Анатомия литературной антиутопии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 05:57, реферат

Описание работы

Спор с утопией либо с утопическим замыслом. Это не обязательно спор с конкретной утопией, с конкретным автором, хотя подобное вполне возможно. Скажем, в «Мы» Е. Замятина увидели пародию не только на проекты пролеткультовцев, но и на фордизм, учение Тейлора, задумки футуристов.
Аллегорические антиутопии также в несколько иной форме опровергают или пародируют конкретные утопии, возникавшие во внетекстовой реальности и потому легко узнававшиеся читателями.

Файлы: 1 файл

антиутопия как жанр.docx

— 78.34 Кб (Скачать файл)

Литературную утопию можно  трактовать как жанр, включающий в  себя различные дискурсивные практики. Однако, справедливости ради, надо отметить, что художественная сторона зачастую признается «вторичной», «служебной»  по отношению к социально-философскому содержанию утопии. Несомненно, что  в утопии, в первую очередь, ценили побудительную силу. В ней видели некое руководство к действию, мысленный эксперимент, проект, требующий  реального воплощения, нежели произведение искусства.

Так или иначе, в утопии видели способ реконструкции конкретной модели идеального мира. Поэтому, наряду с синтетичностью, являются ее моделирующие (или проектирующие) свойства.

Моделирующие свойства утопии максимально сближают ее с футурологией и другими научными знаниями (социальное экспериментирование, альтернативистика5 и др.), связанными с представлениями о развитии цивилизации. Так, в футурологических проектах просматривается такая генеральная утопическая идея, как построение альтернативной современной действительности картины возможного светлого будущего, опирающегося на разум как на основу человеческого бытия. Однако не всегда выделение моделирующих или проективных свойств имеет ту объяснительную силу, с помощью которой утопию можно трактовать как литературный жанр. Скорее, наоборот, чаще всего они лишают ее «изобразительной» сущности, превращая ее в жанр футурологии или социологии.

Зачастую,  литературную утопию рассматривают как жанр с  доминирующим романным началом. «Утопия  непременно хотела стать романом», – утверждает Чернышева, анализируя процесс эволюции литературной утопии(11.с.32)

Термины ‘роман-утопия’, ‘утопический роман’ (или ‘роман-антиутопия’, ‘роман-предупреждение’, ‘дистопический роман’, ‘антиутопический роман’) широко применяются в современных публикациях. Именно с романом можно связать жанровую силу и долголетие утопии, способной воспользоваться правилами жанровой организации романного мира.

Трактовка утопии в рамках романного жанрового пространства позволила расширить границы  толкования утопии как феномена художественного  творчества. Однако, надо отметить, что проблема романного жанра – одна из наиболее сложных, неоднозначных проблем – была глубоко исследована в современной науке в трудах М. М. Бахтина, В. В. Кожинова, Н. Т. Рымаря, В. Д. Днепрова, Д. В. Затонского и др. В работах вышеназванных исследователей неизменно повторяется мысль об актуализации романа в переломные, кризисные эпохи, о наличии в нем различных жанровых образований, о значимости романного жанра как формы воссоздания целостности человека и мира, во всей сложности их взаимоотношений. Именно эти качества являются наиболее проницаемыми и структурообразующими в развитии жанрового пространства литературной утопии. Более того, именно в процессе романизации жанра утопии происходит смещение ценностных точек зрения: от произведения, описывающего картину утопического социума, к произведению, повествующему о гипотетическом идеальном мире через усложненную нарративную структуру. Иными словами, обезличенность утопического рассказчика (автора) сменяется его персонализацией. 

Таким образом, во-первых, жанровая природа литературной утопии представляет собой сложное явление. Основу ее типологии составляют черты, как  сохраняющиеся на протяжении многих веков, так и меняющиеся под влиянием многих факторов.

Во-вторых, каждый раз, оживая в определенную эпоху, жанр утопии впитывает  в себя все особенности этого  исторического времени и вступает с ней в определенные отношения, поскольку, как пишет Лейдерман, «…новая действительность вносит в сложившийся жанр новые представления о мире и человеке, корректирует и обновляет ценностные критерии, окаменевшие в жанровой структуре».

В-третьих, теоретическую  основу типологии жанра литературной утопии составляет ряд черт, позволяющих  подчеркнуть ее многоаспектность полифункциональность. Среди определяющих и доминирующих особенностей, я хотела бы выделить такие, как:

- пограничный характер  бытования литературной утопии, 

- наличие в ней двоемирия,

- особая нарративная и пространственно-временная структура текста,

- моделирующие свойства,

- присутствие вымысла, 

- близость к романной  форме и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антиутопия

 Антиутопия как обособленный  литературный жанр.

Характеристика жанра  «антиутопия», его история и основные черты.

 

Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический  тупик из-за ряда неверных решений, принятых человечеством. Антигуманный тоталитаризм, диктат, отсутствие свободы, страх, доносительство, безнадёжность борьбы – вот темы, затрагиваемые этим жанром. Сюжет часто выстраивается на противодействии личности или небольшой группы личностей правящему диктату, чаще всего заканчивающемся поражением героев

Рассмотрим жанр антиутопии более подробно.

Антиутопия как жанр является разновидностью утопии (греч. ou – не, нет и topos – место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu – благо и topos – место, т.е. благословенное место) - литературно-художественного произведения, содержащего картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства. В основе утопии лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной. Термин «антиутопия» впервые употребил британский философ Джон Стюарт Милль в парламентской речи 1868 года, однако в литературе элементы антиутопии проявились значительно раньше. История антиутопии, ещё не выделенной в отдельный жанр, уходит корнями в античность. Некоторые труды Аристотеля и Марка Аврелия имели явные антиутопические черты. Элементы антиутопии встречаются в книгах Жюля Верна («Пятьсот миллионов бегумы»), Герберта Уэллса («Когда спящий проснется», «Первые люди на Луне», «Машина времени»), Уолтера Бесанта («Внутренний дом»), Джека Лондона («Железная пята») [Чаликова 1991].

Поводом к расцвету жанра  антиутопии послужила Первая мировая война и сопутствовавшие ей революционные преобразования, когда в некоторых странах начались попытки воплотить в реальность утопические идеалы. Ярче и нагляднее всего этот процесс произошёл в большевистской России ( «Мы» (1924) Евгений Замятин).

 

Помимо социализма, ХХ век  подарил писателям и такую  антиутопическую тему, как фашизм. Первое антифашистское произведение, «Город вечной ночи», было написано американцем  Мило Хастингсом в 1920 году

Под перо антиутопистов попали и менее радикальные общественные тенденции. Олдос Хаксли в одной из величайших антиутопий в истории литературы «О дивный новый мир» (1932) искусно препарирует капитализм, доведённый им до абсурда. Автор изображает технократическое кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии, где летосчисление ведется от Рождества американского автомобильного магната Генри Форда, а зато такие понятия, как «мать», «отец», «любовь» считаются непристойными [2, с.93].

Антиутопия является логическим развитием утопии. В противоположность  последней, антиутопия ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя. Расцвет антиутопий приходится на ХХ век, век бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов. На смену романам-мечтаниям проходят романы-предупреждения, писатели выносят на суд читателя своё видение дальнейшего развития человеческой цивилизации, обусловленное разочарованием в утопических идеалах прошлого и неуверенностью в завтрашнем дне. Угроза потери нравственности подкреплена научно-техническим прогрессом, делающим возможным духовное и физическое порабощение человечества. Идеи и цели писателей-антиутопистов мало отличаются друг от друга, средства же их выражения дают простор для осмысления как учёным-литературоведам, так и многочисленной читательской аудитории. «Взяв за основу такие основополагающие проявления человеческой личности, как любовь и власть, писатели-антиутописты выстраивают в своих произведениях модель общества, соответствующего самым примитивным полузвериным запросам человека, где любовь превращается в секс, а власть – в открытое насилие над личностью».(12, с. 93)

Жанр антиутопии как никакой  другой связан с исторической действительностью. Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции, чаще всего современные  самим авторам, как то фашизм, тоталитаризм и др. Произведения этого жанра  являются одновременно и реакцией на эти тенденции, и предсказанием их дальнейшего развития. Черты общества, вызывающие наибольшее неприятие автора, приписываются некоему воображаемому обществу, расположенному на расстоянии – в пространстве или во времени. Действие антиутопий происходит либо в будущем, либо на географически изолированных участках земли.

Общество, описываемое в  антиутопии, обычно изображено зашедшим в тупик – экономический, политический или технологический, причиной чему послужил ряд неверно принятых человечеством  решений. Это может быть, к примеру, неконтролируемый технологический  прогресс, выражающийся в роботизации  производства; или диктат, крепнущий  годами и держащий в страхе всё  государство; или финансовая избыточность, обедняющая нравственность людей; или  же совокупность этих причин.

Важнейшей чертой мира, описанного в антиутопии, является ограничение  внутренней свободы, отнятие у личности права на критическое осмысление происходящего. Людям прививается  абсолютный конформизм, устанавливаются  рамки мыслительной деятельности, выход  за которые – преступление.

Сюжет выстраивается на противодействии  личности или небольшой группы личностей  царящему диктату. Судьбы героев в разных произведениях отличаются, но в большинстве  случаев антиутопии лишены счастливого  конца, и главного героя ждёт поражение, моральное и/или физическое. Это  своего рода конкретизация общего для  литературы и искусства вопроса  о человеке: «Жанр антиутопии по-своему конкретизирует общий для литературы и искусства вопрос о человеке. Писатели-антиутописты, подобно естествоиспытателям, проводят своего рода научный эксперимент над общественной природой человека, помещая его в заведомо искаженные, девиантные условия жизни и наблюдая за тем, как он будет себя вести. <…> В данном случае, реализуя свое право выбора, человек следует одному из двух возможных вариантов выхода из определенной экзистенциальной ситуации: либо подчиниться и принять предлагаемые условия и, как следствие, утратить собственно человеческую сущность, либо бороться, но и этом случае исход борьбы остается крайне проблематичным».

Антиутопические произведения, как правило, выходят из-под пера авторов, для которых объектом художественного  исследования стала человеческая душа, непредсказуемая, неповторимая. Такие  произведения зачастую полемически  направлены против утопий. Неслучайно именно в XX веке, в эпоху жестоких экспериментов по реализации утопических  проектов, антиутопия окончательно оформляется  как самостоятельный, литературный жанр. «Антиутопия, или перевернутая утопия, - пишет английский исследователь  Ч.Уэлш, - была в XIX веке незначительным обрамлением утопической продукции. Сегодня она стала доминирующим типом, если уже не сделалась статистически преобладающей».

Ясно, что антиутопия стремится  убежать, скрыться от обыденной будничности. На каких основаниях устроена новая, предлагаемая ею реальность? Ведь она  не может существовать вне времени  и пространства. Пространство утопии полностью иллюстративно. Путь героя - это прогулка по райскому саду, ознакомление с новыми видами растительной жизни. Для антиутопии характерны ограниченность пространства и времени, свободы  личности.

Характерным явлением для  антиутопии является квазиноминация. Суть ее в том, что явления, предметы, процессы, люди получают новые имена, причем семантика их оказывается не совпадающей с привычной. Переименование в этом случае объясняется либо сакральностью языка власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественно-исторические и историко-литературные факторы  эволюции утопии к антиутопии

 

 

.1 История развития утопии

Утопия (от греч. U - «нет», topos- «место», т. е. «место, которого нет»; по другой версии от ей - благо и topos - место, т.е. благословенная страна) в литературе - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, дающий развёрнутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии; «произведение, изображающее вымысел, не сбыточную мечту». Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» происходит от названия книги Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516). Классические образы утопий - «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф.Бэкона. Понятие утопия стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальный план социальных преобразований.

 

Слово «топия» (от греч. topos) означало место. Приставка «у» могла происходить либо от греч. «уи», либо от «ои». В первом случае это эвтопия, во втором- утопия (место, которого нет).

 

В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного  сознания воплощала в себе такие  черты, как осмысливание социального  идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить  будущее общества. Первоначально  утопия тесно переплетается с  легендами о «золотом век», об «островах  блаженных». В античности в эпоху  возрождения утопия приобрела преимущественно  форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле  либо существующих в прошлом; в 17-18 веках  получили распространение различные  утопические трактаты и проекты  социальных и политических реформ. С середины 19 века утопия все больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной  проблеме социального идеала и моральных  ценностей.

 

Безусловно, сегодня никто  не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.

Информация о работе Анатомия литературной антиутопии