Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении процесса эффективного управления социальными инновациями в организации.
Задачи работы:
- рассмотреть содержания социальной инновации, определить ее особенности и отличия от материально-технических инноваций;
- рассмотреть различные виды социальных инноваций;
- выявить основные тенденции в социальных инновациях в современных условиях;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
1.1 Понятие и виды социальных инноваций
1.2 Современные тенденции развития социальных инноваций
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Сущность системы управления социальными инновациями
2.2 Зарубежный опыт управления социальными инновациями
2.3 Российский опыт управления социальными инновациями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Решающим
фактором эффективного внедрения инновации
является персонал организации и
его отношение к ней. Поэтому
задача руководителей при внедрении
инновации - сформировать психологическую
готовность персонала, которая проявляется
в осознании производственной и
экономической необходимости
Выделяются
шесть форм отношения работников
к нововведениям:
1.
принятие нововведения и
2.
пассивное принятие
3.
пассивное неприятие
4.
активное неприятие
5.
активное неприятие, связанное
с оказанием противодействия
нововведению;
6.
крайние формы непринятия
Эти
позиции формируются на основе психологических
барьеров, которые необходимо учитывать
при внедрении инновации. Необходимо
учитывать, что сопротивление персонала
нововведениям обусловлено
Нужно
отметить и тот факт, что сопротивление
переменам направлено пропорционально
силе ломки культуры и структуры
власти, проходящей из-за перемен. Следовательно,
инновации необходимо внедрять поэтапно,
так как организация и ее работники
могут выдержать лишь ограниченное
число изменений в единицу
времени. В целом, главным вопросом
управления социальными инновациями
является равновесие между изменениями
и стабильностью. Основным в управлении
представляется умение видеть состояние
целей деятельности организации
в динамике.
Таким
образом, социальные инновации относятся
к сфере управленческих нововведений,
которое можно определить как
любое организованное решение, систему,
процедуру или метод
2.2
Зарубежный опыт управления
Подходы
к управлению социальными инновациями
имеют значительные особенности
в различных странах. В этом отношении
является интересным японский опыт, особенно
в отношении управления персоналом.
Можно выделить следующие основные
принципы японского типа управления
социальными инновациями:
-
переплетение интересов сфер
жизнедеятельности фирм и
-
приоритет коллективного
-
поддержание баланса интересов
трех основных сил,
-
формирование партнерских
Принято
считать, что гарантированная занятость,
предоставляемая японскими
В
японских фирмах принято считать, что
руководитель должен быть специалистом,
способным работать на любом участке
фирмы. Поэтому при повышении
квалификации руководитель отдела или
подразделения выбирает для освоения
новую сферу деятельности, в которой
он раньше не работал. Фирмы в качестве
критерия применяют совмещение профессий,
способность работать в коллективе,
понимание значения своего труда
для общего дела, умение решать производственные
проблемы, увязывать решение различных
задач.
В
отличие от японского подхода
к управлению социальными инновациями,
американские предприниматели более
тяготеют к индивидуальному подходу,
а не к концепции команды. Американские
фирмы используют традиционные подходы
к отбору кадров, при этом особое
внимание уделяют специализированным
знаниям и профессиональным навыкам.
При приеме на работу каждый сотрудник
проходит тестирование для выявления
профессиональной подготовки, при этом
каждая фирма имеет свой порядок
найма и свои критерии отбора. После
приема на работу работника знакомят
с его обязанностями по инструкциям,
соответствующим его узкой
Увольнение
персонала в американских фирмах
всегда сопровождается серией оценочных
и воспитательных приемов. Оценка каждого
работника проводится один или два
раза в год. Результаты данной оценки
обсуждаются работником и начальником.
Они содержат перечень недостатков
и путей их ликвидации, а также,
случае необходимости, предупреждение
об увольнении или о том, что дальнейшее
пребывание в должности зависит
от улучшения работы.
В
большинстве американских фирм в
современных условиях преобладает
тенденция к сокращению числа
работников функциональных служб в процессе
реорганизации фирмы в целом. Наряду с
этим пересматривается система информационных
потоков и процедур принятия решений.
В
управлении социальными инновациями
в сфере человеческих ресурсов можно
выделить три взаимосвязанных подхода,
которые вытекают из экономических
и организационных теорий Одегов
Ю.Г. Журавлев П.В. Управление персоналом.
- М. 1997. - С.91-93., которые имеют различное
проявление на японских и американских
предприятиях
Первый
подход связан с формированием человеческого
капитала. Он основан на стремлении
организации развивать
Второй
подход связан с использованием в
управлении социальными изменениями
факторов, мотивирующих работодателя
к поиску на внешнем рынке рабочей
силы оптимального профессионального
профиля. При этом следует учитывать,
что привлечение рабочей силы
внешнего рынка имеет определенные
ограничения и увеличивает
Третий
подход опирается на концепцию преданности
организации, что приводит к созданию
поведенческой модели организации.
В данном случае степень вовлечения
работников в ее деятельность такова,
что они идентифицируются с организацией.
Экономические отношения между
работником и работодателем подкрепляются
трудовыми договорами, в которых
определяется величина оплаты труда, а
также ответственность и
Таким
образом, американская модель направлена
на приспособление к внешним обстоятельствам,
изменение которых ведет к
изменению деятельности организации
в целом. В японской модели управления
важнейшие механизмы изменений
связаны с внутренними
Таблица
3 Подходы к управлению социальными
инновациями
Подход
Американская модель
Японская
модель
Подход «человеческий капитал»
Малые вложения в обучение. Сотрудника легче «купить». Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка
Крупные
вложения в обучение. Сотрудника нужно
«растить». Общее обучение. Неформализованная
оценка
Подход «рынок трудовых ресурсов»
На первом месте внешние факторы. Краткосрочный наем. Специализированная лестница продвижения
На
первом месте внутренние факторы. Долгосрочный
наем. Неспециализированная лестница
продвижения
Подход «преданность организации»
Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальные рабочие задания. Жесткая модель служебной карьеры
Подразумеваемые
контракты. Внутренние стимулы. Групповая
ориентация в работе. Сложная лестница
продвижения («змея»)
2.3
Российский опыт управления
Для всех современных российских организаций характерна одна общая черта: необходимость перестройки системы управления персоналом в зависимости от требований, предъявляемых рынком. В настоящее время многие российские компании уже активно используют современные подходы при конкурсном отборе персонала. В целом можно выделить следующие особенности управления социальными инновациями на российских предприятиях (таблица 4).
Таблица
4 Особенности управления социальными
инновациями в России
Критерий
Характеристики
Стиль руководства
Преобладание
авторитарного и
Философия предприятия
Возрастание
роли групповой философии фирмы
на основе глобальных целей предприятия,
общечеловеческие ценностей, социальных
благ и гарантий
Роль трудового коллектива
На
втором плане после собственника.
Имеет значение при формировании
планов социального развития, определений
условий оплаты труда. Участвует
в управлении в качестве мелких акционеров
Негативные явления
Максимизация
интересов собственников
Рассмотрим возможность применения зарубежного опыта в практике управления социальными инновациями российских предприятий.
Японский опыт управления социальными инновациями находит в России наибольшее распространение, поскольку он более близок к российскому хозяйственному менталитету, чем западному. В японских компаниях исходят из того, что именно условия, а не управляющие должны заставлять работника эффективно трудиться. Поэтому японские руководители создают на своих предприятиях такие условия, при которых у сотрудников появляются мотивации к результативной работе.
На японских предприятиях молодым специалистам позволяется экспериментировать и делать ошибки, так как считается, что только в этом случае можно накопить бесценный опыт для последующей работы в компании. И, как показывает практика, японцы делают все возможное, чтобы не допустить повторения своих ошибок в будущем. Причем они любят учиться как на своем, так и на чужом опыте.
Из-за дефицита квалифицированных кадров многие рабочие, получив образование, хотели перейти в другие компании, где заработная плата была выше. Для того чтобы удержать квалифицированных рабочих, обученных компанией, были приняты система пожизненного найма и система оплаты труда в соответствии со стажем работы. Также в пользу введения системы пожизненного найма говорил тот факт, что нельзя ожидать накопления уникальных производственных разработок «ноу-хау», если имеет место текучесть рабочей силы. Эти бесценные разработки будут постоянно уплывать из компании. Поэтому руководители японских фирм стремились обеспечить стабильность рабочей силы для накопления опыта в компании.