Замещающая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности, является семья. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, существует система замещающих семей, в которых дети, оказавшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все ее культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала важной составной частью российской модели социальной помощи, одной из нравственных норм национального сознания.

Файлы: 1 файл

замещающая семья.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 замещающая семья: мировые тентенции и национальные традиции 

Сиротство остается одной  из важнейших междисциплинарных и общемировых научных проблем. Современные философские исследования направлены на понимании сущности данного социального явления в условиях признания приоритета интересов ребенка. Они указывают на явное противоречие между утвердившимся в мировом сообществе отношением к ребенку как самоценности и неспособностью большого количества родителей обеспечивать реализацию данной ценности [5, с.12]. Социологи пытаются выявить социальные условия и причины, по которым дети остаются без попечения родителей, в том числе и в ситуациях относительно благополучного социально-экономического развития общества [2]. Социально-педагогические источники определяют последствия воспитания детей вне семьи, указывая на глобальные деформации сущностных основ личности и ее «качественно иной характер» развития [6, с. 241]. Практика реализации выработанной на основе научных подходов социальной политики и социально-педагогической поддержки сирот показывает, что определенные успехи наталкиваются на организационные препятствия и несовпадение с современными тенденциями развития самого явления сиротства. Все это настоятельно требует объединения усилий международного сообщества при нахождении наиболее эффективных средств и способов помощи детям, оказавшимся без поддержки и помощи своих родителей.

Основанием для общепланетарных  научных и практических открытий выступают гуманистические идеи, заложенные в Конвенции ООН о  правах ребенка. Большинство стран  мира, ратифицировав Конвенцию, согласились, что неотъемлемым правом ребенка  выступает его право жить и воспитываться в семье. Именно семья признается естественной и наиболее благоприятной средой защиты, воспитания и развития ребенка. При нарушении развивающей среды биологической семьи ребенок имеет право на защиту в семье замещающей.

Международный, в том числе и российский опыт, продемонстрировали разнообразие научных концепций и практических форм создания замещающих семей. Широко известна педагогическая идея австрийского ученого и практика Германа Гмайнера о жизнедеятельности деревень SOS, где открывались детские дома по принципу семьи [8]. Каждый ребенок в такой деревне обретал свой дом и свою семью, с мамой, братьями и сестрами. В настоящее время Международная благотворительная организация SOS– KinderdorfInternationalобъединяет более 500 таких Деревень в 132 странах мира. Все деревни-SOSсуществуют исключительно на добровольные пожертвования. Четыре сходных учреждения действуют на территории Российской Федерации. Это, несомненно, свидетельствует о качественной поддержке детей в подобного рода замещающей семье.

Положительные результаты приносят и другие формы организации  семейного жизнеустройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. В Западной Европе и США  распространены так называемые фостеровские семьи, куда детей передают на определенное время с целью решения конкретной проблемы семьи [1]. Это может быть экстренное помещение ребенка в семью при обнаружении чрезвычайных обстоятельств, при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка или реализация программы помощи при необходимости оказания профессиональной психологической или медицинской поддержки.

Интересна с точки  зрения оригинального научного подхода  и нестандартной практики концепция  культурного шока, которую разработали  ученые Германии и России. Организационным основанием этой концепции выступает помещение подростка в замещающую иностранную семью; концептуальным – погружение подростка, оставшегося без попечения родителей, в жизнь другой страны с целью переживания «культурного шока» и выработки на этой основе новых социальных навыков [3, с. 56 - 57]. Процессы ресоциализации ребенка в приемной семье базируются на идеях педагогики риска и переживания, ориентируются на использование методик, изменяющих образ жизни, но сохраняющих идентичность подростка, его природные задатки и способности. С сентября 2001 года в российские семьи было направлено 33 подростка из Германии, и только с четырьмя мальчиками после возвращения на родину произошли рецидивы. Организаторы проекта высоко оценивают полученные результаты и предлагают использовать данный опыт и в других регионах.

Естественно, ученые и  практики обращают внимание не только на достижения и ресурсные возможности  замещающих семей. Они глубоко и  всесторонне представляют риски  создания замещающих семей, обращая  внимание на такие проблемы, как размывание семейной идентичности, снижение степени семейной ответственности, рост внутреннего конфликта личности, разрушение межпоколенческих семейных связей, нарушение гармонии родительско-детских отношений с родными детьми у приемных родителей и т.п. Особое внимание исследователи обращают на рост иждивенческих позиций со стороны биологических родителей и стимулирование вторичного социального сиротства у родителей, покинувших в свое время родные семьи.

Как видно из перечня  проблем, они схожи для разных стран мира, в том числе и для России. Поэтому зарубежный опыт решения, пусть даже частных ситуаций, становится бесценным для современных ученых и практиков.

В нашем случае обратимся  к анализу деятельности относительно новой для России формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – приемной семье. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что приемная семья создается в том случае, если ребенка необходимо передать в замещающую семью на определенное время. Это время обусловливается сложностью обстоятельств в кровно-родственной семье ребенка. Обычно в приемные семьи передаются дети, родители которых ограничены в родительских правах или отбывают сроки наказания без лишения по суду родительского права. В приемные семьи передаются дети, опекуны которых не справляются с проблемами переходного возраста или проблемами девиации своих подопечных. Приемные семьи принимают на воспитание детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Приемные родители, как  и любые родители, реализуют общечеловеческие ценности семьи, проявляя к ребенку материнскую заботу и любовь. Вместе с тем, предполагается, что они, как профессионалы, обеспечивают ребенку особую помощь и поддержку. Более того, они апробирую инновационные модели поддержки сирот [4, с. 25].

Одной из таких инноваций  выступает работа приемных родителей  с кровно-родственной семье. Дело в том, что Россия одна из немногих стран сохраняет законодательную  норму тайны усыновления, что  накладывает негативный отпечаток  на жизнедеятельность и социально-педагогическое сопровождение и других форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В данном смысле интересен  опыт Италии, где родители сами могут  написать заявление о помещении  ребенка в приемную семью. В этом случае органы опеки подбирают ребенку приемную семью в соответствии с пожеланиями родителей. Родители ребенка сначала сами встречаются с приемной семьей, при посредничестве социальной службы оговаривают с ними цели, задачи и промежуток времени, необходимый для пребывания ребенка в приемной семье. Обязательно обозначается возможность и время встречи ребенка со своими кровными родителями. Затем с приемными родителями знакомится сам ребенок. Органы опеки отвечают за то, чтобы все соглашения между биологическими и приемными родителями соблюдались. За помещение ребенка в приемную семью на время или даже на определенные часы коммуна выплачивает небольшое опекунское пособие. При успешном выполнении программы ребенок возвращается в свою семью.

Примерами добровольного помещения своими родителями ребенка в приемную семью выступают необходимость выхода на работу при отсутствии дошкольных учреждений; неудобный график работы (в том числе и в ночную смену); отсутствие возможностей для развития ребенка. Приемной семьей в этом случае может стать молодая с маленькими детьми семья соседей или семья школьных друзей ребенка. Главное – показать позитивный образ семейных отношений, помочь родителям справиться с трудной жизненной ситуацией и как можно быстрее вписаться в нормативно-ценностный образ итальянской семьи. В красочном буклете, призывающем создавать приемные семьи, упор сделан именно на таком примере помощи семье соседей [7, с. 12].

К сожалению, такая, казалось бы, удачная практика распространена не очень широко. В Италии, как и во многих других странах мира, чаще приходится изымать ребенка из неблагополучной семьи по решению суда. Но и тогда ребенок помещается в приемную семью при участии биологических родителей. По крайней мере, они точно знают, в какой семье живет их ребенок, и имеют возможность встречаться с ним. Правда, встречи эти проходят, в отличие от первого варианта приемных семей, в специальных так называемых детских комнатах. Время встречи оговаривается судебным решением или постановлением органов опеки и попечительства. Биологические родители обязаны (хотя не всегда соблюдают это обязательство) приехать на встречу со своим ребенком. Встреча проходит в присутствии психологов для строгого соблюдения психологического благополучия ребенка. Данная технология очень похожа на организацию встреч родителей и детей в российских детских домах. Предполагается, что биологические родители будут стремиться к исправлению и возвращению ребенка в семью.

Однако проблема в  том и заключается, что меняется ребенок, а его биологическая семья меняться не хочет или не в состоянии это сделать. Итальянцы, как и мы, как и другие народы, пока не могут найти адекватных методов работы с семьей, откуда изъят ребенок. Тем более, что в новой семье ребенок находит не только поддержку и защиту, но и настоящую любовь. Дети начинают считать своих приемных родителей мамами и папами. Как отметила руководитель службы сопровождения приемной семьи, за ее многолетнюю работу ни один приемный ребенок не стал объектом внимания правоохранительных органов или социальных служб. В приемных семьях они остаются и после совершеннолетия. Государство не обеспечивает этих детей жильем, у них нет особых льгот. Просто приемная семья становится их настоящей семье во всех проявлениях ее ценности и защиты детства.

Интересна технология создания и сопровождения приемных семей в Италии. Специальные службы, идентичные нашим органам опеки и попечительства (в Италии они называются центрами усыновления), проводят огромную работу по комплектованию базы данных кандидатов на создание приемной семьи. Особенностью этого этапа деятельности социального центра в Италии является опора на силы коммуны. Специалисты пользуются каждым собранием коммуны, чтобы выступить с характеристикой положения детства в местном сообществе, рассказать о коллективной социальной помощи проблемным семьям и предложить подумать о возможности принятия в свою семью обездоленного ребенка. Кроме того, издаются рекламные буклеты, рассказывающие о помощи детям из семей соседей или друзей своих детей. Есть призывы к защите детства у родителей из неблагополучных семей. Но в центре рекламы – ребенок, а не проблема семьи.

Приняв решение о  создании приемной семьи (чаще всего  на основе помощи внутри общины), родители пишут заявление в центр усыновления. После чего специалисты определяют готовность семьи к данному виду деятельности. Формальные требования практически такие же, как и в России: акт обследования жилищных условий, уровень доходов, состояние здоровья, социальная характеристика органов управления коммуной. Будущие приемные родители заполняют специальные анкеты, в которых могут высказать свои пожелания относительно возраста ребенка и условий его воспитания. В анкетах также указываются сведения о всех членах семьи и об их отношениях к принятию ребенка. Тщательно изучаются семейные традиции и выявляются воспитательные ресурсы.

Идентичную анкету специалисты  центра заполняют и на ребенка, оставшегося  без попечения родителей. Это  делается для того, чтобы подобрать  ребенку наиболее подходящую семью. Еще раз подчеркнем, что преимущественно ребенок помещается в приемную семью из своей коммуны.

Служба сопровождения небольшая  по численности. Они не столько работают с приемной семьей, сколько с коммуной. Кроме того, специалисты фиксируют  незначительное количество проблем  в приемных семьях. Чаще всего проблемы возникают с подростками, которых передали в приемную семью уже в школьном возрасте. Таким семьям продлевают социальное пособие на содержание ребенка в течение некоторого времени после его совершеннолетия. Дополнительную поддержку приемные родители и дети получают в детских комнатах, где, как уже говорилось, проходят встречи детей с кровными родителями. Можно предположить, что низкий уровень проблемности приемной семьи тоже объясняется тем, что ребенку не просто помогают пережить трудную ситуацию и затем выпустить в самостоятельную жизнь, а демонстрируют ему ценность семьи и дают ему эту внеавтономную ценность.

В целом анализ научных концепций  и практики жизнедеятельности приемных семей в Италии показывает, что  ведущей тенденцией создания приемной семьи выступает идея возвращения ребенка в кровную семью. Опыт Италии демонстрирует, что происходит глубокое осмысление, развитие и технологизация связи приемной и биологической семьи; целью помещения ребенка в приемную семью выступает сохранение ценности семьи как ведущей и общекультурной ценности  общества.

Итак, в настоящее время в  разных странах мира созданы и  действуют различные модели семейной помощи и поддержки данной категории  детства. Однако ведущей современной  тенденцией выступает сохранение отношений ребенка с его кровно-родственной семьей; осуществляющееся черед одновременную помощь ребенку, которую он временно получает в замещающей семье, и помощь самой семье в быстрейшем разрешении ее трудной жизненной ситуации. 

 

Литература: 

  1. Горшкова А.Е., Емельянова И.А. Забота о сиротах в США // Детский дом. – 2005. – №3 (16). – С. 34 – 35.
  2. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. 
  3. «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика: Монография / Под ред. С.А. Расчетиной, В.Э. Зюсса. – СПб.: Росток, 2010.
  4. ЛаврентьеваЗ.И. Общееиособенноеввоспитаниидетейвприемнойсемье// The value system of modern society: materials digest of the XVII International Scientific and Practical  Conference and the I stage of Research Analytics Championships (London, January 19- January 23, 2012). Pedagogical, psychological and  sociological sciences / All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research  and pedagogical activity; Organizing Committee: B. Zhytnigor (Chairman), S. Godvint, L. Kupreichyk, A. Tim, D. Georgio, T. Morgan, S. Serdechny, L. Steiker – Odessa: InPress, 2012. – С. 24 – 26. 
  5. Ллойд Д. Психоистория / пер. с англ. А. Шкуратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005.
  7. Breid, Inde: Befreiungspadagogik und Kinderdorf-idee, SOS-Kinderdorfen in Entwicklundslandern, Paulo Freire und Hermann Gmaeiner im Vergleich. Verlag  Dialogische Erziehung, Oldenburg,2003.
  8. Un percorso nell' affido. - Ministero del Lavoro della Salute e 
    delle Politiche Sociali, 2009.

Информация о работе Замещающая семья