Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 03:00, лекция
В девятнадцатом веке литературоведение оформилось в отдельную науку, занимающуюся теорией и историей литературы и включающую в себя ряд вспомогательных дисциплин – текстологию, источниковедение, библиографию и др.
В области литературы ХIХ век начался подлинной революцией – возникновением романтизма. Последний взорвал и перевернул практически все прежние представления о литературе.
1. Биографический метод.
2. Мифологическая школа.
3. Культурно–историческая школа.
4. Сравнительно–исторический метод.
Напротив, с точки зрения структурализма, язык абсолютно непрозрачен. Мы можем наивно полагать, что это мы контролируем язык, но в действительности, язык контролирует нас.
Одним из центральных понятий становится СТРУКТУРА. Важна как функциональная природа структуры, так и ее бессознательный характер.
БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА
– это формообразующий
БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ –
понятие фундаментальное для
структурализма в целом. Под ними
понимается бессознательное
А в своих «Мифологиях» Р.Барт, выводит формулу успеха рекламы пеномоющих средств, в которой неизменно противопоставляется глубина :: поверхность - порошки и кремы неизменно проникают в самую глубь. Согласно логике Барта, потенциальный потребитель бессознательно «выберет» глубину.
Ярчайшие примеромы использования бинарных оппозиций можно обнаружить в работах Р.Якобсона и Ю.Лотмана.
Иначе говоря, на «наивный»
вопрос начинающего исследователя
литературы: «Неужели автор выстраивал
все эти формальные сложности?»,
структуралист без сомнения ответил
бы: «Да, но бессознательно, за него «говорит»
язык». Стало быть, ученый (=структуралист)
отличается от начинающего простака-
2) Понимание
любого культурного феномена
возможно только при помещении
Система знаков функционирует как язык
Литература, как и другие виды коммуникации – это знаковые системы. Значения и смыслы возникают как результат реляций, отношений между знаками этой системы.
Тот факт, что метод исследования является структурным, означает, что в исследуемом объекте смысл зависит от расположения частей. Важно учесть установку структуралистов на инвариант – модель – образец - «репрезентацию».
«… Основная задача состоит в выявлении внутренних … законов системы» (Р.Якобсон).
«…Нужно распрощаться с мыслью о том, что наука о литературе сможет указать, какой именно смысл следует искать в произведении: она не станет наделять, ни даже обнаруживать в нем никакого смысла. Она станет описывать логику порождения любых смыслов таким способом, который приемлем для символической логики человека, подобно тому, как фразы французского языка приемлемы для лингвистического чутья французов» (Р.Барт)
«В отношении данного
культурного содержания, будь то
Бог, стол или таз, анализ
является структурным, когда
3) Концепция текста
То, что традиционно называется произведением, как правило, соотносится и с изображаемой реальностью (мимесис), и с выражением скрытых и явных авторских интенций (психология, творческая концепция). В
понимании структуралистов, термин «произведение» указывает на ложные связи и замещается на ТЕКСТ, т.е. способ письма, основанный на связях элементов структуры согласно литературным условностям и кодам. Эти элементы создают лишь иллюзию реальности, не претендуя на правдивость изображения. Они не имеют отношения к истине и лишены связей с миром вне той литературной системы, которой принадлежат.
Отсюда проистекает и принцип имманентности и функциональности. Понятийный аппарат не искажает объекта исследования, а как бы совпадает с собственными категориями произведения, его внутренним строением. Анализ текста производится без учета его генезиса и его рецепции в традиционном смысле термина. «Цель имманентного, внутреннего исследования заключается в установлении в объекте системных связей и отношений и построении его структуры, благодаря чему оно предстает как целостное, системное образование» ( Д.Силичев. с.424) Обнаружение научными методами системности и целостности структуры предполагает и ее относительную однозначность.
Так как структуралисты рассматривают текст как «замкнутую систему», в которой главным становится не отражение внешнего мира, а взаимные реляции внутренних структур, исследователи обращаются к «бинарным оппозициям» (принцип разделяемый всеми лингвистами и семиотиками), или парам-противоположностям – В/вне, присутствие/отсутствие, герой/антигерой, мужское/женское, верх/низ, простоянный/непостоянный, жизнь/смерть и пр.
4) Концепция «смерти автора»
Автор произведения, писатель
или поэт, в его индивидуально-личном
качестве (биография, психология, убеждения,
творческие установки и пр.) структурализмом
упраздняется. Структурализм исследует
язык, текст, код, структуру – то,
что сопряжено с
Более того, текст видится как некий внеличный конструкт, продукт работы лингвистической системы. Вместо авторской воли, творческого замысла и прочих гуманистических интенций в пространстве текста «работает» языковое бессознательное. За автора говорит язык, но не авторский язык, а язык кодов. С этой точки зрения, «как институт автор мертв» (Р.Барт, затем М.Фуко), так как его сознательное «Я» оказывается вторичным, производным от безличной «всегда готовой» лингвистической системы.
Здесь важно иметь в виду основной предмет научных интересов структуралистов: всеобщие законы функционирования структур знаков.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОТИВНИКИ»
1) Фундаментальное
положение структуралистов о
ключевом значении языка в
восприятии и осмыслении мира
противопоставляет данную
2) В силу
строго синхронического
3) Более того,
литературоведческие школы,
4) Рецептивный
план также упраздняется, так
как системно-теоретический
5) Важно и противопоставленность структурализма эстетическому в широком смысле. Художественное произведение становится набором кодов. А если код (по определению) может быть переведен в другой код, художественное произведение легко может предстать в виде, к примеру, математических формул. Органическая форма в ее эстетической уникальности теряет свое значение.
ЗНАЧЕНИЕ
Использование структуралистской
методологии продолжается в основном
в двух областях: в семиотическом
анализе феноменов культуры, а
также анализе ограниченного
числа формальных структур, комбинации
и вариации которых составляют сюжеты
в жанрах. Неоценимое значение структурализм
имеет для развития концепций
структурной и порождающей
Генетически связаны структурализм и постструктурализм. Многие виднейшие представители структурализма в 70-е годы закладывают основы современных семиотических исследований в области литературы (Р.Барт), постструктурализма (Ю.Кристева) или нового историзма (М.Фуко).
Среди блестящих реализаций структурно-семиотического метода - масштабная работа Е.Фарино «Введение в литературоведение», Спб, 2004.
КРИТИКА СТРУКТУРАЛИЗМА
Критика структурализма как научного метода в целом касается следующих вопросов:
1) В 70-е
годы, в связи с развитием
2) Несмотря
на весомый ряд блестящих
3) Структурализму
«не удалось решить одну из
главных проблем эстетики –
проблему подхода к
Содержание
Информация о работе Академические направления в литературоведении ХIХ века