Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Этого определения я и буду придерживаться в своей работе.
Цель работы: познакомиться с теоретическими основами и способами реализации ЗОТ.
Объектом моей работы является здоровьесберегающие технологии. Предмет – применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Глава I
Проблема здоровья школьников……………………………………6
Здоровьесберегающие технологии в образовании………………..9
Принципы здоровьесберегающих технологий…………………...13
Глава II
Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса…………………………………………………………………………..20
Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий…24
Здоровьесберегающие технологии по организации учебного процесса…………………………………………………………………………..30
1.3.1. Расписание учебных занятий с точки зрения рациональной организации учебного процесса………………………………………………...30
1.3.2. требования к уроку с позиций здоровьесбережения………32
Заключение……………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………....37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_33.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)

Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью

 

 

Курсовая работа

на тему: «Здоровьесберегающие технологии в современной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2013 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

Глава I

    1. Проблема здоровья школьников……………………………………6
    2. Здоровьесберегающие технологии в образовании………………..9
    3. Принципы здоровьесберегающих технологий…………………...13

Глава II

    1. Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса…………………………………………………………………………..20
    2. Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий…24
    3. Здоровьесберегающие технологии по организации учебного процесса…………………………………………………………………………..30

       1.3.1. Расписание учебных занятий с точки зрения рациональной организации учебного процесса………………………………………………...30

         1.3.2. требования к уроку с позиций здоровьесбережения………32

Заключение……………………………………………………………….36

Библиографический список…………………………………………....37

Приложение ……...………………………………………………………39

 

Введение

Здоровье человека — достаточно актуальная проблема  для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Показателем этого является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.

Здоровье ребенка, его  социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет  этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях  образования связаны более 70% времени  его бодрствования. В то же время  в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к  экзогенным факторам окружающей среды.

Традиционная организация  образовательного процесса создает  у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся, но в условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. [6]

 Технологии создаются исходя из конкретных условий, ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому создание здоровьесберегающей образовательной среды я рассматриваю в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.  
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. 
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. 
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Этого определения я и буду придерживаться в своей работе. 
Цель работы: познакомиться с теоретическими основами и способами реализации ЗОТ.

Объектом моей работы является здоровьесберегающие технологии. Предмет – применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Задачи:

  1. изучить психологопедагогическую литературу по здоровьесбережению у школьников и определить наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии в современной школе
  2. проанализировать принципы здоровьесберегающих технологий
  3. рассмотреть деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий
  4. проанализировать здоровьесберегающие технологии образовательного процесса

 

Глава I

1.1 Проблема здоровья  школьников

Исторически сложилось так, что о больном человеке наука  знает больше, чем о здоровом. Это и понятно - все неприятное, что происходило в процессе жизни с людьми, требовало немедленного вмешательства специалистов (или просто знающих и умеющих людей), чтобы поставить человека на ноги и вернуть к активной  деятельности сперва на благо рода и племени, а затем семьи и общества. Поэтому практика и диктовала  необходимость тщательно разбираться, прежде всего, в болезнях и методах их лечения.

Определенная недооценка важности понимания сущности здоровья связана  и с тем, что значительная часть  людей воспринимает здоровье как  некую данность, которой мы обладаем или не обладаем и, качество которой  мало зависит от нас самих. Чаще всего  человек задумываете о своем  здоровье только тогда, когда оно  по той или иной причине стремительно ухудшается. Поэтому здоровье для  человечества серьезной проблемой  независимо от места их проживания. [9]

Существует более 300 определений  понятия «здоровье». Согласно определению  Всемирной организации здравоохранения,  «здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой». Исходя из этого понятия, следует, что здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.

Физическое здоровье - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).

Психическое здоровье - высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение). [4]

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно  отражает качество приспособления организма  к условиям внешней среды и  представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов. 
Признаки индивидуального здоровья

  1. Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
  2. Показатели роста и развития
  3. Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
  4. Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
  5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [4].

Вопросы обучения здоровью выделяют в отдельную область - педагогику здоровья. Здесь это важнейшее  направление работы школы рассматривает  в рамках здоровьесберегающей педагогики, без чего все усилия медиков и педагогического коллектива школы будут в лучшем случае малоэффективны. Решение проблемы начинается с повышения грамотности всех учителей школы по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий, включения специального предмета (валеология, культура здоровья и др.) в расписание уроков во всех классах и логически переходит в другие последовательные шаги, направленные на формирование здоровьесберегающего пространства школы.

Состояние здоровья обучающихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Целенаправленная профилактика вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных  с образовательным процессом, зависит от программ, реализуемых:

  • медиками школы на основе результатов проведенной диагностики,
  • администрацией школы (замена парт, досок и другого учебного оборудования, правильная организация перемен и внеурочной работы учащихся, подготовка учителей по этим вопросам здоровья),
  • каждым учителем на своих уроках.

Необходимо, чтобы и сами школьники ощущали ответственность  за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты. [13] 

1.2 Здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов  воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Содержание и организация  воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

В данной работе под здоровьесберегающими образовательными технологиями будем понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. [8]

Реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья обучающихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.

На практике выделяется 3 источника угроз для здоровья школьников и педагогов:

  1. Гигиенические, средовые факторы;
  2. Организационно – педагогические факторы;
  3. Психолого-педагогические факторы.

ЗОТ в первую очередь касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей  компетенции у всех работников образовательных  учреждений. ЗОТ можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью, исходящим их всех источников, так или иначе связанных с образовательным процессом. Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья школьников и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием патогенных факторов. [12]

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в современной школе