Замещающая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности, является семья. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, существует система замещающих семей, в которых дети, оказавшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все ее культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала важной составной частью российской модели социальной помощи, одной из нравственных норм национального сознания.

Файлы: 1 файл

замещающая семья.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

§ 1. Опыт подготовки замещающих родителей в США 
В США более 500 тысяч детей постоянно или временно проживают в профессиональных замещающих семьях (foster families). Несмотря на то, что система foster care является ключевым звеном в помощи детям, которые по каким-то причинам не могут проживать со своими родителями, организационные и психологические проблемы подготовки замещающих родителей периодически становятся причиной разногласий с органами, представляющими интересы ребенка (child welfare agencies).  
 
Основные претензии чиновников к специалистам, работающим с замещающими семьями, - это отсутствие четких критериев оценки эффективности программ подготовки семейных воспитателей, и, в результате, недоверие к их полезности. Также замещающие родители сталкиваются с тем фактом, что планка требований общества к родителям поднимается все выше. Помимо налаживания отношений с приемным ребенком, им приходится решать типичные проблемы «работающих родителей», «одиноких родителей» и т. д. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению возраста детей и усилению негативного  опыта жизни в родительской семье, что требует от замещающих родителей особой подготовки. 
 
Подготовка замещающих родителей является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. По данным разных источников, хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенствовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания. Первое масштабное исследование, которое можно считать достаточно валидным, было проведено в 1978 году в Калифорнии. Оно показало, что замещающие семьи, прошедшие специальную подготовку, имеют больший багаж психолого-педагогических знаний, ощущают большую поддержку и более удовлетворены своей ролью, чем не прошедшие обучение. 
 
Что же такое «хорошая» программа подготовки профессиональных замещающих семей, позволяющая добиться положительного эффекта?  
 
По сути, большинство подобных программ состоят из тематических блоков, в которые входят: 
 
·        Ознакомление с правами и обязанностями замещающей семьи, объяснение принципа взаимного подбора – семьи, подходящей для ребенка и ребенка – для семьи;   
 
·        Мотивация на сотрудничество с командой профессионалов и с биологическими родителями ребенка, на совместное принятие решений; развитие навыков получения адекватной поддержки от окружающих;  
 
·        Повышение психолого-педагогической компетентности: знания о развитии ребенка, о возможных проблемах и путях их решения, развитие навыков общения с детьми (в том числе при помощи известного Тренинга родительской эффективности Т. Гордона, творчески переработанного в нашей стране Ю.Б. Гиппенрейтер).  
 
К примеру, в исследовании Lee J.H. & Holland T.P. на основе программы MAPP – Model Approaches to Partnership in Parenting (Моделирующий подход к партнерским отношениям родителей) использовались следующие критерии эффективности: 
 
·                   Снижение числа нереалистичных ожиданий в отношении ребенка;  
 
·                   Отказ от телесных наказаний;  
 
·                   Более глубокое понимание детско-родительских отношений;  
 
·                   Развитие эмпатии и понимание нужд ребенка. 
 
Из выше сказанного можно сделать вывод, что параметры, выбираемые в качестве критериев эффективности программ подготовки замещающих семей, просто отражают доминирующие в обществе представления о правильном родительском поведении, то есть не являются специфичными именно для замещающих семей.  
 
Дополнительную неопределенность вносит проблема экспериментальной проверки эффективности программ подготовки. В контрольную группу (не прошедшую обучение) попадают замещающие семьи, совершенно иначе мотивированные на работу, имеющие другие представления о сотрудничестве с командой специалистов. Существуют также семьи, уже имеющие опыт воспитания своих и чужих детей (например, племянников), которые оказываются достаточно компетентны и без специального обучения.  
 
Если в качестве критерия эффективности использовать число случаев возвращения ребенка из-за проблем, возникших в замещающей семье, то весьма эффективной является программа NOVA (Simon & Simon, 1982), целью которой является «привлечение, отбор, обучение и поддержка замещающих семей как членов команды, работающей на долгосрочную перспективу жизненного пути ребенка». Работа по ней дала почти в 2 раза меньше случаев отказа замещающей семьи воспитывать ребенка, даже в трудных случаях. 
 
Прояснить ситуацию с целями, задачами и критериями эффективности подготовки замещающих семей может анализ диагностических инструментов, на основе которых и происходит отбор кандидатов, годных для работы с детьми.  
 
Среди наиболее надежных опросников выделяют Potential for Foster Parenthood Scale (PFPS, Stone & Stone, 1983) – Шкалу для оценки потенциала замещающих семей, состоящую из 54 пунктов, и ее современную версию Foster parent potential scale (FPPS, Orme, Buehler, McSurdy, Rhodes & Cox, 2003) из 76 пунктов. Иногда допускается использование диагностических инструментов, напрямую не относящихся к проблеме семейного устройства детей, например, Family Adaptability and Cohesion Scale (FACES III) – Шкала семейной адаптивности и сплоченности. 
 
Опросники, оценивающие потенциал кандидатов, заполняются не ими самими, а специально обученными специалистами – психологами или социальными работниками. Фактически, они помогают максимально структурировать и привести к количественным результатам данные анамнестической анкеты, наблюдения и клинического интервью.  
 
Приведем инструкцию и несколько вопросов из Шкалы для оценки потенциала замещающих семей. Эти примеры интересны еще и тем, что касаются проблемы общения с биологическими родителями ребенка – возможно, наиболее щекотливой для российских замещающих семей. Мы отдаем себе отчет в том, что термин «биологические родители» несет в себе пренебрежительный оттенок, сводя роль этих людей исключительно к физиологии. Однако в русском языке нет другого общепринятого аналога для понятия birth parents (досл. «родители по рождению», «родные родители»). Этот «пробел» в терминологии сам очерчивает «зону ближайшего развития» для отечественной теории и практики семейного устройства детей: выработку толерантного отношения к родителям, которые по тем или иным причинам не могут полноценно выполнять свои обязанности, и поиск для них достойного места в картине мира ребенка.   
 
Шкала для оценки потенциала замещающих семей. Эта шкала разработана, чтобы оценить способность потенциальных матерей и отцов обеспечить детям должную заботу в качестве замещающей семьи. Ни одна замещающая семья не обладает в полном объеме всеми желательными характеристиками, однако хорошие замещающие семьи обладают значительной частью знаний и умений из этого списка. 
 
Пример опроса для замещающих родителей: 
 
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы, максимально используя ваш профессиональный опыт. Примите во внимание информацию, полученную от самих родителей, сведения, полученные о них от других лиц, а также ваши собственные наблюдения и опыт общения с кандидатами. Пользуйтесь следующими оценками для каждого вопроса: 
 
1 = крайне маловероятно (0 – 10%) 
 
2 = маловероятно (10 – 25%) 
 
3 = скорее, маловероятно (25 – 49%) 
 
4 = скорее, вероятно (50 – 75%) 
 
5 = вероятно (75 – 90%) 
 
6 = весьма вероятно (90 – 100%) 
 
Для семьи, состоящей из двух родителей, на каждый вопрос отвечайте отдельно для и матери и для отца.  МАТЬ ОТЕЦ  
 
1.      отмечать положительные стороны биологических родителей в общении с ребенком? 
 
2.      дать понять биологическим родителям ребенка, что его проживание в замещающей семье – это не постоянная, а временная мера?  
 
3.      поддерживать контакт ребенка с его биологическими родителями, сиблингами или другими родственниками? 
 
4.      помочь ребенку справиться с противоречивыми чувствами после посещения родной семьи? 
 
5.      помочь ребенку понять, какие сложности в родной семье привели к текущему положению дел? 
 
6.      помочь ребенку в ситуации «конфликта лояльности»? 
 
7.      делиться родительскими знаниями с биологическими родителями ребенка? 
 
8.      поддерживать контакты ребенка с друзьями, с которыми он общался до помещения в замещающую семью? 
 
Естественно, что эти и другие диагностические инструменты прошли экспериментальную проверку на валидность. Расшифруем некоторые требования к методикам для работы с замещающими семьями в форме конкретных практических вопросов: 
 
Прогностическая валидность: будут ли кандидаты, получившие высокие баллы, допущены к участию в программе с большей вероятностью, чем те, кто получил низкий балл? Будет ли ребенок действительно помещен в их семью в обозримом будущем? 
 
Конвергентная валидность (обоснованность): действительно ли замещающие семьи, у которых возникает много проблем, имеют более низкий родительский потенциал по результатам опросника? 
 
Дискриминативная валидность: коррелируют ли баллы по опроснику с демографическими характеристиками или с установками замещающих родителей (например, с готовностью принять ребенка любого пола и возраста)? 
 
Так при апробации FPPS в США обнаружилось, что афроамериканцы набирают более высокие баллы, чем евроамериканцы. Возможно, это объясняется тем, что среди афроамериканцев большее число испытуемых росли в расширенных семьях, где о них заботились не только родители или сами имели опыт воспитания не только своих детей, но и младших сродственников и т.д. Это указывает на важность обращения к ближайшему социальному окружению замещающих родителей и необходимость работы с их представлениями о том, что такое «правильная» семья, чтобы они не чувствовали, что связанными благородной, но неестественной задачей.

1.3  Правовые основания замещающей семьи 
 
Основными документами, гарантирующими право ребенка на воспитание в условиях семьи, являются: 
 
1. Конвенция о правах ребенка (принятая Генеральной ассамблеей 20 ноября 1989 года, вступившая в силу 2 сентября 1990 года) 
 
Преамбула гласит «государства-участники настоящей Конвенции убеждены в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех её членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания...»; 
 
• ч.1ст.3.2 гласит «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». 
 
• Ст.24.3 «Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей»; 
 
• Ст.28\е «Государства-участники принимают меры по содействию регулярном}' посещению школ детьми и снижению числа учащихся, покинувших школу»; 
 
2. «Конституция Российской Федерации», принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. 
 
Ст.38 .1 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; 
 
3. «Семейный Кодекс Российской Федерации» принят Государственной Думой и вступил в силу с 1 марта 1996г. 
 
• гл.11 ст.54.2 «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание... 
 
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. 
 
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства...» 
 
• Гл. 19 ст. 124-144 устанавливают порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гражданами, так 
 
• Ст. 137 устанавливает правовые последствия усыновления ребенка  
 
Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновленного ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами; 
 
Решение суда об установлении усыновления ребенка является единственным основанием наступления правовых последствий... 
 
• Ст. 138 Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении. 
 
• Ст. 140.1 Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке. 
 
• Ст. 141 Основания к отмене усыновления ребенка 
 
·                   уклонение от выполнения возложенных родительских обязанностей 
 
·                   злоупотребление родительскими правами; 
 
·                   жестокое обращение с ребенком; 
 
·                   хронический алкоголизм и наркомания родителей. 
 
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации...» 
 
п. 20 Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя (ей). Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления. 
 
П.21 По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье. 
 
5. Гл.20 Семейный кодекс РФ ст. 145-150 «Опека и попечительство над детьми» 
 
• Ст. 145.1 Опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей... Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет; факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей 
 
• Ст. 150 «...опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства; на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ. Право и обязанность опекунов... защищать права и интересы ребенка. 
 
6. Гл. 21 ст. 151-155 «Приемная семья» 
 
• Ст. 151.1 Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семыо. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором. На воспитание в приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 чел. 
 
• Ст. 152.1 Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания, образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка родителям, или в случае усыновления ребенка (детей). 
 
• Ст. 153.3 Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя); 
 
• Ст. 154.3 Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия. 
 
• Ст. 154.4 Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты; 
 
• Ст. 155 Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приемного ребенка устанавливается органами местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе10; 
 
7. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье» 
 
• Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений. 
 
• Администрация учреждения, передающего на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке. 
 
8. Письмо Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. №1293\28-5 «Об оформлении трудовых отношений органами опеки и попечительства с приемными родителями» 
 
• В соответствии со ст. 151 Семейного кодекса РФ приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями. 
 
• В случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, приемная семья на территории другого органа местного самоуправления, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями;  
 
• Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг; 
 
• Время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов; 
 
• Основанием для исчисления стажа является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его выполнении и справка об уплате страховых взносов, с 01 января 2001 г. об уплате единого социального налога.

Семейный детский дом

 
9. Постановление Правительства  РФ от 19 марта2001 г. №195 «О детском доме семейного типа» 
 
1 Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. 
 
2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. 
 
3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: 
 
• находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; 
 
• отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; 
 
• лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах. 
 
Семейная воспитательная группа 
 
10. Ст.123 Семейного кодекса РФ гласит «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку (попечительство) или в приемную семью)... Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. 
 
11. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. №896 «Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В положениях закреплено право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп". 
 
Воспитатель семейной воспитательной группы принимается на работу в специализированное учреждение социальной реабилитации несовершеннолетних, ему полагается заработная плата из расчета одной трети ставки воспитателя за одного ребенка со всеми надбавками, полагающимися в учреждении. На ребенка выплачивается компенсация за питание, равная сумме, затрачиваемой в месяц на питание воспитанника в приютах. 
 
п. 2.8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач. 
 
п. 3.12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства; 
 
12. Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. №25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» 
 
п. 12. При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать: 
 
поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи; 
 
Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стационарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ социальной реабилитации сотрудниками учреждения осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние. 
 
п.20. Семейные воспитательные группы, создаваемые учреждением, обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитаций несовершеннолетних и являются структурными подразделениями учреждения. Семейная воспитательная группа открывается приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы в установленном порядке и ликвидируется приказом директора в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику, по заявлению воспитателя семейной группы, истечению срока трудового договора. 
 
Учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в семейной группе, питанием, медикаментами, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, установленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспитателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов вещевого довольствия, либо в форме денежной компенсации. Учреждение осуществляет над несовершеннолетним, проживающим в семейной воспитательной группе, постоянный психолого-медико-социальный патронаж. 

Патронатная семья

 
13. Закон города Москвы от 27 июня 2001 г,№33 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997года №16 «Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве» 
 
• Патронатное воспитание-форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем; 
 
14. Новгородская область. Областной закон «О регулировании не которых вопросов семейных отношений в Новгородской области» от 31 июля 1996 года № 65-03 
 
• Ст. 1 Патронатная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между учреждением и патронатными воспитателями, регламентируемых договором между учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и патронатной семьей; 
 
• Патронатный воспитатель-лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка в патронатной семье; 
 
• Ст. З Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кроме форм устройства, предусмотренных ст. 123 Семейного кодекса РФ, могут передаваться в патронатную семью. Положение о патронатной семье утверждается Администрацией области; 
 
• Патронатное воспитание устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа). 
 
• Патронатному воспитателю на патронатное воспитание может быть передано не более трех детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронатное воспитание детей, являющихся близкими родственниками; 
 
16. Постановление Администрации Томской области №245 от 11 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о патронате над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» 
 
1.4. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя учреждением на основании договора о патронатном воспитании. 
 
1.5. Патронат осуществляется над детьми в возрасте до 18 лет, оставшимися без попечения родителей. 
 
1.8. Договор о патронатном воспитании заключается между учреждением в лице её руководителя и патронатным воспитателем. 
 
В случае помещения ребенка в семью супругов, договор может быть заключен с одним из супругов, признанным кандидатом в патронатные воспитатели. 
 
Итак, подводя итог главе, хочется сделать следующий вывод: 
 
1. Приоритетной средой воспитания ребенка является кровная (биологическая) семья. При отсутствии возможности воспитания ребенка в кровной семье, ребенку должна быть обеспечена возможность воспитания в замещающей семье. Замещающие семьи: семья усыновителей, приемная, опекунская, семейный детский дом, патронатная семья, семейная воспитательная группа. 
 
2. Семейная воспитательная группа-форма социальной реабилитации семьи и ребенка, направление деятельности: профилактика социального сиротства, реабилитация кровной семьи и возврат ребенка в реабилитированную семью. 
 
3. Семья усыновителей — тип замещающей семьи, взявшей на себя всю полноту ответственности за воспитание, обучение, развитие и социализацию ребенка-сироты. 
 
4. Опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа - типы замещающих семей, являющихся законными представителями детей-сирот. 
 
5. Патронатная семья-форма семейного воспитания государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 
 
И оттого, насколько тщательно кандидаты прошли отбор, обследование, обучение, насколько профессионально было организовано сопровождение замещающей семьи, зависит, сможет ли данная семья справиться со своей ролью или распадется сама и сделает из ребенка затравленного зверька, не верящего никому и ни во что.

Глава 2.

2.1 ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ (работа выполнена в рамках инновационной образовательной программы МГППУ "Дети-сироты")

 
Есть ли необходимость в сопровождении  семьи, в которой воспитывается  приемный ребенок, или замещающая семья - это закрытая система и вход в нее для специалистов закрыт или очень ограничен? Испытывают ли сами семьи потребность в психолого-педагогическом сопровождении? Что можно считать мишенями сопровождения? Что влияет на актуализацию потребности семьи в психологическом сопровождении? Как изменяются задачи и мишени сопровождения в зависимости от этапа становления и развития замещающей семьи?  
Все эти вопросы стали предметом острой дискуссии среди специалистов в последние годы. Нерешенный на уровне федерального законодательства вопрос о легитимности сопровождения замещающей семьи дает почву для отрицания необходимости вывода детей в замещающие семьи из институциональных условий воспитания. В качестве аргумента приводится недостаточная контролируемость ситуации, которая может привести к различным злоупотреблениям, а также отсутствие профессиональной помощи, специализированных структур, специалистов, готовых осуществлять помощь замещающим семьям в воспитании и социализации детей. 
Что же сами семьи думают о необходимости социально-психолого-педагогического сопровождения? Исследование потребностей замещающих семей различных форм семейного жизнеустройства в сопровождении показало, что, практически, каждый 3-й респондент осознает необходимость включения своей семьи в процессы сопровождения. Это совпадает с результатами социологического исследования, предметом которого стало изучение готовности москвичей к приему детей-сирот в семью . Каждый 3-й москвич, выразивший желание стать замещающим родителем, в качестве обязательного условия выдвигал возможность получить психолого-педагогическую и медико-социальную помощь .  
Сами замещающие родители указывали, что в наибольшей степени они нуждаются в услугах помогающих специалистов на этапах вхождения ребенка в семью, его взросления и подготовки к независимой или полузависимой жизни. Наиболее востребованы и в меньшей степени удовлетворяются потребности в таких услугах, как "помощь психологов членам семьи в установлении контакта с приемным ребенком", "в выборе формы жизнеустройства на основании изучения потребностей и психологической готовности семьи", "помощь психологов и педагогов в соблюдении благоприятных условий для развития ребенка в семье". В зависимости от формы семейного жизнеустройства семьи выделяют определенные этапы осуществления замещающей семейной заботы, когда они в большей степени нуждаются в сопровождении. Для усыновителей - это подбор семьи и ребенка, этап включения ребенка в семью. Для опекунов - пубертатный возраст ребенка. Для патронатных и приемных семей такие этапы, как вхождение ребенка в семью, формирования новой семейной идентичности, взросление ребенка. Потребность в сопровождении, по данным исследования, выше в той группе семей, которая уже в него включена  
Общий коэффициент удовлетворенности процессом психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в выборке замещающих родителей в городе Москве составил - 1,65 (максимальное значение - 3). Значение коэффициента, как и предполагалось, оказалось выше в группе патронатных воспитателей (1,96) и ниже в группе опекунов (1,32). Основным запросом замещающих родителей (на это указал каждый 3-й респондент) является "появление четко определенного и доступного для обращения круга специалистов", готовых к оказанию квалифицированной помощи по проблемам воспитания, обучения и лечения приемного ребенка". В качестве одной из главных причин недостаточной эффективности процесса сопровождения респонденты называют уровень квалификации помогающих специалистов, а также отсутствие структуры, которая могла бы оказывать комплексное сопровождение в процессе осуществления замещающей семейной заботы по технологии "одного окна".  
Фактически, история создания отечественных технологий психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи в России началась с внедрения патронатного воспитания, то есть немногим более 10 лет. Впервые начали создаваться службы сопровождения замещающей семьи, появились специалисты, которые испытывали потребность в таких технологиях. Технологии помощи foster family, завезенные в Россию из Великобритании, США в большей степени были ориентированы на социальную помощь. В целом они недостаточно соответствовали российским реалиям и социальной практике. Потребовались научные знания о замещающей семье. В результате в педагогической и психологической науке появились диссертационные исследования, хотя до сих пор и немногочисленные, предметом которых стал процесс адаптации ребенка-сироты в условиях замещающей семьи (Захарова Ж.А., 2001; Осипова И.И. 2002; Большакова Л.Н., 2004, Семья Г.В., 2004; Терновская М.Ф., 2004; Иванова И.М., 2007). Автором (Ослон В.Н., 1998, 2000, 2002, 2006) была предложена системная парадигма в изучении замещающей семьи, позволившая рассмотреть семью в качестве нового системного целого, которое образуется вследствие объединения базовой семьи и ребенка, и имеет собственные закономерности становления и развития. Обращает внимание, что больше 40 лет замещающая семья не была объектом изучения диссертантов. Последняя диссертационная работа была выполнена в 1957 году А.И. Довгалевской (Довгалевская А.И., 1957). 
Социальная ситуация, которая складывалась вокруг замещающей семьи, на протяжении 10 последних лет была достаточно сложной. Ценности замещающей семейной заботы, фактически, отсутствовали в обществе. Специалисты, а тем более население, плохо дифференцировали формы семейного жизнеустройства детей. Любую замещающую семью называли "приемной". Прием ассоциировался, в основном, с усыновлением. Общество было крайне патерналистски настроено по отношению к воспитанию сирот: детей, оставшихся без родительской заботы, должно воспитывать государство. Это было и, к сожалению, остается до сих пор мнением большинства. Активизация развития семейного жизнеустройства, которое наблюдалось в России в конце 90-х и начале 2000-х годов, вызвало волну сопротивления, которое выражалось в гражданских и общественных судах над нерадивыми приемными родителями, негативном внимании СМИ к замещающим семьям. В обратном направлении "маховик" стал крутиться, практически, после обращения президента к правительству в 2006 году, в котором была подтверждена стратегия государства на развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот. Однако нормативные правовые условия развития семейного жизнеустройства остаются далеко несовершенными, а ценности замещающей семейной заботы все еще очень медленно формируются в нашей стране. 
Прием ребенка ставил семью на маргинальные позиции. Семьи, усыновившие ребенка, нередко были вынуждены менять место жительства, опасаясь осуждения и раскрытия тайны. Замещающие семьи, в основном, в недавнем времени вполне благополучные и уважаемые, становились объектом негативного внимания со стороны соседей, чиновников и специалистов. Их обвиняли в корысти, невнимании к детям. Нередки были случаи, когда это соответствовало действительности. Критерии отбора семьи для приема были формальны, психологические критерии подбора семьи и ребенка были неизвестны специалистам. 
Семьи, желающие принять ребенка или уже воспитывающие детей, оставшихся без попечения, как правило, сами нуждались в психологической помощи, которую, практически, невозможно было получить. Как показали результаты динамического исследования (Ослон В.Н., 2000, 2001, 2002, 2004, 2006), наиболее ресурсные для приема семьи "подходили" к приему детей в ситуации "нормативного кризиса" семейной системы. При отсутствии помощи они "сопротивлялись" необходимым при включении приемного ребенка изменениям, выстраивали "системные защиты", что нередко приводило к "истощению" "системных ресурсов", "оседанию" приемных детей в неинтегрированной подсистеме, а нередко и к отторжению детей и отказу от замещающей заботы.  
В процессе взаимодействия базовой семьи и ребенка явно выделялись отдельные этапы, имеющие свои границы и задачи, которые новая система должна была каким-то образом решать. Необходимостью стало выявление их особенностей на уровне эмпирического исследования и описание их для практиков.  
Приемный ребенок, не смотря на тяжесть депривационных расстройств, "разлом привязанности", "базового недоверия к миру", которые проявлялись в нарушениях поведения, нередко передавался в замещающую семью без какой-либо подготовки и не получал необходимую помощь в условиях семьи. В результате его поведение нередко становилось регрессивным и бессмысленно разрушающим. У детей, особенно у тех, от кого отказались еще при рождении, нередко наблюдались явления кататонии и оглушения. При этом в отечественной науке и практике, в основном, были накоплены знания по психологии ребенка-сироты в условиях институционального воспитания. Они не могли объяснить особенности поведения ребенка, который только что ничем не выделялся в учреждении, и вдруг стал таким проблемным в замещающей семье. Что-то становилось триггером возвращения в память амнезированных ранее травматических переживаний, а также последующего скачка в развитии. Исследования ситуации развития ребенка в условиях замещающей семьи позволили "накопить" новые знания по психологии сиротства и методам психологической помощи. 
В целом, изучение процессов становления и развития замещающих семей позволило сделать научно обоснованный вывод: осуществление эффективного приема, практически, невозможно вне системы социально-психолого-педагогического сопровождения. В рамках эмпирического лонгитюдного исследования было доказано, что значительная часть стихийно созданных, несопровождаемых замещающих семей либо представляет собой структуру, "нагруженную" неинтегрированной подсистемой приемных детей (дети продолжают жить в семье в ситуации эмоционального отторжения), либо перестают существовать в качестве замещающих. Отсутствие сопровождения при высокой мотивация приема, например, при усыновлении, нередко становится триггером "запутанных", недифференцированных отношений, осложняющим процесс сепарации и взросления приемного ребенка, серьезных дисфункций в семейной системе.  
К сожалению, и сегодня, в 2008 году, в стране не принята на официальном уровне идея о необходимости создания системы сопровождения замещающей семьи. Опыт по сопровождению все еще остается точечным и нередко закрытым для большинства специалистов.  
В настоящее время в России более полумиллиона детей (75% от числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения), воспитываются в замещающих семьях. В 2006 году Россия фактически объявила о введении политики деинституциоанизации, которая является основанием для быстрого развития семейного жизнеустройства детей . 
Проблема эффективного комплексного сопровождения замещающей семьи становится все более актуальной. Это требует разработки научно-методического обеспечения системы сопровождения, технологически оформленного, эффективного и доступного для внедрения в практику. 
В методических пособиях делается попытка представить технологию психолого-педагогического и правового сопровождения замещающей семьи, представлен методический комплекс, включающий в себя диагностические методики, методики работы с семьей на сложных этапах приема, даются рабочие программы по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи, но он должен быть систематизирован и обобщен.  
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  
Основные подходы к сопровождению замещающей семьи  
В настоящее время в России можно выделить 2 ведущих подхода к сопровождению замещающей семьи. Первый (он был завезен из Великобритании вместе с системой работы с фостеровской семьей) базируется на теории привязанности Боулби (Bowlby J., 1951) и его последователей (Fahlberg V.A., 1995, Эйнсворт …), второй - это системный подход к семье. Основанием его является концепции семейной системной терапии. Он был адаптирован под потребности замещающей семьи уже непосредственно в России. В рамках второго подхода проводится многолетнее динамическое исследование становления и развития семьи с приемным ребенком , что способствует развитию этого подхода. Результатом развития стал интегративный подход к психолого-педагогическому сопровождению замещающей семье, который позволил на практике объединить наиболее продуктивные идеи и методы помощи семье.  
Формирование первичной и вторичной привязанности 
Невозможно переоценить вклад психоаналитической школы в развитие теории и эмпирических знаний о ребенке, который воспитывается в условиях материнской и институциональной депривации, а также о механизмах компенсации у него нарушений привязанности и проблемах взаимоотношения с замещающими родителями. Были выделены 2 теоретических конструкта: "сепарация" и "привязанность", которые стали основой для интерпретации процессов развития ребенка и его взаимоотношений в ближайшем окружении. Они стали основой и для разработки методов психологической помощи приемным детям и их замещающим родителям, которые в странах Западной Европы и США и сегодня остаются ведущими. В Россию эти методы были "завезены" около 10 лет назад, когда технологии работы с фостеровской семьей стали перекладываться на сопровождение патронатной семьи. И в настоящее время они остаются достаточно популярными и продуктивными.  
Одной из наиболее влиятельных теорий, раскрывающих, с одной стороны, негативное влияние материнской и институциональной депривации на здоровье и развитие ребенка, а с другой, обосновывающих необходимость стабильной родительской заботы, пусть даже в условиях замещающей семьи, а также стабильной социально-поддерживающей сети как источника помощи в решении конкретных задач и эмоциональной поддержки, остается теория привязанности. Ее основные положения были сформулированы Джоном Боулби еще в 1951 году. В центре данной теории находятся отношения между ребенком и взрослым. Боулби определил привязанность как устойчивую связь между ребенком и его главным опекуном (биологическим или замещающим родителем). Он выделил сопутствующие сепарации факторы, от которых зависит степень ее негативного влияния на психическое здоровье ребенка: глубину эмоциональной связи между матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации, внезапность или постепенность, а также длительность сепарации, наличие или отсутствие лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки с матерью. Благодаря теории привязанности (Bowlby J., 1969), был сделан акцент на негативных последствиях институционализации по сравнению с семейным типом опеки, и на важность присутствия для нормального развития ребенка постоянного, значимого для него человека. Фактически теория привязанности стала основанием для проведения политики деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в странах Западной Европы и США, способствовала бурному развитию семейного жизнеустройства и позволила специалистам и гражданскому обществу содействовать значительному сокращению количества больших детских домов и ряда подобных учреждений. 
Психологический процесс, с помощью которого дети развивают привязанность, в общих чертах описывает Вера Фальберг (Fahlberg V.A., 1995), называя его "циклом возбуждения-расслабления". По ее мнению, единственный способ, с помощью которого новорожденный может заявить о своих потребностях, - это плач, приводящий ребенка в состояние физического и психологического напряжения или "возбуждения". Родитель или опекун определяет, что нужно ребенку, и удовлетворяет его потребность, в результате чего малыш расслабляется до тех пор, пока не возникнет новая нужда. Этот цикл повторяется сотни и тысячи раз в течение первых недель и месяцев жизни ребенка. В результате малыш начинает понимать, что его требования всегда найдут отклик, что родитель или опекун придут ему на помощь, если он будет нуждаться в чем-либо. И главное - ребенок учится доверять людям и чувствовать себя в безопасности, что также способствует формированию его отношений к себе и миру. 
Там, где о ребенке заботятся нерегулярно и его потребности удовлетворяются раз от раза или не удовлетворяются вовсе, этот цикл прерывается. Малыш быстро перестает криком заявлять о своих требованиях, вот почему в детских учреждениях, несмотря на то что там живет множество младенцев, зачастую стоит полная тишина. Во многих домах ребенка, где на одного взрослого приходится большое количество детей, существует определенный режим удовлетворения потребностей ребенка (время кормления, время смены подгузников, время сна и т. д.). Поскольку невозможно реагировать на индивидуальные потребности ребенка сразу же после их возникновения, многие дети остаются в состоянии дискомфорта (напряжения или возбуждения) долгое время. Это оказывает существенное влияние на их способность фокусировать свое внимание на чем-либо, кроме дискомфорта (ребенок может быть голодным, мокрым или испытывать боль), ограничивая возможности для изучения окружающего мира, игры и развития. Кроме того, детям для нормального развития требуются стимуляция и взаимодействие со стороны взрослых.  
Однако нарушения первичной привязанности не являются фатальными для ребенка. Боулби вводит понятие вторичной привязанности, которая может сформироваться у ребенка на месте первичной привязанности. Вторичной привязанностью он назвал отношения, развиваемые человеком с другими людьми - замещающими родителями, друзьями, учителями и помогающими специалистами.  
Вера Фальберг (Fahlberg V.A., 1995) показала, что ребенок привязывается к тем, кто быстро и позитивно реагирует на его активность и инициативу, а также вступает в общение, отвечающее когнитивным способностям и настроению ребенка. Она выделила 3 цикла в процессе формирования привязанности у детей, которые не сформировали или утратили привязанность: цикл "возбуждение - релаксация" (потребность - выражение протеста - удовлетворение потребности - успокоение - новая потребность и т.д.), "цикл позитивного взаимодействия" (родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком - ребенок откликается положительно и т.д.) и "цикл активного поиска помощи извне" (родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п.). Если первый цикл инициируется самим ребенком, который заявляет о своих потребностях, второй требует инициативы, как ребенка, так и взрослого. Последний способ объединяет ребенка и взрослых в процессе их общего взаимодействия с окружением. 
Теория привязанности подтверждают, что характер привязанности может изменяться в ответ на характер переживания межличностных отношений (Fonagy et al., 1996). Общение с постоянными родительскими фигурами, в том числе и с замещающими, доверительные отношения с ними защищает ребенка, способствует восстановлению у него способности к "нормальному развитию".  
Влияние возраста ребенка на формирование привязанности к замещающей семье 
Особое значение для осуществления сопровождения замещающей семьи имеют результаты эмпирических исследований влияния возраста ребенка на его сепарацию от кровной семьи и формирование привязанности к замещающей (Fahlberg V.A., 2005, перевод Т.Арчаковой).  
Младенец (возраст ребенка от 0 до года). До 6 месяцев помещение ребенка в замещающую семью может пройти безболезненно, если семья готова к приему ребенка. С 6 месяцев, когда ребенок начинает переживать эмоциональный стресс от разлуки с объектом привязанности, включение ребенка в семью может быть осложнено из-за разрыва первичной привязанности. Особенно сложным является период, когда у ребенка возникает страх незнакомого лица (это происходит примерно в 8 месяцев). Страх является показателем того, что устойчивые образы родителей и окружающей обстановки у него уже сложились. У ребенка повышается уязвимость к сепарации от объекта привязанности, и временно снижаются возможности для формирования новой. Дети негативно реагируют на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, их могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей и т.д. Проблемы могут возникать в когнитивной сфере, так как в этом возрасте активно развиваются элементарные представления о причинно-следственных связях, плохо согласующиеся с внезапным изменением всего уклада жизни.  
Дети от 1 года до 3 лет. У этих детей отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и зависимостью. В поведении это может проявляться либо в "цеплянии" за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в замещающую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. Например, если до этого с ним обращались неадекватно, делая из него "козла отпущения", то этот стереотип он будет пытаться перенести и на замещающую семью. Новая роль может вызвать у него протест. Появление в его окружении старших и / или младших детей также может быть для него неожиданным и нарушать его идентичность. При помещении в замещающую семью явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Нередко он вызван разлукой с "переводчиком" - членом семьи, который "лучше всех понимал упрощенные детские слова, жесты, и соответствующим образом реагировал на них, создавая зону ближайшего развития" (Fahlberg V.A., 2005, перевод Т. Арчаковой).  
Дошкольный возраст. В этом возрасте дети считают, что смена семьи - результат их мыслей, фантазий или плохого поведения. Эгоцентризм и магическое мышление являются характерными особенностями их познавательной сферы и оказывают влияние на формирование подобной реакции. Если искаженные представления о причинах расставания ребенка с семьей не подвергаются коррекции, то магическое мышление сохраняется дольше по сравнению со средней нормой. В этих случаях работа с ребенком при помещении в замещающую семью должна быть направлена на прояснение "магических" представлений о причинах его отделения от бывшего объекта привязанности и помещения в замещающую семью. 
Особенно важна проработка его чувства "вины". Обычно ребенку в доступной для него форме сообщается о том, что он не виноват в том, что покинул родную семью. Однако утверждение о том, что ребенок не виноват, подразумевает существование кого-то еще, на ком действительно лежит некая вина. Более эффективно говорить о том, что произошло в терминах отношений и потребностей: что нужно было ребенку на момент его изъятия из семьи; что нужно было родителям и какие у них были возможности? Как члены семьи старались удовлетворить потребности ребенка? У всех ли членов семьи это получалось? Разговор о потребностях и взаимодействии членов семьи для удовлетворения их потребностей помогает детям лучше понимать и контролировать свое поведение, и в то же время дает понять, что они не должны отвечать за поведение взрослых.  
Если переживания ребенка, основанные на магическом осмыслении причин сепарации и помещения в замещающую семью, не находят выхода ни в беседе, ни в диагностической игре, ключом к их пониманию могут стать эпизоды странного (на первый взгляд, бессмысленного) поведения ребенка. 
Младший школьный возраст. У детей этого возраста за сепарацией от объекта привязанности и помещением в замещающую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о "хорошем" и "плохом". С одной стороны, детям этого возраста легче переносить сепарацию, так как они способны представлять себе план работы с замещающей и кровной семьями и удерживать временную перспективу. С другой стороны, они способны на длительную привязанность, даже когда контакты с объектом привязанности прерваны, поэтому даже через несколько лет после помещения ребенка в новую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о нем прежде.  
Подростковый возраст. В этом возрасте потеря значимых лиц может спровоцировать депрессию. При этом сам подросток может стать инициатором разрыва с кровной семьей и помещения в замещающую. Он берет на себя ответственность за свою жизнь, прилагает усилия для того, чтобы поделиться наболевшей проблемой со специалистом (соцработником), например, сообщая о насилии в семье. Но иногда проблема не так серьезна и может быть решена в домашнем окружении подростка. Однако он все равно обращается за помощью, используя смену жизненной ситуации как копинг-стратегию.  
В подростковом возрасте потребность в чувстве принадлежности определенной культуре, роду, семье, обостряет конфликт лояльностей у молодых людей, переживших сепарацию от родной семьи достаточно давно. Такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией "признаков крови", что может привести к глубоким конфликтам с приемными родителями и наложить отпечаток на их психологическую идентичность (Frisk, 1964).  
Проблемы формирования привязанности приемный ребенок - замещающий родитель 
Обзор прикладных исследований показывает, что многие авторы отмечают множество трудностей, с которыми сталкиваются усыновители и приемные дети даже в самых благоприятных условиях. Например, М. Schecter (Schecter et al., 1964, 1970) выделяет проблемы, связанные с усыновлением детей сразу после их рождения. Эти трудности отчасти связаны с тем, что у таких детей на пре- и перинатальном этапах их развития не было связи с приемными родителями. Замещающие родители в своем стремлении установить с такими детьми как можно более тесные взаимоотношения иногда сознательно или неосознанно для себя игнорируют наличие у приемного ребенка глубокой эмоциональной связи с его биологическими родителями, что также может вести к нарушениям во взаимоотношениях между членами приемной семьи. 
Характерные для такой ситуации проблемы идентичности ребенка и недостаточного контакта между ним и приемными родителями позволяют некоторым авторам говорить о так называемом "синдроме приемного ребенка" (Schecter et al., 1964, 1970). Этот синдром проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении интимных отношений в зрелом возрасте. 
В 80-90-е годы практика усыновления детей, содержащихся в домах ребенка и школах-интернатах, привела к появлению новых проблем. Дж.Макнамара и Б.Макнамара (McNamara, McNamara, 1990) указывают на то, что такие дети страдают от запущенности, плохого обращения и последствий эмоциональной депривации. Все это заставляет предполагать, что эмоциональная привязанность к приемным родителям будет формироваться у этих детей с большим трудом. 
Г.Райан (Ryan, 1989, 1990) подчеркивает, что переживания, связанные с эмоциональной депривацией и плохим обращением, надолго сохраняются в психике ребенка и связаны с высоким риском развития у него состояния фрустрации и появления чувства страха, обиды и беспомощности. 
У таких детей может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с ранее пережитыми психическими травмами. При определенных обстоятельствах, когда они находятся уже в новых семьях, во вполне благоприятном окружении, у них могут актуализироваться следы прежних травм. 
А.Гартман и Дж.Лэрд (Hartman, Laird, 1990) среди типичных проблем, характерных для приемных родителей, отмечают чувство бессилия, частое использование тезиса о "плохой наследственности", позволяющего объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, противоречия между "официальной" историей усыновления и тем, какую версию усыновления родители создают для ребенка; нередко переживаемое ими чувство вины, состояние стресса, связанное с необходимостью их соответствия определенным ожиданиям.  
М.Шехтер (Schecter, 1970) указывает на часто переживаемые приемными родителями чувства горя и глубокого сожаления при уходе из семьи взрослеющих приемных детей. Эти чувства нередко усиливаются осознанием того, что они были лишены возможности иметь своих детей. Те же чувства переживаются приемными детьми, так как они обусловлены их опытом преждевременного отделения от биологических родителей. Если членам семьи не удается преодолеть эти чувства, они могут существенно осложнить внутрисемейные отношения. 
Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязанности к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда ребенок усыновляется не сразу после рождения. Травма, связанная с отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы усыновляемого, что существенно затрудняет у него формирование эмоциональной привязанности к новым родителям (Bowlby, 1988). Для таких детей характерна тенденция к проявлению гиперконтролируемого, конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение может глубоко фрустрировать родителей, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как ребенок должен вести себя. 
Д.Смит и Л.Шервин (Smith, Sherwin, 1983, 1988) отмечают, что приемные родители до момента появления в их семье ребенка часто вытесняют те фантазии, ожидания и формы поведения, которые характерны для них в связи с предстоящим усыновлением. Глубокий конфликт между их фантазиями, ожиданиями и поведением, с одной стороны, и тем, что они реально наблюдают с приходом в семью приемного ребенка - с другой, осложняет установление тесного эмоционального контакта между ним и приемными родителями. 
Эти конфликты выражаются в переживании собственного бессилия, в предъявляемых к ребенку повышенных требованиях, симбиотической зависимости от ребенка, в чувствах горя и отчуждения. При этом чем дисфункциональнее семья, тем более жестким моделям ролевого поведения следуют родители, сиблинги и приемные дети. 
Б.Лифтон (Lifton, 1979) считает, что создаваемые родителями истории и системы взглядов, позволяющие им объяснить и оправдать внутрисемейную дисгармонию, могут предполагать разные сценарии. Во многих случаях в них фигурируют образы "мифического героя, спасителя, хорошего или плохого приемного ребенка" и т.д. Исследователь отмечает, что все эти истории игнорируют многие сведения, связанные с прошлым ребенка, и не могут адекватным образом объяснить внутрисемейные отношения. Это приводит к тому, что у приемных родителей и ребенка формируется ложный образ "Я", препятствующий установлению гармоничных, эмоционально близких отношений. 
Замещающая семья с позиции системного подхода 
Работа с ребенком, оставшимся без попечения, при помещении его в замещающую семью с позиции травмы его отделения, вынужденной ранней сепарации от объекта привязанности, формирования у него вторичной привязанности, безусловно, продуктивна. Но, по нашему мнению, она не должна являться ведущей (или даже единственной) при сопровождении замещающей семьи. Акцент на сепарации и привязанности не позволяет учитывать те системные процессы, которые происходят в семье при приеме ребенка, что может поддерживать или даже провоцировать новые семейные дисфункции. Нам удалось наблюдать очень интересную работу с усыновителями в лондонском Центре Анны Фрейд. Действительно психологу удалось сформировать вторичную привязанность у приемного ребенка. Объектом привязанности стала мать. Сформировалась четкая коалиция: мать - ребенок. Отец почувствовал себя лишним. У него началась депрессия. Женщина оказалась в ситуации, когда она один на один должна была справляться с трудностями усыновления и депрессией мужа. 
Системный подход к семье сфокусирован на моделях и схемах взаимоотношений между членами системы. Общая теория систем (Берталанфи, 1973; Bateson, 1973) предполагает, что "человек со своей средой", то есть всем тем, что его окружает, представляет кибернетическую, саморегулирующуюся систему, включающую в себя разнообразные взаимосвязанные уровни. Основное допущение этой теории заключается в том, что "проблемы и симптомы отражают системную адаптацию в ее всеобщем контексте в данный момент времени" (Черников, 1997). Усилия членов семьи по адаптации к своей жизненной ситуации отражаются на разных уровнях глобальной системы - от биологического к интрапсихическому и интерперсональному уровням (Bowen, 1978; Scheflen, 1981). Ситуация в семье, включая проблемы и симптомы, происходит из социокультурного и исторического контекстов семьи (McGoldrick and Walsh, 1983; Walsh, 1983). Таким образом, системная перспектива позволяет анализировать проблемы семьи с точки зрения разных уровней. 
По нашему мнению, при сопровождении замещающей семьи невозможно не учитывать того, что она является системой, и системные процессы оказывают значительное влияние на эффективность приема. Автором уже в течение 11 лет проводится динамическое исследование становления и развития замещающих семей. Это позволило выделить основные положения системного подхода к сопровождению замещающих семей. 
Приведем некоторые из них . 
o Ребенок, попадая в принимающую его семью (Ослон, 1998, 2000, 2006), взаимодействует не просто со взрослым, который занимается его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, то есть имеет дело уже с системными процессами. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и либо переструктурируется (как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репертуара стратегий функционирования), либо отвергает ребенка. 
o В процессе интеграции ребенок становится либо частью семейной системы, и тогда мы можем сделать заключение об его адаптации, либо остается внешним элементом и, как результат, - дезадаптируется.  
o Семьи обладают определенными психологическими условиями, которые либо способствуют адаптации ребенка, либо вытесняют его из системы. Поэтому представляется целесообразным рассматривать именно системную парадигму в качестве основного методологического подхода к отбору и психологическому сопровождению профессиональной семьи. 
o Процесс включения внешнего для системы элемента - ребенка-сироты - не может не влиять как на внутреннее пространство семьи (переструктурируя границы между подсистемами, коалиции, иерархию), так и на внутреннюю динамику системы. 
o Дети-сироты, для которых характерны несформированность или нарушение чувства привязанности, базового доверия к миру, стремятся удовлетворить свою потребность в близости в замещающей семье. Однако нередко невозможность "насыщения" потребности в близости с членами семьи может стать причиной ощущения внутренней сегрегации у ребенка. 
o В семьях, склонных к установлению симбиотических отношений, члены семьи оказываются настолько связанными между собой, что система "выталкивает" приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции связи - разобщенности - также негативно влияет на процесс интеграции ребенка-сироты, так как члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции. 
o Приемный ребенок очень чутко реагирует на структуру властных отношений в семье. Ребенок-сирота, попадая в дисфункциональную семью, в которой власть узурпируется одним из родителей при слабой фигуре другого и наличии ребенка, зависимого от сильного родителя (М.Боуэн, 1978, 1992), из формальной, жестко иерархизированной среды сиротского учреждения или из хаоса асоциальной семьи, где привык воспринимать мир как малопрогнозируемый и нестабильный, продолжает считать его не поддающимся контролю и регуляции. Это значительно снижает возможности замещающей семьи в компенсации когнитивных депривационных нарушений. 
o Наличие в семье приемного ребенка, его нарушенное поведение может использоваться в супружеской подсистеме как почва для объединения, что, в свою очередь, будет косвенно способствовать подкреплению такого поведения. С другой стороны, прием ребенка может способствовать восстановлению границ между детской и родительской подсистемой, что позволяет кровным детям более безболезненно пройти этап сепарации - переход к более самостоятельному и независимому от родителей функционированию. 
o Процесс включения ребенка-сироты в семью оказывает влияние на характер ее функционирования на уровне микродинамики, изменяя роли и связанные с ними отношения и коммуникативные паттерны (Ослон, Холмогорова, 2002). С другой стороны, характеристики семейной микродинамики базовой семьи в значительной степени характеризуют ее адаптивный потенциал. Четкое распределение заданий, отсутствие противоречий в коммуникации (например, по типу двойной связи) крайне важно для снижения когнитивного хаоса, характерного для приемных детей. Важным является и открытое циркулирование информации, что способствует скорейшему решению возникающих конфликтов, а не их хронификации, при которой коммуникация сопровождается секретами и непроговоренностью. Неблагоприятным для адаптации становится такой коммуникативный паттерн, как доминирование критики над похвалой. Наконец, возможность открытого обсуждения проблем и всего происходящего способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, умению анализировать свои и чужие поступки, возрастанию доверия к миру и ощущения его предсказуемости и надежности. 
o Одной из функций приема, на наш взгляд, является определенное воздействие на дисфункциональные паттерны в вертикальной системе семьи, когда одной из мотиваций приема является освобождение от прошлого семейного сценария и возрождение семьи после грубых дисфункций в предшествующих поколениях (алкоголизм, смерти). Гипотеза Боуэна (1978) о том, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях, в определенной мере объясняет, например, тот факт, что приемные дети появляются в семьях, для которых характерна многодетность в поколениях. 
o У самих детей - выходцев из асоциальных семей - негативные паттерны вертикальной системы могут быть нивелированы за счет большего потенциала развития замещающих семей (семьи проходят психологический отбор по критерию "здоровье"). При этом каждая семья имеет свой потенциал для перестройки на новом цикле развития. Поэтому необходим отбор семей и психологическая подготовка к приему детей.  
o Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в систему, прежде всего, сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает. Как показало наше исследование (Ослон В.Н.), своеобразным психологическим "входом" в семью является принятие приемными детьми норм и правил семьи. Поэтому одним из направлений психологической помощи замещающей семье должно стать достижение определенной согласованности в понимании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм. 
o Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Особенно для российской семьи (в силу слабости супружеской подсистемы) одним из наиболее кризисных этапов развития является "пустое гнездо". Канун "пустого гнезда" повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает "работать" в кризисном режиме. Это позволяет объяснить, во-первых, мотивацию приема детей-сирот в некоторых семьях с целью разрешения новых проблем прежними способами (прием ребенка, когда собственные дети повзрослели), во-вторых, попытку разрешить старые, накопившиеся в системе проблемы за счет новых членов семьи. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей, так как новая система - замещающая семья - может быть разрушена под тяжестью неразрешенных проблем "базисной" семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка (особенно с течением времени) становятся такой же "коммуникативной метафорой" (шифром потребностей семейной системы), как и нарушения у кровных членов семьи. 
o Замещающая семья имеет собственные закономерности развития, опора на которые позволяют выстроить эффективное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи на сложных этапах приема независимо от формы семейного жизнеустройства. 
В.Н.Ослон, к.пс.н., завлабораторией психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства МГППУ 
http://www.journaldetskidom.ru/magazine/?act=moreid=521

Информация о работе Замещающая семья