Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность метода и показать возможности его применения на практике.
Задачи:
Дать характеристику понятию «вторичный анализ» как метода социологического исследования, показать его достоинства и недостатки;
Рассмотреть соотношение вторичного анализа и вторичного исследования;
Охарактеризовать виды вторичного анализа и особенности применения метода на практике;
Рассмотреть на конкретных примерах применение метода вторичного анализа.
ВВЕДЕНИЕ
Социологические исследования проводятся в нашей стране в огромном количестве, происходит накопление информации по многим важным сторонам социальной жизни, изучается широкий круг проблем по всем отраслям социологии.
Количество эмпирической социологической информации из года в год возрастает, однако, для решения конкретных исследовательских задач используется лишь ее небольшая часть. В связи с этим возрастает роль специальной аналитической работы.
Чтобы полностью использовать всю информацию применяется метод вторичного анализа, который дает «новую жизнь» эмпирическим данным с целью получения новых знаний.
Развитию вторичного анализа способствуют и новые технические средства хранения, обработки, передачи и накопления информации – ЭВМ и их инфраструктуры и прежде всего Internet. Сегодня любой ученый в любой точке мира получает возможность проводить сколь угодно широкие и углубленные исследования, получая через Internet доступ к разнообразным архивам данных и используя компьютеры и компьютерные программы для их обработки.
Архивы социологической информации выполняют функции не только сохранения результатов эмпирических исследований, реально осуществляя процесс накопления знания, но также позволяют поддерживать целостность исследований.
Применяя метод вторичного анализа на практике, социолог будет ориентироваться уже на накопленный материал, что дает ему возможность сопоставить данные, более глубоко изучить проблему, получить новую информацию.
Вторичный анализ в западной социологии изучали: С. Арбер, А. Дейл, В. Проктер, Д. У. Стюарт, Г. Хьюмен (рассматривал принципы, процедуры, возможности вторичного анализа). Среди отечественных социологов данную проблему исследовали: М. М. Алхасов (занимался разработкой типов вторичных исследований), О. В. Ермакова, Э. М. Коржева (рассматривала возможность выхода вторичного анализа за рамки социологии, в сферу общественноведческих дисциплин), А. О. Крыштановский (занимался проблемами анализа данных социологических исследований), В. Г. Погорецкий (проводил различие между повторным и вторичным анализом данных, обсуждал их возможности в связи с ресурсами архивов социологических данных), Б. В. Сазонов (занимается методологией вторичного анализа социальных данных, как нового подхода в общественных науках), В. С. Сычева (изучает методологию и методы социологических исследований), Г. Г. Татарова (специализируется на методологии анализа данных в социологии) и другие.
Вторичный анализ дает возможность рассмотреть результаты ранее проведенных исследований, как в широком, так и в узком контексте и сопоставить их с вновь полученными данными. В условиях высокой ценности информации в современном обществе возврат к старым исследованиям как признак вторичного анализа и особенно разработка новых, специальных методов получения, углубления, уточнения, использования дополнительной информации имеют большой смысл для социолога и социологии в целом.
Объектом данной курсовой работы является метод вторичного анализа. Предмет – особенности применения метода вторичного анализа.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность метода и показать возможности его применения на практике.
Задачи:
ГЛАВА 1. Вторичный анализ: понятие, достоинства и недостатки
Термин «вторичный анализ» в западной социологии был введен в научный оборот примерно 30-40 лет назад для обозначения методов освоения результатов завершенных или ранее произведенных исследований. Американские исследователи относят возникновение вторичного анализа к 1957 году, когда в Фонд Форда был представлен доклад о необходимости финансовой поддержки группы социологов, осуществляющих вторичный анализ данных. Оценив эффективность и полезность исследований, основанных на повторном использовании существующих информационных массивов, Фонд Форда после этого стал регулярно заказывать обзоры по темам, связанным с вторичным анализом. Более того, в 1957 году в Вильямстоуне было создано самое большое хранилище исследовательских данных, официально названное «Общим архивом»1.
Существует множество определений понятия «вторичный анализ». Согласно социологическому словарю вторичный анализ – данные, собранные и подвергнутые анализу с одной целью, могут впоследствии анализироваться с другими целями, часто другими исследователями. Вторичный анализ всегда был распространенной практикой в экономической науке и демографии, где используются в основном данные официальной статистики. В последние два десятилетия вторичный анализ стал больше использоваться и в социологии2.
Терещенко О. В. определяет вторичный анализ как вид исследования, в котором повторно анализируются данные, собранные и, как правило, опубликованные ранее или/и другими исследователями. Результатом вторичного анализа данных могут быть любые интерпретации, выводы и заключения, отличающиеся от тех, которые были получены и опубликованы авторами. В некоторых научных дисциплинах, например экономике или демографии, вторичный анализ данных является основным методом исследования. Основным источником данных для таких наук является, например, официальная статистика. Использование вторичного анализа в социологии ограничивается, прежде всего, правами собственности на собранные данные. Открытие крупных банков социологических данных во многих странах создает хорошие перспективы для вторичного анализа данных в социологии.
Наиболее развернутое определение вторичного анализа дает М. М.Алхасов в статье «Некоторые проблемы вторичного анализа данных массовых опросов». «Под вторичным анализом в социологии понимают стратегию и метод социологического исследования, когда анализу подвергаются существующие социологические данные для получения знаний в соответствии с новыми целями и задачами, не стоявшими при сборе этих данных. В отличие от базового исследования вторичный анализ не имеет этапов разработки вопросников, пилотажа, полевого опроса и сборов документов опроса»3.
В. С. Сычева в статье «Вторичный анализ как метод» приводит перечень основных признаков вторичного анализа. Согласно ей, вторичный анализ представляет собой метод освоения результатов завершенных или ранее проведенных исследований. Под ним понимают более углубленное изучение полученных данных с учетом новой исследовательской задачи или в связи с новыми данными4.
Известные методологи В.Э.Шляпентох и О.М.Маслова в статье «К вопросу о сопоставимости результатов социологических исследований» употребляют термин «вторичный» применительно к показателям. «Вторичный» (показатель) значит «производный», уже подвергнутый обработке, соотносимый с «первичным», исходным, (показателем), надстраиваемым над ним. Вторичные показатели – коэффициенты, индексы и другие интегративные показатели. Они обладают по сравнению с первичными преимуществом с точки зрения глубины анализа и степени обобщения, и это уже шаг от количественных характеристик объекта исследования к его более широким характеристикам5.
Под вторичной информацией понимаются любые новые сведения, извлеченные из первоначальных текстов (книг, статей, отчетов), которые не были в центре внимания авторов этих текстов. Вторичным анализом будет называться метод получения вторичной информации6.
Н. И. Лапин рассматривает вторичный анализ как особый срез методологии, который пересекает все слои методологии первичного исследования, как подход в ряду других подходов (системного, кибернетического, семиотического), организующий научное мышление и связанные с ним типы деятельности7.
Коржева Э. М. сформулировала определение вторичного анализа в широком смысле этого термина. Под вторичным анализом понимается совокупность методов и приемов получения нового знания, которые характеризуются следующими признаками:
Таким образом, можно сказать, что вторичный анализ – это исследование, основанное на пересмотре предварительно проанализированных исследовательских данных.
Основное назначение вторичного анализа – это расширение и углубление информационного поля на базе использования первичной социологической информации.
В социологической энциклопедии выделяют ряд задач, которые решает вторичный анализ:
Как любой другой социологический метод, вторичный анализ имеет свои плюсы и минусы. Среди положительных сторон метода можно выделить:
Ограничения метода:
Вторичный анализ на сегодняшний день является распространенным методом, что обусловлено множеством его плюсов, среди которых наиболее значимы: экономичность, многовариантность использования информации, получение новых знания по конкретной проблеме на основе уже собранного материала.
1.2. Соотношение понятий «вторичный анализ» и «вторичное исследование»
В литературе вторичный анализ и вторичное исследование встречаются как близкие понятия, так как они предполагают возврат к уже осуществленным исследованиям с целью получения дополнительной информации при решении разных задач. Но их следует различать, так как они имеют свою специфику.
Г. Хьюмен отмечает, что только с конца 60-х стали интенсивно финансироваться и быстро развиваться вторичные исследования и специальные архивы данных, которые обеспечивают их надлежащей статистической базой. Западные социологи, особенно американцы, понимали под вторичным анализом возврат к завершенным исследованиям с целью извлечения из них дополнительной, не использованной ранее информации.
Отечественная социология также откликнулась на возникновение нового типа исследования, хотя и с некоторым опозданием. Первые осознанные упоминания вторичного анализа, как методологического термина, относятся ко второй половине 70-х и началу 80-х годов. Впервые словосочетание «вторичный анализ» употребляется в статье М. С. Мацковского и О. В. Ермаковой «Тенденции изменения тематики исследований по социологии семьи». Под вторичной информацией они понимают любые новые сведения, извлеченные из первоначальных текстов (книг, статей, отчетов), которые не были в центре внимания авторов этих текстов. Вторичным анализом они называют метод получения вторичной информации.
Вторичный анализ социальных данных в качестве особого направления исследований не является открытием какой-то научной школы, а сформировался в последние десятилетия, органично впитав в свое относительно короткое историческое русло разнообразные и мощные источники как научного, так и политического свойства. Однако его значение, как представляется, определяется не только историей решенных с его помощью задач, но теми возможностями, которые он открывает.
Вторичный анализ – это метод по преимуществу, его специфика – работа с показателями, формирование информационного поля, на котором позднее будет построено и проведено новое, вторичное исследование. Вторичный анализ есть метод формирования нового информационного поля с дальнейшим применением методов и процедур, употребляемых в обычных социологических исследованиях. Можно сказать, что вторичное исследование основано на применении метода вторичного анализа. Вторичный анализ как метод не имеет отношения к сбору данных, но он имеет отношение к их преобразованиям и подготовке показателей к решению новых исследовательских задач, то есть к методам обработки данных. Именно здесь должны применяться различные процедуры, техники, приемы, способы работы с показателями. Это входит в понятие производство информации и преобразования первичной информации10.
Информация о работе Вторичный анализ: понятие, достоинства и недостатки