Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:29, дипломная работа
Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности, является семья. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, существует система замещающих семей, в которых дети, оказавшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все ее культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала важной составной частью российской модели социальной помощи, одной из нравственных норм национального сознания.
1.2 замещающая семья: мировые тентенции и национальные традиции
Сиротство остается одной из важнейших междисциплинарных и общемировых научных проблем. Современные философские исследования направлены на понимании сущности данного социального явления в условиях признания приоритета интересов ребенка. Они указывают на явное противоречие между утвердившимся в мировом сообществе отношением к ребенку как самоценности и неспособностью большого количества родителей обеспечивать реализацию данной ценности [5, с.12]. Социологи пытаются выявить социальные условия и причины, по которым дети остаются без попечения родителей, в том числе и в ситуациях относительно благополучного социально-экономического развития общества [2]. Социально-педагогические источники определяют последствия воспитания детей вне семьи, указывая на глобальные деформации сущностных основ личности и ее «качественно иной характер» развития [6, с. 241]. Практика реализации выработанной на основе научных подходов социальной политики и социально-педагогической поддержки сирот показывает, что определенные успехи наталкиваются на организационные препятствия и несовпадение с современными тенденциями развития самого явления сиротства. Все это настоятельно требует объединения усилий международного сообщества при нахождении наиболее эффективных средств и способов помощи детям, оказавшимся без поддержки и помощи своих родителей.
Основанием для
Международный, в том числе и российский опыт,
продемонстрировали разнообразие научных
концепций и практических форм создания
замещающих семей. Широко известна педагогическая
идея австрийского ученого и практика
Германа Гмайнера о жизнедеятельности
деревень SOS, где открывались детские дома
по принципу семьи [8]. Каждый ребенок в
такой деревне обретал свой дом и свою
семью, с мамой, братьями и сестрами. В
настоящее время Международная благотворительная
организация SOS– KinderdorfInternationalобъедин
Положительные результаты
приносят и другие формы организации
семейного жизнеустройства
Интересна с точки зрения оригинального научного подхода и нестандартной практики концепция культурного шока, которую разработали ученые Германии и России. Организационным основанием этой концепции выступает помещение подростка в замещающую иностранную семью; концептуальным – погружение подростка, оставшегося без попечения родителей, в жизнь другой страны с целью переживания «культурного шока» и выработки на этой основе новых социальных навыков [3, с. 56 - 57]. Процессы ресоциализации ребенка в приемной семье базируются на идеях педагогики риска и переживания, ориентируются на использование методик, изменяющих образ жизни, но сохраняющих идентичность подростка, его природные задатки и способности. С сентября 2001 года в российские семьи было направлено 33 подростка из Германии, и только с четырьмя мальчиками после возвращения на родину произошли рецидивы. Организаторы проекта высоко оценивают полученные результаты и предлагают использовать данный опыт и в других регионах.
Естественно, ученые и практики обращают внимание не только на достижения и ресурсные возможности замещающих семей. Они глубоко и всесторонне представляют риски создания замещающих семей, обращая внимание на такие проблемы, как размывание семейной идентичности, снижение степени семейной ответственности, рост внутреннего конфликта личности, разрушение межпоколенческих семейных связей, нарушение гармонии родительско-детских отношений с родными детьми у приемных родителей и т.п. Особое внимание исследователи обращают на рост иждивенческих позиций со стороны биологических родителей и стимулирование вторичного социального сиротства у родителей, покинувших в свое время родные семьи.
Как видно из перечня проблем, они схожи для разных стран мира, в том числе и для России. Поэтому зарубежный опыт решения, пусть даже частных ситуаций, становится бесценным для современных ученых и практиков.
В нашем случае обратимся к анализу деятельности относительно новой для России формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – приемной семье. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что приемная семья создается в том случае, если ребенка необходимо передать в замещающую семью на определенное время. Это время обусловливается сложностью обстоятельств в кровно-родственной семье ребенка. Обычно в приемные семьи передаются дети, родители которых ограничены в родительских правах или отбывают сроки наказания без лишения по суду родительского права. В приемные семьи передаются дети, опекуны которых не справляются с проблемами переходного возраста или проблемами девиации своих подопечных. Приемные семьи принимают на воспитание детей с ограниченными возможностями в здоровье.
Приемные родители, как и любые родители, реализуют общечеловеческие ценности семьи, проявляя к ребенку материнскую заботу и любовь. Вместе с тем, предполагается, что они, как профессионалы, обеспечивают ребенку особую помощь и поддержку. Более того, они апробирую инновационные модели поддержки сирот [4, с. 25].
Одной из таких инноваций
выступает работа приемных родителей
с кровно-родственной семье. Дело
в том, что Россия одна из немногих
стран сохраняет
В данном смысле интересен опыт Италии, где родители сами могут написать заявление о помещении ребенка в приемную семью. В этом случае органы опеки подбирают ребенку приемную семью в соответствии с пожеланиями родителей. Родители ребенка сначала сами встречаются с приемной семьей, при посредничестве социальной службы оговаривают с ними цели, задачи и промежуток времени, необходимый для пребывания ребенка в приемной семье. Обязательно обозначается возможность и время встречи ребенка со своими кровными родителями. Затем с приемными родителями знакомится сам ребенок. Органы опеки отвечают за то, чтобы все соглашения между биологическими и приемными родителями соблюдались. За помещение ребенка в приемную семью на время или даже на определенные часы коммуна выплачивает небольшое опекунское пособие. При успешном выполнении программы ребенок возвращается в свою семью.
Примерами добровольного помещения своими родителями ребенка в приемную семью выступают необходимость выхода на работу при отсутствии дошкольных учреждений; неудобный график работы (в том числе и в ночную смену); отсутствие возможностей для развития ребенка. Приемной семьей в этом случае может стать молодая с маленькими детьми семья соседей или семья школьных друзей ребенка. Главное – показать позитивный образ семейных отношений, помочь родителям справиться с трудной жизненной ситуацией и как можно быстрее вписаться в нормативно-ценностный образ итальянской семьи. В красочном буклете, призывающем создавать приемные семьи, упор сделан именно на таком примере помощи семье соседей [7, с. 12].
К сожалению, такая, казалось бы, удачная практика распространена не очень широко. В Италии, как и во многих других странах мира, чаще приходится изымать ребенка из неблагополучной семьи по решению суда. Но и тогда ребенок помещается в приемную семью при участии биологических родителей. По крайней мере, они точно знают, в какой семье живет их ребенок, и имеют возможность встречаться с ним. Правда, встречи эти проходят, в отличие от первого варианта приемных семей, в специальных так называемых детских комнатах. Время встречи оговаривается судебным решением или постановлением органов опеки и попечительства. Биологические родители обязаны (хотя не всегда соблюдают это обязательство) приехать на встречу со своим ребенком. Встреча проходит в присутствии психологов для строгого соблюдения психологического благополучия ребенка. Данная технология очень похожа на организацию встреч родителей и детей в российских детских домах. Предполагается, что биологические родители будут стремиться к исправлению и возвращению ребенка в семью.
Однако проблема в том и заключается, что меняется ребенок, а его биологическая семья меняться не хочет или не в состоянии это сделать. Итальянцы, как и мы, как и другие народы, пока не могут найти адекватных методов работы с семьей, откуда изъят ребенок. Тем более, что в новой семье ребенок находит не только поддержку и защиту, но и настоящую любовь. Дети начинают считать своих приемных родителей мамами и папами. Как отметила руководитель службы сопровождения приемной семьи, за ее многолетнюю работу ни один приемный ребенок не стал объектом внимания правоохранительных органов или социальных служб. В приемных семьях они остаются и после совершеннолетия. Государство не обеспечивает этих детей жильем, у них нет особых льгот. Просто приемная семья становится их настоящей семье во всех проявлениях ее ценности и защиты детства.
Интересна технология создания и сопровождения приемных семей в Италии. Специальные службы, идентичные нашим органам опеки и попечительства (в Италии они называются центрами усыновления), проводят огромную работу по комплектованию базы данных кандидатов на создание приемной семьи. Особенностью этого этапа деятельности социального центра в Италии является опора на силы коммуны. Специалисты пользуются каждым собранием коммуны, чтобы выступить с характеристикой положения детства в местном сообществе, рассказать о коллективной социальной помощи проблемным семьям и предложить подумать о возможности принятия в свою семью обездоленного ребенка. Кроме того, издаются рекламные буклеты, рассказывающие о помощи детям из семей соседей или друзей своих детей. Есть призывы к защите детства у родителей из неблагополучных семей. Но в центре рекламы – ребенок, а не проблема семьи.
Приняв решение о
создании приемной семьи (чаще всего
на основе помощи внутри общины), родители
пишут заявление в центр
Идентичную анкету специалисты центра заполняют и на ребенка, оставшегося без попечения родителей. Это делается для того, чтобы подобрать ребенку наиболее подходящую семью. Еще раз подчеркнем, что преимущественно ребенок помещается в приемную семью из своей коммуны.
Служба сопровождения
В целом анализ научных концепций и практики жизнедеятельности приемных семей в Италии показывает, что ведущей тенденцией создания приемной семьи выступает идея возвращения ребенка в кровную семью. Опыт Италии демонстрирует, что происходит глубокое осмысление, развитие и технологизация связи приемной и биологической семьи; целью помещения ребенка в приемную семью выступает сохранение ценности семьи как ведущей и общекультурной ценности общества.
Итак, в настоящее время в разных странах мира созданы и действуют различные модели семейной помощи и поддержки данной категории детства. Однако ведущей современной тенденцией выступает сохранение отношений ребенка с его кровно-родственной семьей; осуществляющееся черед одновременную помощь ребенку, которую он временно получает в замещающей семье, и помощь самой семье в быстрейшем разрешении ее трудной жизненной ситуации.
Литература: