Зарубежный опыт социальных инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении процесса эффективного управления социальными инновациями в организации.
Задачи работы:
- рассмотреть содержания социальной инновации, определить ее особенности и отличия от материально-технических инноваций;
- рассмотреть различные виды социальных инноваций;
- выявить основные тенденции в социальных инновациях в современных условиях;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
1.1 Понятие и виды социальных инноваций
1.2 Современные тенденции развития социальных инноваций
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Сущность системы управления социальными инновациями
2.2 Зарубежный опыт управления социальными инновациями
2.3 Российский опыт управления социальными инновациями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

управление социальными инновациями.docx

— 45.11 Кб (Скачать файл)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ

     1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

     1.1 Понятие и виды социальных  инноваций

     1.2 Современные тенденции развития  социальных инноваций

     2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ  ИННОВАЦИЯМИ В РОССИИ И ЗА  РУБЕЖОМ

     2.1 Сущность системы управления  социальными инновациями

     2.2 Зарубежный опыт управления социальными  инновациями

     2.3 Российский опыт управления социальными  инновациями

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

       ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  изучения социальных инноваций и  процесса их эффективного управления обусловлена тем, что внедрение  новаций всегда являлось и является одним важнейших средств решения  проблем организации, что проявляется  как на уровне общества, так и  на уровне отдельной фирмы. В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, технологического процесса или в  новом подходе к социальным услугам.

     Однако  инновации включают не только идеи. Они обычно рассматриваются более  широко, т.е. как «планируемый и управляемый  процесс внедрения в организацию  качественных изменений - новшеств». При  этом каждое такое изменение ориентировано  на решение определенной проблемы. Многие социальные потребности удовлетворяются  благодаря именно инновациям.

     Цель  данной курсовой работы заключается  в изучении процесса эффективного управления социальными инновациями в организации.

     Задачи  работы: 

     - рассмотреть содержания социальной  инновации, определить ее особенности  и отличия от материально-технических  инноваций; 

     - рассмотреть различные виды социальных  инноваций; 

     - выявить основные тенденции в  социальных инновациях в современных  условиях; 

     - определить основные элементы  процесса управления социальными  инновациями; 

     - проанализировать российский и  зарубежный опыт управления социальными  инновациями. 

     Объектом  исследования является сфера социально-экономических  отношений и процессы управления изменениями в организации. 

     Предметом исследования являются инновационные  социальные технологии, применяемые  в современных условиях на отечественных  и зарубежных предприятиях. 

     Вопросы управления социальными инновациями  являются достаточно новыми в экономической  науке и в большей степени  относятся к исследованию процессов  управления организационными изменениями, а также преодолению сопротивления  изменениям со стороны коллектива и  мотивации персонала к участию  в инновационных преобразованиях. Данная курсовая работа, в частности  основывалась на работах Волгина  Н.А., Егоршина А.П., Калюгиной С.Н., Медынского В.Г., Прихач А.Ю., Хачатурова А. Е., Юрасова И.А. и других. 

     Методической  основой исследования является сравнительный  анализ, табличный метод, метод типологизации. 

     Курсовая  работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемых источников. В первом разделе - рассматривается  сущность и виды социальных инноваций, их особенности, а также современные  тенденции проявления. Во втором - процесс  управления социальными инновациями, а также анализируется российский и зарубежный опыт. 

     социальный инновация управление 

      1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

     1.1 Понятие и виды социальных  инноваций 
 

     Организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в современных условиях рыночной экономики, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего  мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные  нововведения, которые затрагивают  не только технологическую и экономическую, но социальную сферу фирмы и определяются как социальные инновации. «Инновация» (от латинского innovatio) обозначает введение в практику чего-либо нового.  

     Термин  «социальные инновации» в экономической  литературе начал использоваться в 60-е годы ХХ века. В частности, социальные инновации обсуждались в трудах таких ученых, как Питер Друкер, Майкл Янг, а несколько позже - в работах Пьера Розанваллона, Жака Фурнье и Жака Аталли. Однако социальные инновации и их проявление возникли задолго до этого. Например, Роберта Оуэна, реформатора XIX века, считают основателем корпоративного движения, способствующего социальным преобразованиям, а великие социологи Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.  

     Применительно к коммерческим и некоммерческим организациям под социальными инновациями  обычно понимаются социально-ориентированные  новшества в области организации  труда и управления. Инновации  в социальной сфере организации  представляют собой сознательно  организуемые нововведения или процессы, реализуемые компанией в соответствии с изменяющимися условиями её функционирования и имеющие целью  эффективное использование социального  потенциала организации.  

     Наиболее  популярным в современной экономической  литературе является следующее определение  социальных инноваций - это нововведения в социальном управлении компанией, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности персонала и нестабильности внешней  среды, сосуществования различных  культурных систем, повышения уровня информатизации общества, усиления процессов  инновационного развития производственной сферы, при которых многие из традиционных форм и методов социального менеджмента  оказываются несостоятельными Калюгина С.Н. Инновации в социальной сфере организации: сущность, виды, отличительные характеристики // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики». - Ставрополь. 2008.. 

     Социальные  инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими инновациями. Если первые являются, как  правило, результатом коллективного  творчества, то в материально-технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, задача социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами. Специфика социальных инноваций состоит также в более широкой сфере применения, в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации. Также можно отметить, что при реализации социальных инноваций отсутствует обязательное сопровождение требования нового технического оснащения. 

     В связи с тем, что многие организации  и предприятия вынуждены постоянно  приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые  подходы к решению социальных проблем, особое место получила новая отрасль знаний «социальная инновации» вопросы теории и практики социальных нововведений.  

     Источником  социальных инноваций, как правило, являются проблемы, которые возникают  в результате изменений внешней  среды, и которые невозможно решить с помощью традиционных методов, например через изменение структуры  потребностей сотрудников организации, ценностей организационной культуры. Неразрешенность тех или иных социальных проблем даёт импульс  к разработке новых средств и  норм в социальной сфере отечественных  компаний.  

     Если  рассматривать содержание социальной инновации как процесса, то ее можно  рассматривать как процесс генерирования  новой идеи, экспериментальной апробации, ее распространения. Инновационный  процесс включает в себя инновационную  деятельность, которая понимается как  деятельность, направленная на использование  научных знаний и практическое опыта  с целю получения нового или улучшения производимого продукта Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс, 1990.. Элементы процесса социальной инновации изображены на рисунке 1. 

     Рисунок 1 - Элементы процесса социальной инновации 

     Период  от возникновения до практического  применения представляет собой «инновационный цикл» продолжительность которого может варьировать в зависимости  от социально-экономических (дефицит  финансирования нововведения, недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих  мест и распространение безработицы) и психологических факторов (психологические  барьеры информационного или  мировоззренческого плана, консерватизм мышления, отсутствие инициативного  и творческого подхода в решении  проблем).  

     Субъектом социальных нововведений выступают инноваторы. которых можно классифицировать по ряду оснований (табл. 1).  

     Таблица 1. Классификация инноваторов 

     Классификационный признак 

     Виды  инноваторов  

     По  типу инновационной деятельности  

     · создатели - авторы идеи и ее популяризаторы 

     · реализаторы - авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества  

     По  отношению к основной специальности 

     · профессионалы  

     · самодеятельные инноваторы  

     По  количеству участвующих 

     · коллективные инноваторы 

     · индивидуальные инноваторы  

     По  предмету инновационной деятельности 

     · разработчики новых материальных продуктов 

     · разработчики новых технологий и  методов деятельности 

     · разработчики новых социальных норм и отношений  
 
 

     Основной  целью инновационной деятельности в социальной сфере компании является: 

     - решение социальных проблем организации; 

     - формирование сбалансированного  функционирования компании в  условиях нестабильной экономической  среды; 

     - развитие организационной культуры  фирмы;  

     - повышение качества трудовой  жизни персонала за счет более  полного удовлетворения потребностей  сотрудников; 

     - модернизация системы социальных  отношений, как с сотрудниками  компании, так и с внешними  субъектами стратегического взаимодействия; 

     - повышение уровня социальной  ответственности организации и  др.  

     Выделяют  следующие области инноваций  в социальной сфере организаций: 

     · совершенствование и создание методов  управления и лидерства; 

     · улучшение рабочей атмосферы, мотивации  и систем информирования; 

     · вовлечение рядовых сотрудников  и партнёров к управлению фирмой; 

     · внедрение усовершенствованных  систем обучения и адаптации персонала; 

     · улучшение социальных условий жизни  работников, условий безопасности и  гигиены труда; 

     · разработка технологий управления организационным  поведением работников;  

     · формирование условий для развития креативного мышления персонала организации; 

     · развитие системы отношений с  субъектами внешнего взаимодействия; 

     · совершенствование процессов и  систем управления социальными инновациями  в организации. 

     Исходя  из этого социальные инновации могут быть достаточно разнообразными, что связано с вариативностью факторов их определяющих и специфики социальных процессов. Для классификации социальных инноваций можно выделить следующие признаки Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М - 2007.: 

Информация о работе Зарубежный опыт социальных инноваций