Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:40, курсовая работа
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Этого определения я и буду придерживаться в своей работе.
Цель работы: познакомиться с теоретическими основами и способами реализации ЗОТ.
Объектом моей работы является здоровьесберегающие технологии. Предмет – применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава I
Проблема здоровья школьников……………………………………6
Здоровьесберегающие технологии в образовании………………..9
Принципы здоровьесберегающих технологий…………………...13
Глава II
Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса…………………………………………………………………………..20
Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий…24
Здоровьесберегающие технологии по организации учебного процесса…………………………………………………………………………..30
1.3.1. Расписание учебных занятий с точки зрения рациональной организации учебного процесса………………………………………………...30
1.3.2. требования к уроку с позиций здоровьесбережения………32
Заключение……………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………....37
Здоровьесберегающие технологии реализуются
на основе личностно-ориентированного
подхода. Осуществляемые на данной основе,
они относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря которым обучающиеся учатся
жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающая
педагогика по-новому выстраивает
отношения между образованием и воспитанием,
переводит воспитание в рамки жизнеобеспечивающего
процесса, направленного на сохранение
и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие
педагогические технологии должны обеспечить
развитие природных способностей ребенка:
его ума, нравственных и эстетических
чувств, потребности в деятельности, овладении
первоначальным опытом общения с людьми,
природой, искусством.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии – это программы и методы, которые
направлены на воспитание у обучающихся
культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению,
формированию представления о здоровье
как ценности, мотивацию на ведение здорового
образа жизни.
Здоровьесберегающая
технология это:
Понятие "здоровьесберегающие
образовательные технологии" появилось
в педагогическом лексиконе в последние
несколько лет и до сих пор воспринимается
многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических
мероприятий. По-разному понимают этот
термин и преподаватели общеобразовательных
учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ
- это одна или несколько новых педагогических
технологий, альтернативных всем другим,
и поэтому можно выбирать: работать ли,
например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева,
М. Монтессори и т.д. или по "технологии
здоровьесбережения". Но нужно четко
различать, что, например, открытый в школе
кабинет физиотерапии или конторки в классе
- это здоровьесберегающие технологии,
а грамотно составленное расписание уроков
и используемые учителем приемы нейтрализации
стресса у школьников - это повседневная,
общеизвестная работа школы и т.п.
Цель образовательной
технологии - достижение заданного
образовательного результата в обучении,
воспитании, развитии. Здоровьесбережение
не может по определению выступать в качестве
основной и единственной цели образовательного
процесса, а только - в качестве условия,
одной из задач, связанных с достижением
главной цели.
Понятие "Здоровьесберегающая" относится
к качественной характеристике любой
образовательной технологии, показывающей,
насколько при реализации данной технологии
решается задача сохранения здоровья
обучающихся.
Программа здравоохранения
в школе включает 7 основных модулей:
Цель здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
[4]
1.3 Принципы здоровьесберегающих технологий
Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения их в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Нужно мотивировать ребенка на ведение здорового образа жизни.
Раскрывая с разных сторон содержание ЗОТ и их связь с неизвестными педагогическими технологиями, нужно помнить, что основной принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме – фактов, правил, советов, нравоучений), а ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учителя – научить обучающегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение формулировать вопрос. Соответственно, по тому, как и какие вопросы, задают на уроке, можно судить об уровне профессионализма учителя.
Схематично, модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает три этапа. На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчётом, чтобы спровоцировать вопросы обучающихся. На втором этапе учащиеся задают вопросы. На третьем – учитель на них отвечает (если сможет!). Поощряется как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос – чужой или свой собственный. Сравнение этой технологии с традиционной (в рамках одной программы и при одинаковом временном ресурсе) показало (Смирнов Н.К., 2003) снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объёма материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учеников и большей удовлетворённостью от урока, как у учителя, так и у учеников. Всё это – косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта указанной технологии. [14]
Учитывая известную патогенную роль формирующихся в процессе обучения состояний переутомления, стресса и им подобных, можно говорить о здоровьесберегающем эффекте тех образовательных технологий, которые направлены на снижение утомляемости обучающихся и позволяют, за счет большей эффективности учебного процесса, достичь поставленных целей (выполнить учебную программу), не перегружая школьника. Дополнительные психолого-педагогические ресурсы открываются здесь в направлении диагностики и использования сенситивных периодов в развитии ребёнка, ситуационно возникающих состояний, повышающих восприимчивость к одним воздействиям и закрывающих сенсорные каналы для других и т.п. Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика, правильный выбор их соотношения применительно к конкретному учащемуся не только повышает эффективность процесса обучения, но и способствуют снижению психического напряжения ребёнка до физиологически оптимального уровня.
В этом аспекте, важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный обучающийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий.
Так же обсуждения с позиции здоровьесбережения заслуживает вопрос о многократных повторениях на уроках одного и того же. Это отдельная важная тема психолого-педагогических технологий, адресованная, главным образом, учителю. Здесь укажем только то, что прямо противоположными: и как артефакта работы учителя, связанного с его состоянием, здоровьем, психологическими особенностями (усталость, повышенная тревожность, ригидность, атеросклероз), и как эффективного приёма педагогического воздействия, использования технологии для лучшего усвоения изучаемого материала отдельными учащимися. Соответственно, в первом случае будет наблюдаться резкий рост утомления учащихся, во втором – его снижение. Таким же широким будет диапазон оценок возможности использование учителем специальных приёмов для оптимизации психологического состояния учащихся с целью их последующей работы в определённых режимах, таких как:
При соответствующей настройке учебная деятельность школьника будет протекать в психологически более комфортных условиях, что приведёт к более высокой её продуктивности и меньшим энерго- и трудозатратам. А, следовательно, к меньшему утомлению ребёнка.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом учитываются три условия:
Еще один из
важных принципов здоровьесбере
Принцип систематичности и
Принцип индивидуализации и доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика. Его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий. Педагог должен владеть знанием гигиенических норм и требований к режиму и длительности занятий с учащимися каждого конкретного возраста, к условиям проведения занятий.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целого процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий. Особенно важно учитывать индивидуальные особенности при организации занятий с использованием современных информационных средств обучения – аудио, видео-, компьютерной техники и т. д. Безусловно, использование данных средств, а именно компьютеров, оказывает влияние на реакцию организма школьников в зависимости от их состояния здоровья.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.[6]
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в современной школе