального конфликта,
в результате неравенства, которое постоянно усиливается при
доминировании
одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка
распределения производимого продукта приводит к достижению
неустойчивого
равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и
эксплуатируемыми.
В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым
столкновениям,
ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с
тем происходит количественное накопление недовольства у представителей
угнетенных классов
и осознание ими
а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает
глобальный
классовый конфликт и появление новой качественной определенности -
бесклассового
общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и
отсутствует какая-либо эксплуатация.
Таким образом, К. Маркс
впервые представил общество как продукт исторического развития, как
динамично
развивающуюся структуру.
Он обосновал возникновение
неравенства
и проанализировал
социальные конфликты как явление,
общественного
развития и прогресса.
Социология Макса Вебера.
Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка
и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет
исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых
можно
было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.
Находясь
под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную
социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее
воздействие на все научные социологические теории и на деятельность
социологов
во всех странах мира.
Одним из центральных пунктов
теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы
поведения
индивида в обществе - социального действия, которое является причиной
и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.При этом
общество,
согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих
индивидов,
каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных
целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой
кооперации
образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои
эгоистичные
стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны,
рациональны
и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с
помощью
совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в
ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы
поведения
и оставляются
только те, которые можно предвидеть,
приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом,осмысленное
поведение,
в результате которого достигаются индивидуальные цели,приводит к тому,
что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими,
достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с
окружающей
средой.
Весьма важным аспектом
творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в
социальных
ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное
поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно
без эффективного социального контроля и управления,необходимым
условием
для осуществления подобных действий являются отношения власти,
пронизывающие
все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти,
а также природу и сгруктуру организаций, где эти отношения проявляются
наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания
отношений
власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный
аппарат
управления организацией,
предельно рациональный,
координирующий
деятельность всех ее работников.
В теоретических работах
Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет
социологии
как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так
и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих
социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много
последователей,
а его книги
считаются классическими
Идеи Эмиля Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической
школы.
Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета
от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов
общественной
жизни исключительно с
В отличие от М. Вебера
Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие,
существование
и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов.
Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и
нормам,
которые он называл "коллективным сознанием".Каждая социальная единица
общества как целого. Однако функционирование отдельных частей
социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся
искаженной,
плохо функционирующей формой социальной организации.Дюркгейм очень
много
внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения,
отклоняющихся
от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин
"аномия"
служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов
социальных
норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.
Учение об обществе Э.
Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и
прежде
всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи
создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные
социологи
справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.
Подводя итог, можно сказать,
что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь
удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено
научным,
теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М.Вебера и Э.
Дюркгейма.
Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую
свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений
различных аспектов этой теории.
Социология Вебера
Макс Вебер (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) - немецкий социолог, философ и историк конца 19 - начала 20 в. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894) и Гейдельберге (с 1896). Почетный профессор Гейдельбергского университета (1903). Издатель (совместно с Э. Яффе и В.Зомбартом) "Архива социальных наук и социальной политики" (с 1904). Основатель (1909) Немецкого социологического общества. Профессор национальной экономии в Вене (с 1918) и Мюнхене (с 1919). Основные сочинения: "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права" (1891), "Национальное государство и народно-хозяйственная политика" (1895), "Объективность социально-научного и социально-политического познания" (1904), "Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии. Серия статей" (1903-1905), "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905), "Критические исследования в области логики наук о культуре" (1906), "К положению буржуазной демократии в России" (1906), "О категориях понимающей социологии" (1913), "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919), "Политика как профессия" (1919), "Наука как профессия" (1920), "Хозяйство и общество" (1921) и др.
Первые работы Макса Вебера - "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права" (1891; рус. пер.: "Аграрная история древнего мира" - 1923), - сразу поставившие его в ряд наиболее крупных ученых, свидетельствуют о том, что он усвоил требования исторической школы и умело пользовался историческим анализом, вскрывая связь экономических отношений с государственно-правовыми образованиями. Уже в "Римской аграрной истории..." были намечены контуры его "эмпирической социологии" (выражение В.), теснейшим образом связанной с историей. Макс Вебер рассматривал эволюцию античного землевладения в связи с социальной и политической эволюцией, обращаясь также к анализу форм семейного уклада, быта, нравов, религиозных культов и т. д.
Интерес Вебера к аграрному
вопросу имел вполне реальную политическую
подоплеку: в 1890-х он выступал с рядом
статей и докладов, посвященных аграрному
вопросу в Германии, где критиковал
позицию консервативного
В то же время Макс Вебер
пытался разработать новую
Таким образом, политические и теоретико-научные интересы были тесно переплетены уже в раннем творчестве Макса Вебера
С 1904 В. (вместе с В.Зомбартом) становится редактором немецкого социологического журнала "Архив социальной науки и социальной политики", в котором выходят наиболее важные его произведения, в том числе ставшее всемирно известным исследование "Протестантская этика и дух капитализма". Этим исследованием начинается серия публикаций В. по социологии религии, которой он занимался вплоть до своей смерти. Свои работы по социологии В. рассматривал как полемически направленные против марксизма; не случайно он назвал лекции по социологии религии, прочитанные им в 1918 в Венском университете, "позитивной критикой материалистического понимания истории". Одновременно Вебер размышлял над проблемами логики и методологии социальных наук: с 1903 по 1905 вышла серия его статей под общим названием "Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии", в 1904 - статья "Объективность социально-научного и социально-политического познания", в 1906 - "Критические исследования в области логики наук о культуре".
Круг интересов Макса Вебера в этот период был необычайно широк: он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и искусства, размышлял над природой современного капитализма, его историей и его дальнейшей судьбой, изучал проблему капиталистической урбанизации и в этой связи историю античного и средневекового города, исследовал специфику современной ему науки в ее отличии от других исторических форм знания, живо интересовался политической ситуацией не только в Германии, но и за ее пределами, в том числе в Америке и в России (в 1906 опубликовал статьи "К положению буржуазной демократии в России" и "Переход России к мнимому конституционализму").