Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 01:21, реферат
Цель: ознакомить студентов с опытом зарубежных пенсионных систем
Введение
1. Структура и виды пенсионных систем
2. Пенсионный возраст в зарубежных странах
3. Принципы зарубежных пенсионных систем
4. Политика реформ пенсионных систем в зарубежных странах
Заключение
Таблица 6
Структура многокомпонентных пенсионных систем
Целевые группы |
Основные критерии |
|||||||
Компонент |
Пожизненнобедные |
Неформальныйсекторэконо-мики |
Формальныйсекторэконо-мики |
Характеристика |
Участие |
Финансирование |
||
или обеспечение |
||||||||
«Базовая» или «социаль- |
||||||||
ная» пенсия, минимальная |
Всеобщее |
Бюджетное |
||||||
0 |
ххx |
xx |
х |
социальная помощь (для |
или оста- |
или из общих до- |
||
всех или для нуждающих- |
точное |
ходов |
||||||
ся) |
||||||||
Государственная пенсион- |
||||||||
ная система под государ- |
Взносы, возможно, |
|||||||
ственным управлением (с |
||||||||
Обязатель- |
с использованием |
|||||||
1 |
ххx |
установленным размером |
||||||
ное |
некоторых финан- |
|||||||
выплат или условно-на- |
||||||||
совых резервов |
||||||||
копительная с установлен- |
||||||||
ным размером взносов) |
||||||||
Профессиональные или |
||||||||
персональные пенсионные |
||||||||
2 |
xхх |
программы (полностью |
Обязатель- |
Финансовые |
||||
накопительные программы |
ное |
активы |
||||||
с установленным размером |
||||||||
выплат или взносов) |
||||||||
Профессиональные или |
||||||||
персональные пенсионные |
||||||||
программы (частично или |
Доброволь- |
Финансовые |
||||||
3 |
х |
ххх |
xхх |
полностью накопительные |
||||
ное |
активы |
|||||||
программы с установлен- |
||||||||
ным размером выплат или |
||||||||
взносов) |
||||||||
Возможность пользоваться |
||||||||
неформальной поддержкой |
||||||||
(семьи), другими офици- |
||||||||
альными социальными |
Доброволь- |
Финансовые |
||||||
4 |
ххx |
хxх |
xx |
программами (здравоохра- |
и нефинансовые |
|||
ное |
||||||||
нение) и другими индиви- |
активы |
|||||||
дуальными финансовыми |
||||||||
и нефинансовыми актива- |
||||||||
ми (домовладение) |
||||||||
Таким образом, в такой классификации учитываются обязательные профессиональные схемы. Как видно из табл. 6, Всемирный банк относит их ко второму уровню пенсионной системы. При этом подчеркнем, что следует отличать профессиональные и добровольные профессиональные схемы, которые относятся уже к третьему уровню пенсионной системы, что немаловажно для идентификации обязательного универсального накопительного компонента.
В аналитическом докладе Всемирного банка «Пенсионные системы в период кризиса: Региональный доклад по странам Европы и Центральной Азии» на основе обобщения зарубежной практики выделяют четыре уровня пенсионной системы.
Нулевой уровень предполагает «пенсионный план без взносов» (пенсионный фонд формируется за счет взносов работодателей и государства), когда выплаты производятся только некоторой части престарелого населения, обычно на основе оценки экономического благосостояния индивидуума (в большей части стран такие планы имеются). Таким образом, нулевой уровень финансируется за счет общих доходов государства.
Первый уровень – распределительный; здесь взносы, выплачиваемые текущими работниками, финансируют пенсии пенсионеров сегодня, а пенсии текущих работников в свою очередь будут финансировать взносы будущих работников (Pay-As-You-Go, PAYG). Таким образом, первый уровень финансируется за счет вкладов работников и работодателей.
Второй уровень – накопительный уровень пенсионной системы, на котором вклады хранятся на индивидуальных счетах и инвестируются в различные финансовые инструменты. Эти вклады не используются для финансирования текущих расходов по выплатам пенсий. Вклады вместе с заработанными процентами выплачиваются индивидууму по достижении им пенсионного возраста.
Третий уровень – механизмы, позволяющие индивидуумам откладывать дополнительные деньги в счет пенсии на добровольной основе.
Второй и третий уровни финансируются за счет вкладов работодателей и работников и процентов от дохода.
Из последних классификаций Всемирного банка следует, что доходоориентированные пенсии соответствуют первому уровню пенсионной системы и не учитываются на накопительном уровне.
Поэтому можно сделать вывод, что расхождения в классификациях пенсионных систем различных аналитических центров объясняются разными подходами, заложенными в основание их классификаций. Так, ОЭСР и МОТ подходили к классификации пенсионных систем с позиции плательщика взносов, в то время как Всемирный банк использовал институциональный подход, который больше соответствует методологии МОТ и МАСО.
Аналогичный подход использован и в совместном ежегодном аналитическом докладе Управления социального обеспечения обеспечения (МАСО) Social Security Programs Throughout the World. Они не обособляют различные уровни пенсионных систем, но выделяют отдельные обязательные компоненты пенсионной системы:
Накопленная сумма также может быть выплачена единовременно.
По классификации МАСО именно индивидуальная пенсионная схема выступает аналогом обязательного накопительного компонента по российской методологии. Однако пенсионную систему, основанную на сберегательном фондировании, также можно рассматривать как накопительную. Таким образом, в соответствии с классификацией МАСО из 170 стран, чьи пенсионные системы анализируются в докладе, индивидуально-накопительные пенсионные программы в той или иной форме существуют лишь в 26 странах, сберегательные фонды – в 16 странах (только в странах Азии и Африки), обязательные профессиональные схемы – в 9 странах (табл. 7).
Таблица 7
Распределение стран по накопительным компонентам согласно методологии МАСО
Компоненты |
Число |
Регион |
Страны |
|
стран |
||||
Бруней, Фиджи, Индия, Индонезия, |
||||
Азия и Океания |
Кирибати, Малайзия, Непал, Самоа, |
|||
Сберегательные фон- |
16 |
(12 стран) |
Сингапур, Соломоновы Острова, Шри- |
|
ды (provident funds) |
стран |
Ланка, Вануату |
||
Африка |
Свазиленд, Уганда, Гамбия, Кения |
|||
(4 страны) |
||||
Европа |
Франция, Исландия, Лихтенштейн, |
|||
(4 страны) |
Швейцария |
|||
Профессиональные |
Азия и Океания |
Австралия, Гонконг, Папуа–Новая |
||
пенсионные схемы |
9 стран |
(3 страны) |
Гвинея |
|
(occupational retire- |
Америка |
Бермудские острова |
||
ment schemes) |
(1 страна) |
|||
Африка |
Гана |
|||
(1 страна) |
||||
Европа |
Болгария, Кипр, Эстония, Венгрия, |
|||
Латвия, Польша, Румыния, Россия, |
||||
(10 стран) |
||||
Словакия, Швеция |
||||
Индивидуальная |
Азия и Океания |
Китай, Казахстан, Киргизия, Тайвань |
||
(4 страны) |
||||
пенсионная схема |
26 |
|||
Боливия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, |
||||
(individual retirement |
стран |
|||
scheme) |
Америка |
Доминиканская Республика, Сальвадор, |
||
(11 стран) |
Мексика, Панама, Перу, Уругвай, |
|||
Эквадор |
||||
Африка |
Нигерия |
|||
(1 страна) |
||||
Как следует из данных этой таблицы, в каждой национальной пенсионной системе накопительный компонент обладает рядом особенностей, а в его функционировании имеются проблемы, которые делают его, скорее, исключением из правила, а не универсальным инструментом устойчивого развития пенсионной системы в условиях демографического кризиса (табл. 8).
Таблица 8
Классификация по методологии МАСО обязательных компонентов пенсионных систем стран ОЭСР и России
Страны |
Фиксирован-наяставка |
Доходо-ори-ентированнаясистема |
Пособие понуждаемости |
Универсаль-наяфиксиро- |
Фонд обеспе-чения |
Профессио-нальнаяпенси- |
Индивидуаль-наяпенсион- |
Австралия |
+ |
+ |
|||||
Австрия |
+ |
+ |
|||||
Бельгия |
+ |
+ |
|||||
Канада |
+ |
+ |
+ |
||||
Чили |
+ |
+ |
+ | ||||
Чехия |
+ |
+ |
|||||
Дания |
+ |
+ |
|||||
Эстония |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Финляндия |
+ |
+ |
|||||
Франция |
+ |
+ |
+ |
||||
Германия |
+ |
||||||
Греция |
+ |
+ |
|||||
Венгрия |
+ |
+ | |||||
Исландия |
+ |
+ |
|||||
Ирландия |
+ |
+ |
|||||
Израиль |
+ |
+ |
|||||
Италия |
+ |
+ |
|||||
Япония |
+ |
+ |
|||||
Южная Корея |
+ |
+ |
|||||
Люксембург |
+ |
+ |
|||||
Мексика |
+ |
+ | |||||
Нидерланды |
+ |
+ |
|||||
Новая Зеландия |
+ |
+ |
|||||
Норвегия |
+ |
+ |
|||||
Польша |
+ |
+ |
+ | ||||
Португалия |
+ |
+ |
|||||
Словакия |
+ |
+ | |||||
Словения |
+ |
+ |
|||||
Испания |
+ |
||||||
Швеция |
+ |
+ |
+ | ||||