Зарубежный опыт пенсионных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 01:21, реферат

Описание работы

Цель: ознакомить студентов с опытом зарубежных пенсионных систем

Содержание работы

Введение
1. Структура и виды пенсионных систем
2. Пенсионный возраст в зарубежных странах
3. Принципы зарубежных пенсионных систем
4. Политика реформ пенсионных систем в зарубежных странах
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция 1 Зарубежный опыт пенсионной системы.docx

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения

 

Цель: ознакомить студентов с опытом зарубежных пенсионных систем

 

 

 

Основные вопросы:

Введение

1. Структура и виды  пенсионных систем

2. Пенсионный возраст  в зарубежных странах

3. Принципы зарубежных пенсионных систем

4. Политика реформ пенсионных  систем в зарубежных странах

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце ХХ столетия повсеместно во всех развитых и развивающихся странах мира возникли проблемы страхования старости. Это, в первую очередь, старение населения вследствие увеличения продолжительности жизни. Рост количества пенсионеров создает дополнительную нагрузку на всю экономику страны.

Пенсионное страхование - это вид страхования, при котором страхователь уплачивает страховой взнос, а страховщик берет на себя обязательство выплачивать периодически застрахованную пенсию в течение обусловленного срока или пожизненно. В свою очередь, государственное пенсионное страхование - это вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура и  виды пенсионных систем

 

Основным принципиальным отличием, которое необходимо учитывать при сравнении нашей пенсионной системы с западными аналогами, является сохранение и даже усложнение многоукладной структуры как самой трудовой пенсии, так и пенсионной системы в целом. В то время как все развитые западные пенсионные системы практически единообразны.

Так, в частности, большинство развитых социально ориентированных стран имеют пенсионные системы, состоящие из трех уровней (табл. 1).

По принятой международной классификации, включая ОЭСР,  первый уровень – трудовая (солидарно-страховая) пенсия.

Устанавливается в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов работодателей и работников.

Второй уровень – корпоративная (накопительная) пенсия. Устанавливается для работников организаций или отраслей за счет дополнительных (к обязательным, государственным) страховых взносов работодателей и работников, уплачиваемых на основании коллективного договора или отраслевого тарифного соглашения, заключенного работодателем с профсоюзом или коллективом работников, которые могут предусматривать обязательное участие работников в таких корпоративных системах.

Третий уровень – частная (накопительная) пенсия. Устанавливается за счет личных отчислений работника (в том числе с участием работодателя), производимых в добровольном порядке посредством заключенного договора с негосударственным пенсионным фондом, страховой компанией или кредитной организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Сопоставление отдельных демографических показателей в РФ и странах ОЭСР

 

 

Россия

Страны ОЭСР

 

Отставание

 

Показатели

     

России от сред-

 

Минимум – 

 

Среднее

 
 

него значения 

 
 

максимум

 

значение

по ОЭСР

 
             

Ожидаемая продолжитель-

 

73,3 (Венгрия) – 

       

ность жизни при рождении

69

 

79,1

На 10 лет

 

82,6 (Япония)

   

(лет)

         
           
             

Коэффициент рождаемости

12,4

8,3 (Германия) – 

 

11,3

Небольшое пре-

 

(на 1 тыс. человек населения)

15,1 (Новая Зеландия)

 

имущество (+0,9)

 
             

Коэффициент смертности

14,2

5,1 (Южная Корея) – 

 

8,5

В 1,7 раза

 

(на 1 тыс. человек населения)

13,2 (Венгрия)

   
             

Младенческая смертность

8,2

1,8 (Люксембург) – 

 

4,9

В 1,7 раза

 

(на 1 тыс. родившихся)

17,6 (Турция)

   
             

Смертность от цереброваску-

 

27,4 (Швейцария) – 

       

лярных заболеваний (на 100

263,1

 

51,6

В 5 раз

 

111,2 (Португалия)

   

тыс. человек населения)

           

Смерть от злокачественных

 

94,4 (Мексика) – 

       

новообразований (на 100

201,9

 

161,6

В 1,3 раза

 

219,8 (Венгрия)

   

тыс. человек населения)

           

 

Анализ практики зарубежных пенсионных систем показывает, что каждая имеет существенные особенности и различия как в экономическом механизме формирования пенсионных прав различных категорий населения, так и в организационно-правовых формах реализации сформированных пенсионных обязательств. Поэтому при сопоставительном анализе национальных пенсионных систем как в целом, так и по отдельным параметрам необходимо учитывать их конкретные особенности. Это позволит избежать искажений и необоснованных выводов. Таких примеров при сопоставлении отечественной с зарубежными пенсионными системами множество.

Наиболее типичными примерами, обусловленными «линейными» сопоставлениями без учета институциональных различий пенсионных систем, являются широко распространенные сопоставления по уровню коэффициента замещения пенсий утраченного заработка, пенсионному возрасту, демографической (трудоспособное и нетрудоспособное население) и экономической нагрузке (расходы на пенсионное обеспечение и доля ВВП) и др.

Необходимо осуществлять сопоставления только при условии соблюдения адекватности параметров пенсионных систем. Так, многие страны повысили возраст выхода на пенсию в связи со старением населения и увеличением продолжительности жизни (табл. 3). Некоторые страны установили автоматическую связь между пенсиями и продолжительностью жизни. Усиление стимулов продолжать работать вместо выхода не пенсию также является распространенной частью последних пакетов пенсионных реформ (Pensions at a Glance, 2011).

Таблица 3

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и на пенсии в РФ и ОЭСР

 

Пенсионный

При рождении

В возрасте 65 лет

 

Страна

возраст (лет)

         

мужчины

женщины

мужчины

женщины

 
 

муж./жен.

 
             

Российская

60/55

61,8

74,2

11,7 (14,1 

16,0 (23,6

 

Федерация

в возрасте 60)

в возрасте 55)

 
       
             

Страны ОЭСР

           
             

Австрия

65/60

77,5

83,1

17,6

21,0

 
             

Бельгия

65/65

77,1

82,6

17,3

21,0

 
             

Венгрия

62/61

69,4

77,8

13,7

17,8

 
             

Германия

65/65

77,4

83,7

17,4

20,7

 
             

Ирландия

66/66

77,4

83,1

17,1

20,1

 
             

Португалия

65/65

75,9

83,3

16,8

20,2

 
             

Словакия

62/62

70,6

78,4

13,6

17,5

 
             

Словения

63/61

74,7

83,0

15,9

20,2

 
             

Великобритания

65/60

77,3

81,7

17,4

20,1

 
             

Финляндия

65/65

76,0

73,1

17,0

21,3

 
             

Франция

60/60

77,4

84,4

18,2

22,7

 
             

Чехия

63/63

73,8

80,2

15,1

18,5

 
             

Швеция

65/65

79,0

83,1

17,9

20,8

 
             

Эстония

63/61

67,2

78,8

13,1

18,5

 
             

 

2. Пенсионный возраст  в зарубежных странах.

Средний возраст, дающий право выхода на пенсию в ОЭСР, установлен на уровне 65 лет. Однако половина стран ОЭСР уже начала повышать пенсионный возраст до 67 лет в долгосрочной перспективе (в 2030-е годы) или планирует сделать это в ближайшем будущем. Пенсионный возраст повысится в 18 странах для женщин и в 14 странах для мужчин. Если сравнивать формально период жизни на пенсии, то в России он примерно соответствует значительной части стран ОЭСР. Однако при этом «опускается» существенная разница в установленном возрасте выхода на пенсию: 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины. Если привести к сопоставимым условиям, то различия становятся принципиальными, особенно для мужчин, у которых отрыв от продолжительности жизни женщин вдвое больше, чем в Европе.

Указанные особенности российской демографии необходимо учитывать для того, чтобы примерять западные методы решения пенсионных проблем в российской практике. По актуарным расчетам, выполненным на основе уточненного по результатам переписи демографического прогноза, сопоставимые условия для изменения пропорций между продолжительностью трудового и пенсионного периодов жизни застрахованного лица в нашей стране возникнут не ранее

середины 2030-х годов (Solovyev, 2012, с. 271–281). Но это не значит, что готовиться к этому рано. Необходимо просчитать сроки и экономические механизмы финансовой балансировки периода формирования и реализации пенсионных прав граждан.

Во второй половине XX в. В странах ОЭСР продолжительность жизни постоянно росла. В результате увеличилась продолжительность части жизни, которую люди проводят на пенсии. В промежутке между 1960 и 1993 гг. продолжительность жизни после наступления пенсионного возраста («дожитие») в различных национальных пенсионных системах выросла с 13,4 до 16,5 года. Так, например, для женщин ожидаемая продолжительность пребывания на пенсии увеличилась с 4,8 года в 1960 г. до 21,6 года в 1993 г. Частично это стало отражением общей тенденции роста продолжительности жизни. Но одной своей третью это увеличение обязано резкому снижению пенсионного возраста: с 1950 по 2010 г. десять стран ОЭСР в определенный момент снизили пенсионный возраст для мужчин, а 13 сделали это для женщин (табл. 3).

Большая часть прогнозов свидетельствует о том, что продолжительность жизни будет продолжать расти, а это непосредственно отражается в соответствующих темпах роста «коэффициента старения нации» (табл. 4) и в показателе «демографической нагрузки» (соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения).

 

 

 

 

Таблица 4

Распределение населения по полу и возрастным группам в 2005 и 2050 г., млн человек

 

Российская

Страны ОЭСР

 

Группы населения

Федерация

 
     
         
           
 

2005 г.

2050 г.

2005 г.

2050 г.

 
           
           

Общая численность населения

144

107,8

1129,6

1334

 
           

Мужчины

66,8

49,2

554,5

652

 
           

Женщины

77,1

58,6

575,1

681,9

 
           

В возрасте 0 –15 лет

21,7

16,2

231,7

211,5

 
           

В возрасте 16–65 лет

102,4

66

750,5

785,8

 
           

В возрасте 65+ лет

19,8

25,7

147,5

336,7

 
           

Показатель числа иждивенцев*

22%

42%

22%

47%

 

 

По прогнозам ООН, продолжительность жизни в пенсионном возрасте по всем странам ОЭСР вырастет в 2050 г. до 20,3 года для мужчин и 24,5 года для женщин, несмотря на постепенное повышение пенсионного возраста в будущем. На самом деле только в пяти странах увеличение пенсионного возраста стало достаточным фактором для относительной стабилизации продолжительности пребывания на пенсии в ближайшие десятилетия как для мужчин, так и для женщин, а еще в четырех – это будет сделано только для женщин.

Информация о работе Зарубежный опыт пенсионных систем