Биография Владимира Железникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

В 90-е ХХ века тем же писателем было создано другое произведение - «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков. Название этой повести предполагает, что является продолжением произведения «Чучело».
При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества В.К.Железникова.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1Биография Владимира Железникова…………………………..4
1.1Биография В. Железникова…………………………………………..4
1.2Творческий путь В. Железникова…………………………………...5
Глава 2 Нравственная проблематика повести…………………………7
2.1Проблематика повести………………………………………………..7
2.2Голгофа Ленки Бессольцевой………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….38

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.79 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1Биография Владимира  Железникова…………………………..4

1.1Биография В. Железникова…………………………………………..4

1.2Творческий путь В.  Железникова…………………………………...5

Глава 2 Нравственная проблематика повести…………………………7

2.1Проблематика повести………………………………………………..7

2.2Голгофа Ленки Бессольцевой………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….38

 

 

ВВЕДЕНИЕ        

 Проблема сохранения  души в современных условиях  сегодня занимает особое место  в творчестве писателей, особенно  если она касается подростка,  система ценностей которого еще  только формируется. Школьники  с нестабильной моральной базой,  с неустоявшимися нравственными  ценностями легко попадают под  влияние окружающих их людей,  и не всегда это влияние  оказывается положительным. Сложно  определить, к каким выводам придет  подросток, пройдя нравственное  испытание. Эта особенность определила  актуальность нашего исследования.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также  их победам и  огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к  проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.  Одной из таких повестей Железникова  является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между  Леной Бессольцевой,  прозванной Чучелом,  и классом.         

 В 90-е ХХ века  тем же писателем было создано  другое произведение -  «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков.  Название этой повести предполагает, что  является продолжением произведения  «Чучело».  

     При анализе произведений  одного автора  необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений  и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества В.К.Железникова.    

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В. К. ЖЕЛЕЗНИКОВА

    1. БИОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА ЖЕЛЕЗНИКОВА

     Владимир Карпович Железников, родившийся в семье пограничника 1925 году и из-за этого все детство часто переезжавший с места на место, и сам собирался стать военным, учился в артиллерийском училище, в юридическом институте. Но в 1957 году окончил Литературный институт имени М.Горького и стал писателем.

Его книги издавались и  многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах. Он классик нашей  детской литературы, его книги  входят в школьную программу. По его  сценариям поставлены такие известные  фильмы, как: "Чудак из 5 "Б", "Маленькая  принцесса", "Безумная Лори", "Чучело", "Русский бунт" и многие другие. У писателя вышла первым изданием новая повесть "Чучело-2 или Игра мотыльков", которая в увлекательной  остросюжетной форме рассказывает о судьбе пяти подростков. Действие повести разворачивается в конце 80-х годов прошлого века. Но обращена эта повесть всем своим драматическим  пафосом к современным подросткам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЛАДИМИРА  ЖЕЛЕЗНИКОВА

Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях. «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б» - даже в их названии мы ощущаем улыбку автора. Его жизненная позиция оптимистична: людям надо верить. И надо уметь мечтать. И желать хорошим людям только доброго утра и ясного счастливого дня!

Потом  в жизни писателя случилась личная беда, и он понял, что писать о детях по-прежнему, светло и весело, не может.

С горечью и гневом рассказывал  он однажды на встрече с учителями  о том, как в течение ряда лет  был свидетелем вандализма подростков на могиле своего старшего друга К.  Паустовского в Тарусе. Они приносили  сюда спиртное, распивали его, нимало не смущаясь дикостью поступка, а потом  расстреливали бутылки на гробнице…  Ни просьбы, ни строгие предупреждения, ни обращение к их совести –  ничто не помогало. Подрастали одни, на смену им приходили другие, и  все повторялось сначала.

После долгого перерыва писатель вновь возвратился  к письменному  столу. И написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в  литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали,  страшась увидеть в повести самих  себя.    

 С 1988 года Железников является  художественным  руководителем  киностудии «Глобус»,  где  участвует в съемке фильмов для детей. В качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов  "Нежданный гость" (1972),  "Чудак из `5-Б`" (1972),  "Старомодная комедия" (1978), 
 "Маленькая принцесса" (1978),  "Чучело" (1983), "Безумная Лори" (1991) 
 "Русский бунт" (1999). [1] 1За сценарии к картинам "Чудак из `5-Б`" и "Чучело" Железников был дважды (в 1974 и 1986 годах) удостоен Государственной премии СССР.[2]

Книги Владимира Карповича Железникова  переведены на многие языки мира.

В кинофильме  роль Лены Бессольцевой  превосходно сыграла Кристина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя  девочка.

Книга серьезна по содержанию и при чтении требует сосредоточенного внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ

1.1 ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ

Перед нами одно из самых  уникальных произведений детской литературы последних десятилетий. Едва ли можно  найти повесть более пронзительную  и более значительную по своим  духовным корням, чем «Чучело» Железникова. Сказать, что это повесть о  подростках, о нравах подрастающего  поколения, о специфике взаимоотношений  в группе – значит ничего не сказать. На наш взгляд, повесть значительно  превышает рамки детской литературы и, в сущности, обращена к человеку вообще, без привязки к тому или  иному возрасту.

Повесть «Чучело» была написана на основе  жизненных событий.   Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя  несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить   драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но  ее способность к самопожертвованию  и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви  помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Продолжить тему одиночества Железников  решил в                                    другой повести  «Чучело – 2, или игра мотыльков», где главный герой Костя напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – уже не дети, а подростки, которым 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (угон машины, сбитые люди, попытка самоубийства Глазастой и т.д.). Поэтому  Косте, Зойке и остальным   они обходятся  дорого. Но писатель и в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.     

Данные книги посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова  стало классикой отечественной детской литературы и вошло  в школьную программу.  Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.      

 Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и  показывает их важность  прежде всего для детей и подростков, которые  проходят через нравственное становление после  испытаний, пережитых ими.       

 Для сопоставительного анализа  произведений большое значение  имеет сопоставление образов.  В произведениях «Чучело» и  «Чучело – 2» присутствуют  похожие герои. Прежде всего,  сопоставимыми оказываются образы Лены  и Зои.      

 У Лены Бессольцевой  так же непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне  не похожа на остальных: «…у меня  ведь дурацкая улыбка - до  самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала  под волосами».       

Явным лидером в классе  является  Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной:  волевой, принципиальной. Однако эти качества  присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство.  При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных:  «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете,  что хотите, и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания  с Бессольцевой. Миронова  понимает, что  вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять  лжи и сохранить духовное начало.        

Особое место в системе образов  занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым  отличается  от своих сверстников. Его внешность сразу поразила  Лену: « Знаешь, он меня  сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его  внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому.  Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость,  поэтому  он оказался способен на неоднократное предательство.  Он предает Бессольцеву, когда  не признается в своем проступке, когда  вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается  напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.        

В отличие от всех персонажей Ленка  оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает  Сомова – это свидетельствует  о ее доброте. Она находит в  себе силы пережить все обиды и  измены, не озлобившись - это говорит  о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов  предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее  рода.       

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку  несмотря на все  испытания,   она  не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.        

Название второй повести – «Чучело  – 2, или игра мотыльков» - предполагает связь с «Чучелом». В этом произведении так же присутствуют герои, внешне похожие  на персонажей первой повести: Зойка  на Ленку, Костя на Димку, Глазастая  на Миронову, а Ромашка на Шмакову. Так,  Ленка Бессольцева, на первый взгляд,  оказывается прообразом Зойки. В повести акцент ставится на ее непосредственности, непохожести: « Глазастая говорила: Ты не вовремя родилась,  тебе бы в девятнадцатый, там умирали от любви, стрелялись на дуэлях, - и все это уважали». Эта фраза подчеркивает, что в современную эпоху любовь, верность и прочие ценности не в моде. Действительно, Зойка способна любить, хранить верность, относиться с доверием к людям: « Лизок меня наставляет, хочет изменить мою недоделанную натуру. Ей не нравится, что я каждому встречному – поперечному бросаюсь помогать, и меня поэтому часто обманывают».     

 По всей видимости, образ  Зойки изначально должен был  продолжить образ Ленки. Однако  сходство оказалось неполным. Образ  Бессольцевой  меняется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленка  бездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление. Кроме того, она не испытывает особых мучений  из-за сбитых ими людей.         

 Возможно, причина этого различия  между Ленкой и Зойкой кроется  в том, что рядом с Бессольцевой  находится дедушка, человек, помогающий  ей сохранить нравственную основу, не озлобиться, взрастить  в ней чувство прекрасного, в то время как у Зойки в окружении нет такого человека: Степаныч, ее отец, простой человек, заботящийся о насущных нуждах; матери рядом нет. Эта ситуация объясняет, почему Зойка так стремится к друзьям и почему она так пассивна: она не знает, как себя вести, ей не хватает моральной базы. Ленкино прозвище, Чучело, относится к Зойке лишь потому, что  она так же нескладна и неуклюжа: «Балдею, хочу сесть, но падаю мимо стула», поэтому название «Чучело – 2» кажется нам неоправданным. Исходя из этого, следует отметить, что Зойка лишь отчасти схожа с Леной и не является главной героиней повести.       

Информация о работе Биография Владимира Железникова