Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Этого определения я и буду придерживаться в своей работе.
Цель работы: познакомиться с теоретическими основами и способами реализации ЗОТ.
Объектом моей работы является здоровьесберегающие технологии. Предмет – применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Глава I
Проблема здоровья школьников……………………………………6
Здоровьесберегающие технологии в образовании………………..9
Принципы здоровьесберегающих технологий…………………...13
Глава II
Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса…………………………………………………………………………..20
Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий…24
Здоровьесберегающие технологии по организации учебного процесса…………………………………………………………………………..30
1.3.1. Расписание учебных занятий с точки зрения рациональной организации учебного процесса………………………………………………...30
1.3.2. требования к уроку с позиций здоровьесбережения………32
Заключение……………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………....37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_33.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)
  • «Научить учащегося спрашивать»
  • Учет индивидуальных способностей и состояния здоровья
  • «Не навреди!»
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности
  • Принцип непрерывности в обучении
  • Принцип активности

 

Глава II

  1. Обеспечение гигиенических условий для образовательного процесса

Сегодняшнее состояние здоровья детей  вызывает серьезную тревогу. В период обучение здоровье школьников зачастую ухудшается. Почему это происходит?

Можно выделить две основные причины  ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета потребностей учащихся. В результате этого у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний, снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки, в конечном итоге - ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся заботиться о собственном здоровье. Это также говорит о недостатках в системе школьного образования, т.к. я считаю, что школа на сегодняшний день плохо занимается гигиеническим образованием детей. [18]

Чтобы достичь эффекта  в поднятии уровня гигиенической  грамотности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, необходимо внести коренные изменения в формировании здорового образа жизни и внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный план. Это позволит в значительной степени повысить ответственность обучающихся за сохранение своего собственного здоровья.

Как же сохранить и укрепить здоровье обучающихся? Гигиенические требования к образовательным учреждениям зафиксированы в СанПиНах.

 Приведу описание некоторых (основных, на мой взгляд) факторов, на которые необходимо обращать внимание, как администрации школы, так и учителям, использующим здоровьесберегающие образовательные технологии.

Действие звуковых раздражителей – монотонных, неприятных, длительно или периодически существующих (сигналы автомобильного транспорта, работа люминесцентных ламп, станков, приборов). Ответной реакцией организма на эти воздействия может служить головная боль, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышение артериального давления, снижение функций центральной нервной системы, расстройство функции внимания. Создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков создает предпосылки благоприятного психологического климата.

Одним из важнейших компонентов  условий жизнедеятельности ребенка  является естественное и искусственное освещение. Все учебные помещения школы должны иметь естественное боковое левостороннее освещение. При этом недопустимо направление светового потока спереди и сзади от учащихся. Неблагоприятная световая обстановка (блёскость, наличие в поле зрения очень ярких светильников, низкий уровень освещенности, большие перепады освещенности). Эти факторы вызывают у школьников быструю утомляемость, боль в области глаз, головную боль, быстрое снижение функции зрительного анализатора. Оконные проемы в классах должны быть оборудованы регулярными солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами световых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы должны размещаться в простенках между окнами.

Использование при оформлении интерьера таких цветов, как насыщенно-коричневый, насыщено-голубой, красный, черный, белый, насыщенно-зеленый недопустимо. Такая  окружающая обстановка раздражает учащегося. У него учащается пульс и повышается артериальное давление. Работоспособность  падает, снижается внимание, уменьшается  активность.

Для создания благоприятной  окружающей обстановки психологии, специалисты  по воздействию цвета, советуют использовать для классных помещений младших  школьников цветовую гамму, создающие  теплую, жизнерадостную обстановку. У  старших школьников надо стремиться к созданию деловой атмосферы, способствующей сосредоточенной работе. Для отделки классов должны использоваться материалы и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого. Мебель должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого. [15]

Гигиенические требования к использованию учентками персональных компьютеров приобретают день ото дня все большую актуальность: компьютеризация стремительно входит в нашу жизнь, увеличивается число компьютеров в школах, большей популярностью пользуются они у подростков. Для значительной части молодежи работа на компьютере, выполнение домашних заданий, игры стали привычной формой времяпрепровождения. Очевидно, что эта тенденция будет развиваться, и что без компьютера современному образованному человеку на рынке труда делать нечего. При несоблюдении гигиенических требований вредное воздействие происходит на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное излучение и воздействие ионизирующей радиации.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.  Ученическая  мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

Требования к  воздушно-тепловому режиму. Воздушно-тепловой режим в школах обеспечивает от ТЭЦ, районных или местных котельных. Отопительные приборы должны располагаться под оконными проемами. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, гардеробе должна составлять 18 – 240С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 200С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 220С.  До начала занятий и после окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 150С. Относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %. [15]

 

1.2. Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий

Педагоги, психологи и  социальные работники сошлись во мнении, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек, дезадаптация, конфликтность, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, уход от ответственности за себя, утрата веры в свои возможности, эгоцентризм, потеря интереса и любви к близким и др.

В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся  включить школьников в различные  виды физической, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей здорового образа жизни, применяют различные способы укрепления здоровья.

От учителя в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.

Здоровьесберегающий процесс на уроке представляет собой систему взаимодействия учителя и ученика. Создавая благоприятные психолого-педагогические условия на уроке, учитель способствует развитию здоровой (уважающей себя и других, свободной и творческой) личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе, задает модель приемлемого поведения и отношения с другими людьми [4].

Суть здоровьесберегающего сопровождения работы учителя на уроке заключается в организации комфортного общения и приносящей удовольствие совместной деятельности учителя и учащихся. Созданию эмоционального комфорта участников образовательного процесса на уроке способствует психотерапевтическая функция учителя, которая реализуется через словесные и бессловесные воздействия на учащихся.

Важнейшим условием эффективного психотерапевтического воздействия  является умение учителя регулировать свое психофизическое состояние, готовность к этому и желание к эффективной  профессиональной деятельности на уроке; степень готовности к уроку, включая  внешний вид учителя, мимику, жесты, тембр голоса. Расслабленный внешний  вид учителя создает определенную атмосферу, и наоборот, напряженное  состояние учителя на уроке воздействует сильнее, чем речь, и вызывает состояние напряжения в классе. Крайне возбужденное состояние учителя, например, повышенная веселость, может спровоцировать неадекватную реакцию учащихся на уроке.

При организации здоровьесберегающего образовательного процесса, по мнению М.В. Антроповой [1], необходимо уделять большое внимание трем основным группам факторов, влияющим на степень работоспособности учащихся:

- факторам физиологического  характера (пол, возраст, состояние  здоровья);

- физического характера  (освещение помещения, температура  воздуха, шум);

- психического характера  (самочувствие, настроение, порицание,  поощрение и др.).

Интересна методика Смирнова Н.К., которая предполагает решать проблему сохранения здоровья обучающихся в контексте гигиенического подхода к процессу обучения на уроке (приложение 1).

Деятельность учителя  по созданию здоровьесберегающих условий на уроке может быть представлена в виде управленческого цикла. Взаимосвязь и взаимодействие видов деятельности на уроке позволяют педагогу переводить процесс обучения на  качественно новый уровень, способствующий сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Выделяют следующие функции, составляющие деятельность учителя  по созданию здоровьесберегающих условий на уроке: аналитическую, конструктивную, организационно-исполнительскую, профилактико-коррекционную, рефлексивно-оценочную. [3]

  Таблица 1

Содержание функций  учителя по созданию здоровьесберегающего урока

 

Функции

                              Содержание функций

Аналитическая

  • изучение половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояния их здоровья, самочувствия на уроке;

- анализ реальных учебных  возможностей учащихся, определение  оптимального уровня трудности  урока: сложности учебного материала,  характера деятельности и уровня  усвоения учебного содержания  для каждого ученика

Конструктивная

  • постановка целей и задач урока;
  • определение содержания урока и выделение в нем валеологических идей;
  • отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения;
  • отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся

Организационно-              исполнительская

  • реализация на уроке целей обучения, воспитания и развития здоровой личности ученика;
  • формулировка цели урока и организация работы с учащимися по ее принятию;
  • обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся на уроке;
  • организация усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей  и возможностей каждого ученика;
  • определение затруднений учащихся при усвоении учебного материала и оказание им дозированной помощи, создание на уроке ситуации успеха;
  • организация взаимопомощи учащихся на уроке;
  • создание положительного эмоционального настроя в классе, благоприятного психологического климата;
  • обеспечение достаточно длительной активности учащихся на уроке;
  • соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения;
  • соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психического здоровья учащихся

Профилактико-коррекционная

  • мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии (музыкотерапии, психогимнастики и др.);
  • использование приемов эмоциональной разрядки, снятие психоэмоционального и статического напряжения;
  • профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке;
  • использование элементов психотерапии педагогической деятельности (вербальное и невербальное воздействие на учащихся);
  • формирование и коррекция духовно-нравственного аспекта развития личности ученика (взгляды, ценности, установки и т. д.)

  Рефлексивно-        

  оценочная  

  • создание условий для оценивания учащимися своей деятельности на уроке и достигнутых результатов;
  • оценивания степени продвижения учащихся в усвоении учебного материала;
  • осмысление хода и результатов урока

 

Перед учителем, который  проводит свои уроки в системе здоровьесберегающей педагогики, стоят следующие задачи:

  • включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
  • отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям;
  • обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
  • обеспечение интереса к предмету и уроку, их  привлекательности;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
  • обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приемов и методов, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом наступления фазы снижения работоспособности учащегося;
  • проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз;
  • постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
  • систематический контроль за их осанкой на уроке;
  • соблюдение норм объема домашних заданий;
  • реализация индивидуально –</span

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в современной школе