Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 03:00, лекция
В девятнадцатом веке литературоведение оформилось в отдельную науку, занимающуюся теорией и историей литературы и включающую в себя ряд вспомогательных дисциплин – текстологию, источниковедение, библиографию и др.
В области литературы ХIХ век начался подлинной революцией – возникновением романтизма. Последний взорвал и перевернул практически все прежние представления о литературе.
1. Биографический метод.
2. Мифологическая школа.
3. Культурно–историческая школа.
4. Сравнительно–исторический метод.
Кроме того, читатель может стать образом самого художественного произведения.
Привычный мир произведения,
с точки зрения представителей критики
читательского отклика и
Однако наибольшую остроту вызывают вопросы о том, что объективно дано в тексте, а что является плодом читательского субъективизма; существуют ли текстовые форманты «выстраивающие» читательский отклик?
Отметим лишь несколько взглядов:
- читатель может быть
представлен как участник
- читатель также представляется
неким имплицитным
- читатель, с точки зрения
структуралиста Джонатана
- с другой позиции,
читатель совершенно свободен
от того, что текст и его
внутренние структуры «диктуют»
- говоря о реальных, а
не гипотетических читателях,
ряд литературоведов (среди
КОНЦЕПЦИЯ КОНТЕКСТА ЧТЕНИЯ
Все литературоведы данного направления едины в том, что именно контекст чтения определяет его значение. Однако какие первичные факторы формирую читательский отклик? Трактовки контекста разные:
- Стенли Фиш, к примеру,
полагает, что как такового подлинного
вербального значения, имманентного
тексту не существует, все привнесено
в текст извне. Так, согласно
этой крайней точке зрения, контекст
– это все, что находится
вне текста, в тех установках,
которые диктуют «
- Норман Холланд видит контекст в анализе читательского прочтения по правилам фрейдистского психоанализа. Так, читатель «вычитает» в «Гамлете» или «Братьях Карамазовых» свой комплекс Эдипа.
- Ханс Роберт Яусс полагает культурно-исторический контекст определяющим. «Горизонт ожиданий» (комплекс условностей, разделяемых одним поколением читателей, таких как жанровые нормы, литературный опыт, исторически обусловленный личный опыт и пр.) читателя меняется от века к веку, что и дает принципиально иные интерпретации одного и того же текста. Яусс подчеркивает исторически конкретный и нормативный характер восприятия, свойственный публике, определенным ее категориям в тот или иной период.
ЦЕЛИ КРИТИКИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОТКЛИКА
Самые оживленные дискуссии среди критиков направления, однако, разворачиваются вокруг целей и значения самой интерпретации текста с позиции читателя, а именно насколько свободен может быть читатель в трактовках литературного текста. Первоначальное опровержение тезиса о том, что текст обладает полнотой значения, которую только и нужно обнаружить, во многом предопределило весьма неоднозначную позицию критиков читательского отклика. Определенного значения текста, определенной методологической базы и «окончательной интерпретации» быть не может – вот общий вывод всех. Однако позиции по другим вопросам разнятся.
- Для Стенли Фиша, к
примеру, цель литературной
- Критики, мыслящие читателя,
уже вписанным в текст, а
также те, кто видят в тексте
уже существующий репертуар
- Другие, напротив, заставляют
расширить научные сферы для
того, чтобы увидеть и текст,
и читателя во всем объеме
связей с культурой, психологией,
историей, социологией, политикой,
вплоть до модных вопросов
гендерной политики. Необходимо
напомнить, что критика
СТРУКТУРАЛИЗМ
Структурализм в лингвистике
и литературоведении базируется
на концепции выдающегося
В своих лекциях Соссюр
призывал к «научному» исследованию
языка, противопоставляя его исторической
лингвистике XIX века. В отличие
от многочисленных языковых фактов, которыми
оперировала историческая лингвистика,
новая концепция сводила
Структурная лингвистика исследует систему, «структурное целое», код, а не феномены речи. Работы Р.Якобсона развивают идеи, связанные с пониманием того, что элементы языка могут быть изучены только сквозь призму их функций.
Перенеся многие положения русской формальной школы (в особенности работы раннего Р.Якобсона, В.Шкловского, Б.Эйхенбаума), структурной лингвистики и Пражского лингвистического кружка, на анализ литературы, структуралисты стремились найти универсальные принципы и законы, по которым создается и воспринимается вся литература, научно представить «морфологию» литературы. При этом в течение нескольких десятков лет в методологию исследования литературных текстов активно включались принципы лингвистические (теория оппозиций Пражского лингвистического кружка; теория морфологических оппозиций Якобсона; теория актуального членения Матезиуса; учение о функциях языка и стилях; дешифровочный подход; дистрибутивный подход; трансформационный анализ; семантический анализ; языковая теория Н.Хомского и др.)
В 50-60е годы структурализм
стал ведущим научным направлением
во Франции. Интерес к структурным
исследованиям в гуманитарных областях
подогревался также рядом открытий
в естественных науках (теория элементарных
частиц, структурный анализ и пр.).
Понятие структуры стало
Начало французскому структурализму положил видный антрополог и культуролог Клод Леви-Стросс, который использовал лингвистическую модель Соссюра при исследовании таких феноменов культуры как мифология, системы родства и способы приготовления пищи. Результаты работы Леви-Стросса подтвердили возможность применения лингвистической теории в самых разных областях знания (семиотика). Леви-Стросс еще раз указал на структуралистское кредо: системы знаков, к какой бы культуре они не принадлежали, подчиняются единым принципам. В этом отношении весьма показательно обращение Леви-Стросса во втором томе «Структурной антропологии» (1973) к исследовательскому методу В.Проппа. Последний в своей ставшей классической работе «Морфология сказки» (1928) сводит весь корпус текстов сказки к «первичным элементам», называемым функциями, число которых равно, согласно Проппу, семи.
Структурализм как направление достигает своего наибольшего влияния в 60-е годы во Франции. Однако методология структуралистов в ее основных принципах оказывается востребованной в западноевропейском, американском и русском литературоведении. Среди ярчайших представителей структурализма – видные философы, теоретики литературы, культурологи, лингвисты, антропологи. Междисциплинарность структурализма, вовлечение в орбиту исследований специалистов с самыми разнообразными интересами (от мифов до моды) объясняется единой лингвистической (семиотической) методологией как негласной грамматикой всех структуралистских исследований.
Среди выдающихся структуралистов Ролан Барт, Клод Леви-Стросс, В.Пропп («Морфология сказки» (1928) – «хронологически» раннее проявление структурализма в литературоведении), А.Греймас, Жерар Женетт, Роман Якобсон, Джонатан Каллер, Цветан Тодоров, Юлия Кристева, Юрий Лотман.
ПРИНЦИПИАЛЬНО важно то,
что структурализм развивается
на основе лингвистической теории и
семиотики. Применительно к
Целью структуралистов становится развернутое объяснение того, как компетентный читатель, выявляя коды и литературные условности, осмысляет текст. Таким образом, структуралистский разбор - это научное, сознательное размышление над тем, что мы обычно делаем бессознательно.
ЦЕЛЬ классического
Отметим и другое: « …каждый конкретный текст окажется лишь примером, позволяющим описать качество литературности» (Ц.Тодоров).
Одним из важных терминов становится КОД – совокупность правил, обеспечивающих коммуникацию в определенной знаковой системе. Отсюда и принцип структурного объяснения. К примеру, «уникальные» литературные образы (пока бессознательный литературный язык), пройдя аналитическую процедуру структурализма, будеут переведены в научный код структуралистского объяснения.
Вышесказанное позволяет назвать структуралистский метод моделирующим и синхроническим.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ
1) Восприятие
мира человеком
Сознание человека изначально структурировано
«Мир всегда является уже написанным» (Р.Барт)
Фундаментальный принцип, лежащий
в основе структурализма и семиотического
анализа состоит в том, что
не существует «реальности», которая
не была бы осмыслена без языка. Безусловно,
и абстрактные понятия, и конкретные
предметы существуют как эмоциональные
и физические феномены. Но свое значение
они приобретают, в первую очередь,
благодаря своему языковому выражению.
Данное утверждение полностью
Информация о работе Академические направления в литературоведении ХIХ века