Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:40, курсовая работа
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Этого определения я и буду придерживаться в своей работе.
Цель работы: познакомиться с теоретическими основами и способами реализации ЗОТ.
Объектом моей работы является здоровьесберегающие технологии. Предмет – применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава I
Проблема здоровья школьников……………………………………6
Здоровьесберегающие технологии в образовании………………..9
Принципы здоровьесберегающих технологий…………………...13
Глава II
Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса…………………………………………………………………………..20
Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий…24
Здоровьесберегающие технологии по организации учебного процесса…………………………………………………………………………..30
1.3.1. Расписание учебных занятий с точки зрения рациональной организации учебного процесса………………………………………………...30
1.3.2. требования к уроку с позиций здоровьесбережения………32
Заключение……………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………....37
Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью
Курсовая работа
на тему: «Здоровьесберегающие технологии в современной школе»
Ярославль
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I
Глава II
1.3.1. Расписание
учебных занятий с точки зрения рациональной
организации учебного процесса………………………………………………...
1.3.2. требования к уроку с позиций здоровьесбережения………32
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………....37
Приложение ……...………………………………………………………39
Введение
Здоровье человека — достаточно актуальная проблема для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Показателем этого является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Здоровье ребенка, его
социально-психологическая
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся, но в условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. [6]
Технологии создаются исходя из конкретных условий, ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому создание здоровьесберегающей образовательной среды я рассматриваю в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии
реализуются на основе личностно-ориентированного
подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих
ситуаций, они относятся к тем жизненно
важным факторам, благодаря которым учащиеся
учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающие педагогические
технологии должны обеспечить развитие
природных способностей ребенка: его ума,
нравственных и эстетических чувств, потребности
в деятельности, овладении первоначальным
опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие
образовательные технологии», по определению
Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у учащихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих
его сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа
жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению
В.Д. Сонькина, - это:
Под здоровьесберегающей образовательной
технологией Петров понимает систему,
создающую максимально возможные условия
для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех
субъектов образования. Этого определения
я и буду придерживаться в своей работе.
Цель работы:
познакомиться с теоретическими основами
и способами реализации ЗОТ.
Объектом моей работы является здоровьесберегающие технологии. Предмет – применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Задачи:
Глава I
1.1 Проблема здоровья школьников
Исторически сложилось так, что о больном человеке наука знает больше, чем о здоровом. Это и понятно - все неприятное, что происходило в процессе жизни с людьми, требовало немедленного вмешательства специалистов (или просто знающих и умеющих людей), чтобы поставить человека на ноги и вернуть к активной деятельности сперва на благо рода и племени, а затем семьи и общества. Поэтому практика и диктовала необходимость тщательно разбираться, прежде всего, в болезнях и методах их лечения.
Определенная недооценка важности понимания сущности здоровья связана и с тем, что значительная часть людей воспринимает здоровье как некую данность, которой мы обладаем или не обладаем и, качество которой мало зависит от нас самих. Чаще всего человек задумываете о своем здоровье только тогда, когда оно по той или иной причине стремительно ухудшается. Поэтому здоровье для человечества серьезной проблемой независимо от места их проживания. [9]
Существует более 300 определений
понятия «здоровье». Согласно определению
Всемирной организации
Физическое здоровье - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).
Психическое здоровье - высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение). [4]
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно
отражает качество приспособления организма
к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия
человека и среды обитания. Здоровье
формируется в результате взаимодействия
внешних и внутренних факторов.
Признаки
индивидуального здоровья
Вопросы обучения здоровью выделяют в отдельную область - педагогику здоровья. Здесь это важнейшее направление работы школы рассматривает в рамках здоровьесберегающей педагогики, без чего все усилия медиков и педагогического коллектива школы будут в лучшем случае малоэффективны. Решение проблемы начинается с повышения грамотности всех учителей школы по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий, включения специального предмета (валеология, культура здоровья и др.) в расписание уроков во всех классах и логически переходит в другие последовательные шаги, направленные на формирование здоровьесберегающего пространства школы.
Состояние здоровья обучающихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Целенаправленная профилактика вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом, зависит от программ, реализуемых:
Необходимо, чтобы и сами
школьники ощущали
1.2 Здоровьесберегающие технологии
Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
В данной работе под здоровьесберегающими образовательными технологиями будем понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. [8]
Реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья обучающихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.
На практике выделяется 3 источника угроз для здоровья школьников и педагогов:
ЗОТ в первую очередь касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных учреждений. ЗОТ можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью, исходящим их всех источников, так или иначе связанных с образовательным процессом. Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья школьников и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием патогенных факторов. [12]
Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в современной школе