Зарубежный опыт социальных инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении процесса эффективного управления социальными инновациями в организации.
Задачи работы:
- рассмотреть содержания социальной инновации, определить ее особенности и отличия от материально-технических инноваций;
- рассмотреть различные виды социальных инноваций;
- выявить основные тенденции в социальных инновациях в современных условиях;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
1.1 Понятие и виды социальных инноваций
1.2 Современные тенденции развития социальных инноваций
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Сущность системы управления социальными инновациями
2.2 Зарубежный опыт управления социальными инновациями
2.3 Российский опыт управления социальными инновациями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

управление социальными инновациями.docx

— 45.11 Кб (Скачать файл)

     В России не применяется понятие «пожизненный наем», однако для многих российских работников характерна продолжительная  работа на одном предприятии, иногда даже в течение всей трудовой деятельности. Это связано прежде всего с низкой миграцией населения, ограниченным числом предприятий во многих российских регионах и родственными связями работников. Вместе с тем следует отметить, что в Японии пожизненный наем существует не столько по причине ограниченной миграции населения, но, главным образом, благодаря реальному обеспечению заинтересованности работников максимальное время работать на одном предприятии. По нашему мнению, для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников. Кроме того, в условиях долгосрочного найма на российских предприятиях целесообразно внедрять систему кадровой ротации. Работники российских предприятий вынуждены в течение многих лет работать на одном рабочем месте, что снижает их интерес к работе, подавляет инициативу и препятствует профессиональному росту. Введение системы ротации позволит работникам российских организаций не только избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, а также позволит им получить представление о различных аспектах деятельности предприятия и действовать именно в интересах всей компании.

     Представляется  целесообразным использовать в деятельности российских компаний элементы японской системы подготовки на рабочем месте. По нашему мнению, на многих современных  российских предприятиях уделяется  излишнее внимание проверке специальных  профессиональных знаний кандидатов на работу, и особенно наличию у них  значительного опыта работы в  других организациях. При этом на немногих предприятиях имеются собственные  программы обучения сотрудников. В  японских компаниях, напротив, не требуют  от образовательных учреждений специальной  подготовки и учитывают при приеме на работу, главным образом, общий  кругозор работников и их способность  вписаться в коллектив. Предприятия  сами обучают своих сотрудников  необходимым навыкам. На наш взгляд, современным российским предприятиям следует шире внедрять собственные  системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективных  потенциальных сотрудников, не имеющих  узкоспециализированных знаний, а также  с целью обеспечения профессионального  роста работников.

     По  нашему мнению, руководству российских предприятий необходимо обратить особое внимание на новую японскую систему  оплаты труда. Создание мотивационной  среды на японских предприятиях заключается прежде всего во внедрении стимулирующих методов оплаты труда. Тогда как на большинстве российских предприятий оплата труда сотрудников не носит мотивирующего характера. Она включает в себя такие формы оплаты, как оклад, премии, неэффективные формы тарифного стимулирования, и не зависит от квалификации сотрудника, его фактического трудового вклада и результатов деятельности предприятия. Представляется, что российским предприятиям целесообразно заимствовать наиболее рациональные методы японской системы оплаты труда, оказывающие мотивирующее воздействие на поведение людей в организации. Экономическая рациональность, присущая данным методам, обусловливает желательность их использования в российских организациях.

     Однако  японская система управления имеет  ряд недостатков и не во всем отвечает современным экономическим и  психологическим условиям. Например, основная составляющая системы - пожизненный  наем - становится невыгодной как фирме, так и работникам. Система оплаты по старшинству как основа пожизненного наема оправдывает себя только при расширении масштабов деятельности компании и, соответственно, увеличении руководящих постов, однако является тяжелым бременем для предприятия при невозможности дальнейшего расширения деятельности. С точки зрения сотрудников: фирма не в состоянии обеспечить быстрое продвижение по службе для более компетентных работников; сотрудникам трудно поменять работу; талантливые работники оплачиваются не по достоинству.

     Западная  система управления социальными  инновациями, как показывает анализ литературы, всегда противопоставлялась  японской. В основе их сравнения  лежит такая черта, как ориентированность  на индивидуализм или коллективизм. Индивидуализм считается важнейшей  характеристикой западной, в частности  американской, культуры, и с ним  связываются такие особенности  управления, как краткосрочный наем, оплата по результатам труда, технократическое управления, управление «сверху вниз», индивидуальная ответственность. Основной же особенностью восточных цивилизаций  является коллективизм, с которым  связаны такие элементы управления, как пожизненный наем, оплата по старшинству, активное использование  человеческого потенциала, управление «снизу вверх», коллективная ответственность.

     Однако  сегодня в мировой практике наблюдается  тенденция к встречному движению хозяйственных предпринимательских  культур Запада и Востока. Запад  заимствует из восточной культуры управления принципы коллективизма и такие  ценностные ориентации, как чувство  причастности к фирме, своей идентичности с компанией, более полное использование  человеческого потенциала, вовлечение сотрудников в процесс принятия решений. А на Востоке предпринимаются  попытки задействовать индивидуально-предпринимательские  мотивации. Такая черта, как пожизненный  наем, сменяется более мягкой его  формой - долгосрочным наймом, оплата по старшинству переходит в оплату в зависимости от результатов  и качества работы.

     Такие процессы происходят благодаря взаимопроникновению  западной и восточной предпринимательских  культур, что свидетельствует об универсальности методов управления и их глобализации. Как показывает практика, японцы развивают свою систему, не отказываясь от традиционно присущих восточному управлению, а стремятся адаптировать свой стиль управления к динамично меняющимся социально-экономическим условиям.

     Таким образом, для наиболее эффективного управления социальными инновациями  на российских предприятиях представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского  менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:

     - Россия находится на стыке  цивилизаций, поэтому она может  воспринять наиболее рациональные  черты и западной и восточной  культур управления.

     - В общественном сознании населения  Японии и России в настоящее  время осуществляется переход  от коллективных ценностей к  индивидуальным.

     - Японский стиль управления активно  изучается, адаптируется и заимствуется, находя применение в деятельности  многих компаний за пределами  Японии, особенно в промышленно  развитых странах, таких как  США и страны Западной Европы.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в условиях рыночной экономики, для повышения ее эффективности, роста конкурентоспособности должны адаптироваться к изменяющимся реалиям  окружающего мира, предвидеть тенденции  грядущих изменений. В ходе решения  этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения, которые  затрагивают и социальную сферу  отношений, и определяются учеными  как социальные инновации. Зачастую импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере дает неразрешенность  тех или иных социальных проблем.

     Социальные  инновации весьма разнообразны, что  в первую очередь связано с  многообразием явлений социальной жизни. Для современных условий  характерны следующие тенденции  развития социальных инноваций:  

     - развитие социального предпринимательства,  проявляющегося в развитии методов  и технологий источников открытого  доступа; 

     - появлению инновационных социальных  технологий или технология управления; 

     - внедрение инноваций в сфере  государственных услуг; 

     - развитие механизмов социального  управления, обеспечивающих мотивацию  человека не только к труду,  но и к самостоятельности, к  творчеству; 

     - новая формулировка проблемы  профессиональной успешности и  соответственно новой системы  отбора, переобучения и социальной  адаптации работника. 

     Управление  социальными инновациями предполагает необходимость проведения комплекса  взаимосвязанных изменений в  следующих элементах внутренней структуры организации: цели организации, структура, задачи и технологии, персонал. Эффект изменений, а также форма  реакции может проявляться по-разному  и в большей степени зависит  от того, как работники организации  воспринимают проводимые изменения. Мотивированность людей к принятию данных изменений можно достигнуть убеждением подчиненных, что изменение выгодно как организации, так и им лично. 

     Анализ  отечественного и зарубежного опыта  управления социальными инновациями  позволяет сделать вывод о  том, что в целом они опираются  на следующие подходы теории управления: подход «человеческий капитал», подход «рынок трудовых ресурсов», подход «преданность организации». Однако реализация данных подходов в различных странах  имеет свои особенности. В частности, американская модель направлена на приспособление к внешним обстоятельствам, изменение  которых ведет к изменению  деятельности организации в целом. В японской модели управления важнейшие  механизмы изменений связаны  с внутренними механизмами размещения рабочей силы. Российская модель сочетает в себе черты американской и японской, однако в большей степени ориентирована  на американскую. Одновременно российская модель управления социальными инновациями имеет и специфические проблемы, в числе которых максимизация интересов собственников предприятия в ущерб народохозяйственным, протекционизм и семейственность в подборе кадров, использование лоббизма и фракционизма в органах управления. 

     Таким образом, социальные инновации представляют собой явление, характерное для  всех хозяйствующих субъектов, действующих  в современных условиях. Эффективность  управления социальными инновациями  во многом определяется уровнем мотивации  коллектива организации к проводимым преобразованиям. 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1. Волгин Н.А. Японский опыт решения  экономических и социально- трудовых  проблем. - М.: Экономика; 2006. - - 255 с. 

     2. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. - М.: Центр, 2008. 

     3. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2005. 

     4. Калюгина С.Н. Инновации в социальной сфере организации: сущность, виды, отличительные характеристики // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики». - Ставрополь. 2008. 

     5. Медынский В.Г. Инновационный  менеджмент. - М.: Инфра-М - 2007.  

     6. Одегов Ю.Г. Журавлев П.В. Управление персоналом. - М. 1997. - С.91-93. 

     7. Паккард Д. Завоевание пространства: как это делается у нас в  «Хьюлетт-паккард». М., 1997. - С.153. 

     8. Прихач А.Ю. Активная инновационная деятельность персонала как конкурентное преимущество // Управление персоналом, январь 2005. № 1-2. 

     9. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс, 1990.  

     10. Хачатуров А.Е. О возможности прямого заимствования опыта японского менеджмента в России // Финансовый менеджмент. - №6. - 2008. - с. 23-25. 

     11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. 

     12. Юрасов И.А. Инновационные технологии  или технологии инновационной  деятельности? // Управление персоналом. 2004. №14.


Информация о работе Зарубежный опыт социальных инноваций