Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:29, дипломная работа
Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности, является семья. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, существует система замещающих семей, в которых дети, оказавшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все ее культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала важной составной частью российской модели социальной помощи, одной из нравственных норм национального сознания.
Этапы организации сопровождения замещающих
семей.
1. Работа с кандидатами в воспитатели
замещающих семей.
Цель этого этапа - получить предварительное представление
о возможности создать замещающую семью
во главе с данным кандидатом.
Основные задачи этапа:
На этом этапе открывается социально-
Важный момент первых бесед с кандидатом
в - выявление причин, по которым он желает
взять ребенка на воспитание.
Часто обращающиеся кандидаты имеют крайне
слабое представление о социальных и психологических
особенностях детей. Нередко кандидаты
идеализируются картину будущей семейной
жизни. На любой вопрос кандидат в воспитатели
должен получить от педагога-психолога,
социального педагога, воспитателя исчерпывающий
ответ. В ходе беседы с педагогами интерната
у кандидатов могут появиться сомнения
в своей готовности к столь важному шагу.
Специалисты предоставляют человеку право
основательно обдумать свои намерения,
отложить окончательное решение на определенный
срок или отказаться от создания замещающей
семьи, если первоначальная решимость
поколебалась.
При отсутствии видимых причин, сдерживающих
открытие замещающей семьи, педагог-психолог
рассказывает кандидату об интернате,
его задачах, о том, как попадают в него
дети, с какими проблемами сталкиваются
сотрудники, что предпринимают для их
преодоления.
^ 2. Подготовка потенциальных замещающих
семей
Сведения о кандидатах в приемные родители,
подтвердивших документально в соответствии
с российским законодательством право
быть таковым, заносятся в банк данных.
Как правило, из кандидатов формируются
группы для подготовки к выполнению новой
для них роли.
Под подготовкой мы понимаем поэтапную
деятельность квалифицированных специалистов,
состоящую из тщательного отбора претендентов
на роль замещающего родителя, в ходе обучения
кандидаты получают необходимые знания.
^ Целью обучающего этапа является: соотнесение замещающими родителями
своих знаний и умений с требованиями,
предъявляемыми к данной категории родителей-воспитателей.
Задачи:
Подготовка замещающих родителей
может осуществляться через индивидуальные
и групповые формы обучения. К
ним можно отнести: лекции, консультации,
семинары-практикумы, тренинги. Как
показал опыт, наиболее эффективны
тренинговые занятия. В ходе тренинга
замещающие родители имеют возможность
под руководством специалиста самостоятельно
найти пути решения проблемы, что способствует
формированию компетентного поведения,
предотвращая опасность роста вторичного
социального сиротства.
Содержание обучения замещающих родителей-воспитателей
включает три компонента их подготовки:информационно-
Информационно-образовательный
^ Практический компонент в подготовке родителей-воспитателей данной
категории реализуется через систему
групповых занятий, которые предполагают
их активное участие в ролевых играх, анализе
типичных жизненных ситуаций, дискуссиях
и т.д.. Практические занятия направлены
на решение комплекса задач:
Накопленный на практических занятиях
опыт призван способствовать формированию
у приемных родителей уверенности в своих
действиях, готовности к преодолению неизбежных
трудностей, к сотрудничеству, как со специалистами,
так и с другими замещающими родителями.
Включение коррекционного компонента в обучение замещающих родителей вызван
необходимостью исправления определенных
установок кандидата, которые могут снизить
эффективность его деятельности (излишне
детализированные представления о ребенке;
непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека,
диктат и т.п.).
Значительное место в повышении социально-психолого-
Критериями оценки эффективности подготовки
замещающих родителей к выполнению новой
роли могут быть следующие:
Достоинством содержания данной программы
является возможность составления
отдельных подпрограмм, исходя из подготовленности,
опыта и потребностей обучаемой группы,
как потенциальных замещающих родителей,
так и уже имеющих опыт воспитания приемных
детей, и других форм устройства ребенка
в семью. В тоже время, эффективность подготовки
замещающих родителей будет зависеть
от уровня профессионального мастерства
специалистов, реализующих данную программу.
Особую роль в подготовке компетентного
замещающего родителя отводится диагностике.
Ее цель - выявить из общего числа претендентов
людей пригодных к выполнению данной роли.
Результаты нашего исследования позволили
выявить ряд основных трудностей, с которыми
сталкиваются замещающие родители. На
основе их анализа, два направления обучения
потенциальных родителей-воспитателей
- юридическое и психолого-педагогическое
- были признаны приоритетными.
Юридическая подготовка подразумевает
ознакомление потенциальных замещающих
родителей с законодательными основами
защиты детства и организационно-правовыми
аспектами деятельности замещающей семьи.
Это дает возможность замещающим родителям
осознать права и обязанности как свои,
так и приемного ребенка, а также последствия
приобретения соответствующего статуса.
Психолого-педагогическая подготовка
предусматривает вооружение замещающих
родителей необходимыми знаниями и умениями
коррекционно-воспитательной деятельности,
способами преодоления возможных проблемных
ситуаций и бесконфликтного общения.
Выявив характер затруднений замещающих
родителей и детей в семьях данной категории,
специалистов, занимающихся проблемами
семейного жизнеустройства детей, разработаны вариативные обучающие программы, технология социально-педагогического
патронажа и психологического сопровождения,
создан комплект методических пособий,
рекомендаций и памяток как для специалистов,
работающих с данной категорией семей,
потенциальных и состоявшихся замещающих
родителей, так и для детей, готовящихся
к переходу в замещающую семью.
^ Тематический план подготовки замещающих
родителей
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
^ 3. Подготовка детей, проживающих в интернатных
условиях, к жизни в замещающей семье
Проблемы, с которыми сталкиваются в замещающей
семье, как взрослые, так и дети, окончательно
убедили нас в том, что в подготовке нуждаются
не только приемные родители, но и воспитанники
специализированных учреждений. Подготовка
включает: медико - психолого - педагогическое
изучение ребенка на начальном этапе работы
с ним, далее по специально разработанным
программам для детей осуществляются
занятия, игры, тренинги, направленные
на оценку и компенсацию последствий травматического
опыта, пережитого ребенком и создание
позитивного образа семьи.
В число кандидатов на помещение в замещающую
семью, прежде всего, следует включать
детей, которые наиболее остро в этом нуждаются.
Среди них:
^ Цель этапа подготовки воспитанников
учреждений интернатного типа к жизни
в семье: компенсация последствий травматического
опыта, пережитого ребенком и создание
позитивного образа семьи.
Задачи: