Замещающая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности, является семья. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, существует система замещающих семей, в которых дети, оказавшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все ее культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала важной составной частью российской модели социальной помощи, одной из нравственных норм национального сознания.

Файлы: 1 файл

замещающая семья.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Этапы организации сопровождения замещающих семей.  
1. Работа с кандидатами в воспитатели замещающих семей. 
Цель этого этапа - получить предварительное представление о возможности создать замещающую семью во главе с данным кандидатом. 
Основные задачи этапа: 

  •  
    получение объективной информации о кандидате в воспитатели и его семье, всестороннее изучение личности потенциального замещающего родителя; 
  •  
    выявление намерений кандидата в воспитатели и побудительных причин и истинных мотивов к созданию замещающей семьи; 
  •  
    обогащение представлений кандидата в воспитатели о замещающей семье; 
  •  
    побуждение кандидата в воспитатели к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации; 
  •  
    выделение специфических проблем кандидата в воспитатели, требующих особого внимания специалистов на следующем этапе; 
  •  
    диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в замещающие родители к выполнению данной роли и внутрисемейных отношений потенциальных родителей. 

 
На этом этапе открывается социально-психологическая карт кандидата, в которую вносится информация, характеризующая его социальный и психологический статус. А также проводится обследование жилищно-бытовых условий кандидата. 
 
Важный момент первых бесед с кандидатом в - выявление причин, по которым он желает взять ребенка на воспитание.  
 
Часто обращающиеся кандидаты имеют крайне слабое представление о социальных и психологических особенностях детей. Нередко кандидаты идеализируются картину будущей семейной жизни. На любой вопрос кандидат в воспитатели должен получить от педагога-психолога, социального педагога, воспитателя исчерпывающий ответ. В ходе беседы с педагогами интерната у кандидатов могут появиться сомнения в своей готовности к столь важному шагу. Специалисты предоставляют человеку право основательно обдумать свои намерения, отложить окончательное решение на определенный срок или отказаться от создания замещающей семьи, если первоначальная решимость поколебалась.  
 
При отсутствии видимых причин, сдерживающих открытие замещающей семьи, педагог-психолог рассказывает кандидату об интернате, его задачах, о том, как попадают в него дети, с какими проблемами сталкиваются сотрудники, что предпринимают для их преодоления. 
 
^ 2. Подготовка потенциальных замещающих семей 
 
Сведения о кандидатах в приемные родители, подтвердивших документально в соответствии с российским законодательством право быть таковым, заносятся в банк данных. 
 
Как правило, из кандидатов формируются группы для подготовки к выполнению новой для них роли. 
 
Под подготовкой мы понимаем поэтапную деятельность квалифицированных специалистов, состоящую из тщательного отбора претендентов на роль замещающего родителя, в ходе обучения кандидаты получают необходимые знания. 
 
^ Целью обучающего этапа является: соотнесение замещающими родителями своих знаний и умений с требованиями, предъявляемыми к данной категории родителей-воспитателей. 
 
Задачи: 

  1.  
    Помочь кандидатам в замещающие родители осознать мотивы принятия ребенка в семью; 
  2.  
    Ознакомить с проблемами, которые возникают с появлением нового члена в семье; 
  3.  
    Выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы; 
  4.  
    Вооружить кандидатов знаниями психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, и сформировать навыки семейного общения; 
  5.  
    Дать возможность каждому кандидату проявить себя в процессе подготовки для наиболее полной оценки его личностных качеств; 
  6.  
    Сформировать установку у замещающих родителей к обращению к специалистам различного профиля в случае затруднений в процессе воспитания приемных детей. 

 
Подготовка замещающих родителей  может осуществляться через индивидуальные и групповые формы обучения. К  ним можно отнести: лекции, консультации, семинары-практикумы, тренинги. Как  показал опыт, наиболее эффективны тренинговые занятия. В ходе тренинга замещающие родители имеют возможность под руководством специалиста самостоятельно найти пути решения проблемы, что способствует формированию компетентного поведения, предотвращая опасность роста вторичного социального сиротства. 
 
Содержание обучения замещающих родителей-воспитателей включает три компонента их подготовки:информационно-образовательный, практический, коррекционный. 
 
Информационно-образовательный компонент предполагает вооружение замещающего родителя минимумом знаний, касающихся воспитательного потенциала семьи, особенностей детей, воспитывавшихся как в неблагоприятной семейной обстановке, так и в условиях государственных воспитательных учреждениях, а так же основам их оздоровления, воспитания, социальной реабилитации в условиях замещающей семьи. 
 
^ Практический компонент в подготовке родителей-воспитателей данной категории реализуется через систему групповых занятий, которые предполагают их активное участие в ролевых играх, анализе типичных жизненных ситуаций, дискуссиях и т.д.. Практические занятия направлены на решение комплекса задач: 

  •  
    помочь замещающим родителям более глубоко осознать особенности проблем, которые могут возникнуть в связи с принятием в семью чужого ребенка; 
  •  
    развить у них способность эффективно слушать, принимать и поддерживать проблемного ребенка, помогать усвоению способов общения; 
  •  
    сформировать умение конструктивно взаимодействовать с воспитанником, предвидеть и вовремя погасить обострение отношений, конфликт. 

 
Накопленный на практических занятиях опыт призван способствовать формированию у приемных родителей уверенности в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству, как со специалистами, так и с другими замещающими родителями. 
 
Включение коррекционного компонента в обучение замещающих родителей вызван необходимостью исправления определенных установок кандидата, которые могут снизить эффективность его деятельности (излишне детализированные представления о ребенке; непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека, диктат и т.п.). 
 
Значительное место в повышении социально-психолого-педагогической компетентности родителей принадлежит индивидуальным консультациям, совместному анализу реальных ситуаций, вызывающих у них тревогу. 
 
Критериями оценки эффективности подготовки замещающих родителей к выполнению новой роли могут быть следующие: 

  1.  
    Мотивационный: осознание истинного мотива принятия ребенка в семью, готовность принять и обратиться за помощью к специалистам в случае необходимости; стремление повышать свои знания в области воспитания приемных детей. 
  2.  
    Когнитивный: знание основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей и воспитателей, а так же последствиях; знание особенностей развития детей, воспитывающихся вне семьи, последствий депривации, форм и методов преодоления этих последствий; 
  3.  
    Праксеологический: умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации в семье; умение работать в группе. 

 
Достоинством содержания данной программы  является возможность составления  отдельных подпрограмм, исходя из подготовленности, опыта и потребностей обучаемой группы, как потенциальных замещающих родителей, так и уже имеющих опыт воспитания приемных детей, и других форм устройства ребенка в семью. В тоже время, эффективность подготовки замещающих родителей будет зависеть от уровня профессионального мастерства специалистов, реализующих данную программу. 
 
Особую роль в подготовке компетентного замещающего родителя отводится диагностике. Ее цель - выявить из общего числа претендентов людей пригодных к выполнению данной роли. 
 
Результаты нашего исследования позволили выявить ряд основных трудностей, с которыми сталкиваются замещающие родители. На основе их анализа, два направления обучения потенциальных родителей-воспитателей - юридическое и психолого-педагогическое - были признаны приоритетными. 
 
Юридическая подготовка подразумевает ознакомление потенциальных замещающих родителей с законодательными основами защиты детства и организационно-правовыми аспектами деятельности замещающей семьи. Это дает возможность замещающим родителям осознать права и обязанности как свои, так и приемного ребенка, а также последствия приобретения соответствующего статуса. 
 
Психолого-педагогическая подготовка предусматривает вооружение замещающих родителей необходимыми знаниями и умениями коррекционно-воспитательной деятельности, способами преодоления возможных проблемных ситуаций и бесконфликтного общения. 
 
Выявив характер затруднений замещающих родителей и детей в семьях данной категории, специалистов, занимающихся проблемами семейного жизнеустройства детей, разработаны вариативные обучающие программы, технология социально-педагогического патронажа и психологического сопровождения, создан комплект методических пособий, рекомендаций и памяток как для специалистов, работающих с данной категорией семей, потенциальных и состоявшихся замещающих родителей, так и для детей, готовящихся к переходу в замещающую семью. 
 
^ Тематический план подготовки замещающих родителей

 
№ п/п

 
Тема

 
Виды занятий

 
Ответственный

 
Лекции

 
Практические занятия

 
1.

 
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на воспитания в замещающую семью

 
2

 
 

 

 
социальный педагог

 
2.

 
Законодательные основы по проблемам  защиты детства

 
2

 
 

 

 
приглашённый юрист

 
3.

 
Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи.

  •  
    СВГ
  •  
    патронат
  •  
    опекунство
  •  
    усыновление
  •  
    приемная семья

 
 

 
 

 

 
2

 
социальный педагог, приглашённый юрист

 
4.

 
Мотивация выбора

 
 

 

 
4

 
социальный педагог, психолог

 
5.

 
Тренинг семейных отношений

 
 

 

 
Тренинг 
 
3 дня

 
психолог, 
 
социальный педагог

 
6.

 
Особенности развития личности ребенка, воспитывающегося вне семьи

 
6

 
Групповое занятие - 2 дня

 
социальный педагог

 
«Особенности развития детей-сирот»

 
Тренинг 1 день (8 час)

 
«Особенности социализации детей-сирот»

 
Тренинг 2 дня

 
7.

 
Основы воспитания приемного ребенка  в условиях замещающей семьи.

 
4

 
Консультация - 4 часа; 
 
Практическое занятие - 4 часа

 
социальный педагог

 
8.

 
Особенности и трудности построения взаимоотношений между приемными  и кровными детьми

 
20 мин

 
Групповое занятие - 4 часа

 
психолог

 
Ребенок в новой семье

 
Тренинг 1 день

 
социальный педагог

 
9.

 
Тренинг бесконфликтного общения

 
 

 

 
Тренинг 2 дня

 
психолог


 
^ 3. Подготовка детей, проживающих в интернатных условиях, к жизни в замещающей семье 
 
Проблемы, с которыми сталкиваются в замещающей семье, как взрослые, так и дети, окончательно убедили нас в том, что в подготовке нуждаются не только приемные родители, но и воспитанники специализированных учреждений. Подготовка включает: медико - психолого - педагогическое изучение ребенка на начальном этапе работы с ним, далее по специально разработанным программам для детей осуществляются занятия, игры, тренинги, направленные на оценку и компенсацию последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи. 
 
В число кандидатов на помещение в замещающую семью, прежде всего, следует включать детей, которые наиболее остро в этом нуждаются. Среди них: 

  •  
    дети дошкольного и младшего школьного возраста, для которых семья является наиболее приемлемой и щадящей средой обитания; 
  •  
    дети, болезненно переносящие пребывание в условиях стационара, что отражается не только на их психике, но и на общем соматическом состоянии (жалобы на самочувствие, потеря аппетита, энурез и т.д.); 
  •  
    плохо уживающиеся в детском коллективе дети с выраженной аутичностью, с низким социометрическим статусом, отвергаемые, «изгои», либо, наоборот, лидирующие, но в отрицательном плане. 

 
^ Цель этапа подготовки воспитанников учреждений интернатного типа к жизни в семье: компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи. 
 
 
Задачи: 

  1.  
    Помочь стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей. 
  2.  
    Создать условия для развития большей уверенности в себе, уверенности в роли приемного ребенка. 
  3.  
    Обучить социально-психологическим навыкам взаимодействия для расширения ролевого репертуара.
  4.  
    Стимулировать к совместной работе и к решению возникающих проблем. 
  5.  
    Развить необходимые социокультурные, правовые, валеологические, досуговые, правовые ориентации и навыки. 
  6.  
    Помочь получить более полное представление о будущей семье, ее членах, соотнести представления и желания с реальностью. 
  7.  
    Повысить уровень социально-психологической адаптированности в социуме. 

Информация о работе Замещающая семья