Анатомия литературной антиутопии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 05:57, реферат

Описание работы

Спор с утопией либо с утопическим замыслом. Это не обязательно спор с конкретной утопией, с конкретным автором, хотя подобное вполне возможно. Скажем, в «Мы» Е. Замятина увидели пародию не только на проекты пролеткультовцев, но и на фордизм, учение Тейлора, задумки футуристов.
Аллегорические антиутопии также в несколько иной форме опровергают или пародируют конкретные утопии, возникавшие во внетекстовой реальности и потому легко узнававшиеся читателями.

Файлы: 1 файл

антиутопия как жанр.docx

— 78.34 Кб (Скачать файл)

 

Утопии политики. В основе лежит деятельность, имеющая целью  заменить плохое общество новым, хорошим. Это практическое применение утопического мышления в жизни общества. Якобинцы учились по книгам Руссо, Бабе, создавая «Заговор во имя равенства», обращались непосредственно к Морелли. Классические примеры утопии политики дает нам эпоха Великой французской революции, единственная в истории эпоха, когда революционная политика жила лозунгом «начать все сначала», лозунгом полного разрыва с прошлым и построения нового общества по принципу Разума.

 

Политической утопией  той эпохи был общественный договор.

 

 

.2 Антиутопия в ХХ веке: эволюция и типология

 

Расцвет антиутопии приходится на XX век. Связано это как с расцветом в первые десятилетия XX века утопического сознания, так и с приходящимися на это же время попытками воплощения, с приведением в движение тех социальных механизмов, благодаря которым массовое духовное порабощение на основе современных научных достижений стало реальностью. Безусловно, в первую очередь именно на основе реалий XX века возникли антиутопические социальные модели в произведениях очень разных писателей. Антиутопические произведения являются как бы сигналом, предупреждением о возможном скором закате цивилизации. Романы антиутопистов во многом схожи: каждый автор говорит о потере нравственности и о бездуховности современного поколения, каждый мир антиутопистов это лишь голые инстинкты и «эмоциональная инженерия» [Шишкин, 1993:4].

 

Истоки антиутопии, как  и утопии, лежат в античности - в некоторых трудах Аристотеля и  Марка Аврелия. Термин впервые употребил британский философ Джон Стюарт Милль в парламентской речи 1868 года. Однако элементы литературной антиутопии проявились значительно раньше.

Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический  тупик из-за ряда неверных решений, принятых человечеством в течение  длительного периода. Также антиутопия может оказаться вариантом постапокалиптики, где показано общество, рухнувшее вследствие внутренних противоречий.

 

Жанр антиутопии стал более  примечательным, после Первой мировой войны, когда на волне революционных преобразований в некоторых странах попытались воплотить в реальность утопические идеалы. Главной из них оказалась большевистская Россия, потому ничего удивительного, что первая великая антиутопия появилась именно здесь. В романе Евгения Замятина «Мы» (1924) описано запредельно механизированное общество, где отдельная личность становится беспомощным винтиком-«нумером». Ряд деталей тоталитарной системы, придуманной Замятиным, впоследствии использовался авторами всего мира: насильственная лоботомия инакомыслящих, зомбирующие народ СМИ, вездесущие «жучки», синтетическая пища, отучение людей от проявления эмоций. Из других заметных отечественных антиутопий 1920-х годов отметим «Ленинград» Михаила Козырева, «Чевенгур» и «Котлован» Андрея Платонова. Среди зарубежных антисоциалистических произведений выделяются «Будущее завтра» Джона Кенделла (1933) и «Гимн» Эйн Рэнд (1938).

 

Еще одна широко распространенная тема антиутопий тех лет - антифашистская, направленная в первую очередь против Германии. Уже в 1920 году американец Мило Хастингс выпустил провидческий роман «Город вечной ночи»: Германия отгораживается от всего мира в подземном городе под Берлином, где устанавливается «нацистская утопия», населенная генетически выведенными расами сверхлюдей и их рабов. А ведь НСДАП возникла лишь за год до этого! Любопытные антифашистские книги принадлежат перу Герберта Уэллса («Самовластие мистера Парэма», 1930), Карела Чапека («Война с саламандрами», 1936), Мюррея Константайна («Ночь свастики», 1937).

 

Впрочем, доставалось и  традиционному капитализму. Одна из вершин антиутопии - роман британца Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932), где изображено технократическое «идеальное» кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии. Ради пресечения социального недовольства люди обрабатываются в особых развлекательных центрах или с активным использованием наркотика «сомы». Разнообразный секс всячески поощряется, зато такие понятия, как «мать», «отец», «любовь» считаются непристойными. Человеческая история подменена фальшивкой: летосчисление ведется от Рождества американского автомобильного магната Генри Форда. В общем, капитализм, доведенный до абсурда...

 

Попытки построения «нового  общества» подверглись беспощадному осмеянию в классических антиутопиях  другого британца - Джорджа Оруэлла. Место действия повести «Скотный двор» (1945) - ферма, где «угнетенные» животные под руководством свиней изгоняют хозяев. Итог - после неизбежного  развала власть переходит к жестокому  диктатору. В романе «1984» (1948) показан  мир недалекого будущего, разделенный  тремя тоталитарными империями, которые находятся друг с другом в весьма неустойчивых отношениях. Герой романа - обитатель Океании, где восторжествовал английский социализм и жители находятся под неусыпным контролем спецслужб. Особое значение имеет искусственно созданный «новояз», воспитывающий в людях абсолютный конформизм. Любая партийная директива считается истиной в последней инстанции, даже если противоречит здравому смыслу: «Война - это мир», «Свобода - это рабство», «Незнание - сила». Роман Оруэлла не утратил актуальности и сейчас: «политкорректная диктатура» общества побеждающего глобализма в идеологическом отношении не так уж сильно отличается от нарисованной здесь картины.

 

 

Ныне антиутопия продолжает оставаться востребованным направлением Научная Фантастика, во многом смыкаясь с политической фантастикой. Ведь западное общество, несмотря на глянцевый блеск, далеко от совершенства, а перспективы  его развития вызывают обоснованную тревогу («Королевская битва» Коушуна Таками, «Акселерандо» Чарльза Стросса). В трилогии Скотта Вестерфельда «Уроды» мир будущего погряз в гламуре: безупречная красота возведена в культ, и любой, кто пытается сохранить свои индивидуальность, становится парией. Антиглобалистская фантазия Макса Барри «Правительство Дженнифер» показывает мир, который почти полностью находится под управлением США.

 

В Америке особый всплеск  интереса к антиутопиям наступил после событий 11 сентября, когда  под предлогом борьбы с террористами правительство повело наступление  на права граждан. Уже лет пять из списков американских бестселлеров не исчезают книги Оруэлла, Хаксли, Брэдбери, Бёрджесса. Их страхи оказались небеспочвенны...

 

По сути, антиутопии уводят от мечтаний. Предельной мечтой в созданном  ею кошмаре становится просто желание  выжить, возродиться, вернуть свой мир, приняв его таким, каков он есть.

 

Антиутопия - это современное  течение общественной мысли, которое  ставит под сомнение возможность  достижения социальных идеалов и  исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить эти идеалы в жизнь сопровождаются катастрофическими  последствиями. В антиутопии нашли  выражения острая критика различных  форм тоталитаризма, угрозы рационализированной  технократии и бюрократизации общества.

 

Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. (В аналогичном  смысле в западной социологической  литературе употребляются также  понятия «дистопия», то есть «искаженная, перевернутая» утопия, и «какотопия», то есть «страна зла»). Антиутопию можно представить в качестве своеобычной саморефлексии жанра социальной утопии. Антиутопия существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума: подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения какого бы то ни было преобразовательного интеллектуального проекта. При этом, если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящие, то в стилистике антиутопия доминирует обращенностью в будущее. Конструирование антиутопии как особого лаконичного Н. А. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» [Васюченко, 1989:214]. Подобная установка стала лейтмотивом всей последующей антиутопической тенденции в буржуазном общественной мысли 20 веков, согласно которой утопия является насилием над действительностью, над человеческой природой и пролагает путь к тоталитарному строю, а любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.

 

Коренное свойство антиутопии, которое остается в ней постоянным, каким бы ни был материал - она  не изменено оспаривает миф, созданный  утопией без должной оглядки  на реальность. А. Зверев подчеркивает: «Для классической утопии элемент социальной мифологии обязателен; он может быть выражен с большей или меньшей  отчетливостью, однако присутствует всегда» [Немзер, 1991: 87]. Антиутопия и миф - понятия связанные одно с другим только отношением принципа несовместимости. Миф, из которого вырастает образ земного рая, в антиутопии испытывается с целью проверить даже не столько его осуществляемости, сколько нравственности его оснований. Если духовная утопия платоновская, то антиутопия, можно сказать, дышит духом Гераклита: для этого пародийного жанра «все течет» и «все истины ошибочны». В лучшем случае антиутопия признает продолжающийся прогресс все новых и новых гипотез без окончательного решения - без «последнего номера». Одним словом, утопия утверждает, что мы знаем, антиутопия вопрошает, почему мы думаем, что знаем. А. Зверев считает, что «антиутопия - это карикатура на позитивную утопию, произведение, задавшееся целью высмеять и опорочить саму идею совершенства, утопическую установку вообще» [Зверев, 1989:17].

 

Таким образом, в результате развития и становления антиутопий как жанра в литературе можно  выделить в нем такие черты  поэтики:

 

. В антиутопиях изображены  вымышленные общества, но они  призваны вызывать не восхищение, как в утопиях, а ужас, не  привлекать, а отпугивать, и ни  в коем случае они не могли  бы считаться идеальными.

 

. Для антиутопистов характерен мотив предостережения.

 

. Антиутопии свойственен  трезвый, рациональный взгляд  на утопический идеалы. Антиутопии всегда оспаривают миф, созданный утопиями без опоры на реальность.

 

. Антиутопия связанна  с реальной жизнью, они показывают, что выходит из утопических  идей если их претворять в  жизнь, поэтому антиутопии всегда  строятся на остром конфликте,  подсказанном жизнью, имеют драматический,  напряженный сюжет. яркие характеры героев.

 

. Антиутопии ведут полемику  с утопическими идеалами с  помощью иллюзий, реминисценций.

 

. Антиутопии используют  фантастику с целью дискредитации  мира, выявление его нелогичности, абсурдности, враждебности человеку.

 

. Этим же целям служат  сатира, гротеск, парадоксы.

 

Таким образом, утопия и антиутопия порождены жизнью и вошли в  литературу как жанры.

 

Целевой установкой жанра  антиутопии, является свобода в использовании  художественных средств, она обращается к научной фантастике, сатирическим приемам, аллюзиям, реминисценциям. В  антиутопии всегда развернутый сюжет, который строится на конфликте идей, получающих конкретное воплощение в  характерах героев.

 

Неслучайно именно в 20 веке, в эпоху жестоких экспериментов  по реализации утопических проектов, антиутопия окончательно оформляется  как самостоятельный литературный жанр. «Антиутопия, или перевернутая утопия, - пишет английский исследователь  Ч. Уэлш, - был в 19 веке незначительным обрамлением утопической продукции. Сегодня она стала доминирующим типом, если уже не сделалась статистически преобладающей».

 

Утопия - мечта. Антиутопия - это нашедший себе литературное выражение  отклик человеческого существа на давление нового порядка. Антиутопия появляется всегда на сломе времён, в эпоху  неожиданностей, которое преподносит  желанное будущее. В антиутопии мир, выстроенный на тех же началах, что  и мир утопии, дан изнутри, через  чувства его единичного обитателя, испытывающего на себе, своей частной  судьбе законы общества идеальной не свободы. Утопия - социоцентрична, антиутопия всегда - персоналистична, ибо мир здесь испытывается человеком. Антиутопия всегда оспаривает мир, созданный утопистами без оглядки на реальность. Любая утопия, даже самая объемная всегда несколько схематична, так как без колебаний рисует искомое равенство людей в идеальном государстве. Антиутопия - это попытка проникнуть внутрь утопической теории, это не столько проверка утопии на ее осуществимость (авторам антиутопий никогда не ставится под сомнение возможность осуществления технической стороны дела), сколько проверка на нравственность ее основ, это своеобразная профилактическая мера, попытка выявить прочность нравственной основы общества, а может быть, и вовсе безнравственность ее.

 

В антиутопии перед нами особый «тип художественности». В ней  в отличие от утопии есть романный конфликт (иначе она превращается в схему); рассмотрение этого конфликта  т позволяет автору открыть свое отношение к происходящему в  изображаемом мире.

 

Антиутопия - изображение  опасных, пагубных последствий разного  рода социальных экспериментов, связанных  с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. «Жанр антиутопии начал активно  развиваются в 20 веке и приобрел статус футурологического прогноза, романа-предупреждения» [Немзер, 1991:175].

 

Нет сомнений, что жанр антиутопии в наше время обретает все большую  актуальность. Многие авторы антиутопических  произведений первой половины ХХ века пытались предвидеть именно то время, в котором мы проживаем. Сам Хаксли в свою очередь отмечает: ««О дивный новый мир» - это книга о будущем, и, каковы бы ни были ее художественные или философские качества, книга  о будущем способна интересовать нас, только если содержащиеся в не предвидения склонны осуществиться. С нынешнего временного пункта новейшей истории - через пятнадцать лет нашего дальнейшего сползания по ее наклонной  плоскости - оправданно ли выглядят те предсказания? Подтверждаются или опровергаются  сделанные в 1931 году прогнозы горькими событиями, произошедшими с тех  пор?».

 

 

3 Выводы 

 

Утопия и антиутопия порождены  жизнью и вошли в литературу как  жанры. У каждого из этих жанров свои целевые установки, отсюда своеобразие  поэтики.

 

Утопия более связана  с рационалистическим образом мышления и схематизмом в изображении  жизни и людей.

 

Антиутопия более свободна в использовании художественных средств, она обращается к научной  фантастике, сатирическим приемам, аллюзиям, реминисценциям. В антиутопии всегда развернутый сюжет, который строится на конфликте идей, получающих конкретное воплощение в характерах героев.

 

Антиутопия осмыслила  многие социальные и духовные процессы в обществе, проанализировала его  заблуждение и катастрофы не для  того, чтобы всё только отрицать, а с целью указать тупики и  возможные пути их преодоления. Литературе даже настоящей, истиной, не под силу изменить мир. Но писатель, обладающий подлинным даром пророка, способен предупредить человечество, что и  призваны делать антиутописты.

1 Древнегреческий архитектор-градостроитель, метеоролог и философ родился в семье милетца Еврифонта в 498 г. до н.э. Впоследствии жил в Фуриях и в Пирее

2 Градостроительная система, использующаяся по сей день. Так называемая гипподамическая или решетчатая система предполагает пересекающиеся под прямым углом улицы, равные прямоугольные кварталы и площади, отводимые под общественные здания и рынки, кратные стандартным размерам квартала.

Информация о работе Анатомия литературной антиутопии