Замещающая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности, является семья. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, существует система замещающих семей, в которых дети, оказавшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все ее культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала важной составной частью российской модели социальной помощи, одной из нравственных норм национального сознания.

Файлы: 1 файл

замещающая семья.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

 
Этап подготовки детей состоит  из трех разделов: 

  1.  
    Диагностический (включает знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемной области, диагностику особенностей актуального развития детей и представлений ребенка о семье.) 
  2.  
    Обучающий - подготовительные занятия (развитие коммуникативных навыков, взаимодействия в семье с взрослыми и детьми, знакомство с правилами, традициями семейного проживания) 
  3.  
    Гостевой - помещение детей на выходные и в каникулы в гостевые семьи (с последующей диагностикой на совместимость). 

 
Этап предусматривает диагностику, ролевые игры, практические упражнения, групповые дискуссии, обсуждение реальных ситуаций. 
 
Гостевое пребывание ребенка в семье рассматривается как подготовительный этап к созданию замещающей семьи. Посещение семьи ребенком в выходные дни, проживание в потенциальной замещающей семье во время школьных каникул является естественным и обязательным этапом в процессе подготовки ребенка и кандидатов к передаче детей в семью. Такие события позволяют в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу, а так же окончательно определиться с решением о создании замещающей семьи и выборе данного ребенка. 
 
О готовности воспитанника к переходу в семейную группу можно говорить, если ребенок прошел полное медицинское и психологическое обследование, его психическое и физическое состояние в конкретный момент отличается позитивной динамикой. 
 
Определяя кандидатуру ребенка для замещающей семьи, важно (на основании психологической диагностики) спрогнозировать его совместимость с будущими воспитателями. 
 
В ходе подготовки ребенка в замещающую семью на медико-психолого- педагогическом консилиуме принимается решение о возможности воспитания ребенка в замещающей семье. 
 
Воспитателям (которые больше времени проводят с детьми) в ходе воспитательного процесса необходимо наблюдать за всеми вновь поступившими воспитанниками, включая: общение со сверстниками и взрослыми, работа на занятиях, поведение во время прогулок для того, чтобы отобрать детей для дальнейшего проживания в замещающей семье. 
 
Психологу, используя весь имеющийся диагностический инструментарий, необходимо: 

  •  
    составить полную психологическую характеристику ребенка; 
  •  
    дать заключение о возможности его перехода в замещающую семью с учетом факторов совместимости с будущими воспитателями замещающей семьи; 
  •  
    предложить индивидуальную программу психологической реабилитации ребенка. 

 
На основании индивидуальных карт воспитанника, которые оформляют  воспитатели, и заключения психологов на воспитанников разрабатывается индивидуальная психолого-педагогическая коррекционная программа реабилитации для оказания помощи воспитателю в работе. 
 
^ 4. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  
 
Сопровождение замещающих семей осуществляется уже после создания семьи любой категории по следующим направлениям: социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое. 
 
Социально-правовое: 

  1.  
    Защита социальных прав и законных интересов ребенка (контроль за поступлением пенсий, пособий на счет ребенка, за сохранением жилья, установление статуса ребенка). 
  2.  
    Развитие навыков правовой культуры, связь с учебными заведениями. 
  3.  
    Связь с кровной семьей. Выяснение отношения ребенка к кровным родственникам, налаживание отношений, психологическое сопровождение кровной семьи, дающее шансы на восстановление. 
  4.  
    Социальное сопровождение выпускников разных лет. 
  5.  
    Мониторинг развития воспитания детей в семье. 
  6.  
    Работа по устройству ребенка в семью.

 
Социально-медицинское: 

  1.  
    Сохранение и укрепление здоровья. 
  2.  
    Санитарно-просветительская работа. 
  3.  
    Профилактическая работа.

 
Социально-психологическое  и социально-педагогическое: 

  1.  
    Создание условий для «мягкой» адаптации ребенка (в замещающей семье в начальный период, в школе, и т.д.). 
  2.  
    Изучение сферы дополнительных интересов ребенка с целью вовлечения его во внешкольные дела, помощь в профессиональном самоопределении. 
  3.  
    Развитие эмоциональной сферы, личностного и интеллектуального потенциала, интересов, склонностей (повышение самооценки ребенка, снятие уровня тревожности, развитие коммуникативной сферы, навыков общения). 
  4.  
    Воспитание самосознания. 
  5.  
    Профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения. 
  6.  
    Привитие практических навыков самостоятельной жи<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_

Информация о работе Замещающая семья