Биография Владимира Железникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

В 90-е ХХ века тем же писателем было создано другое произведение - «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков. Название этой повести предполагает, что является продолжением произведения «Чучело».
При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества В.К.Железникова.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1Биография Владимира Железникова…………………………..4
1.1Биография В. Железникова…………………………………………..4
1.2Творческий путь В. Железникова…………………………………...5
Глава 2 Нравственная проблематика повести…………………………7
2.1Проблематика повести………………………………………………..7
2.2Голгофа Ленки Бессольцевой………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….38

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.79 Кб (Скачать файл)

После этих слов Шмаковой я  совсем перестала бояться.  Я подумала:  если Димка подожжет, то, может быть, я просто умру.

Последний шаг Димки таинственным образом связан с последним выступом скалы, на которую обрекли взбираться 12-летнюю девочку. На этом уступе страх  исчезает, но появляется что-то совершенно иное, освобождающее от всего, что  было прежде. Шаг, равный жизни, принесенной  в жертву за человека, поджигающего  костер. Каким символическим смыслом полны слова Лены, описывающей происходящее:

Дедушка,  знаешь...  -  сказала Ленка печальным голосом,  - я пришла на костер одним человеком,  а встала с земли навстречу  Димке совсем другим. Вот тогда-то я подумала, что моя жизнь кончилась.

Все, что происходило далее, может быть заключено пророческой  фразой дедушки:

- Бедные люди!.. Честно  тебе скажу, Елена, мне их  жалко. Они потом будут плакать.

- Только не Железная  Кнопка и не ее дружки, - ответила  Ленка.

- Именно они  и   будут рыдать,  -  сказал Николай  Николаевич.

Нет, не Ленка уже перед  нами, а самая настоящая Елена (от др. гр. «Огненная»), человек переживший смерть, но нашедший силы для воскресения. Разоблачение Сомова не заставило себя ждать. Появление Лены, обритой наголо, на дне рождения своего бывшего героя, поразило всех, даже Миронову, впервые  всерьез задумавшуюся над великим  мужеством сверстницы. Нет, Лена не собиралась открывать свою тайну, она  лишь доказала каждому, что страх  окончательно покинул ее, что больше ей бояться уже нечего, и каждый из ребят вдруг понял, с какой  невероятной высоты говорит с  ними их одноклассница. Ни одна насмешка не смела вылететь из уст присутствующих.

Но  дело было не в  том,  как она одета,  а  в  том,  какое у  нее было необыкновенное лицо,  преображенное до  неузнаваемости ее  смелым поступком. Раньше лицо у нее бывало добрым, милым, отчаянным, жалким, а теперь оно было вдохновенно-решительным. И всем сразу стало ясно,  что она пришла к ним затем, чтобы сделать то, что хочет. И помешать ей никто не сможет.  Они все это поняли и замерли. Только что смеялись, хохотали, танцевали, а тут окаменели. Что – то сломалось в механизме бойкота, в структуре охоты на ведьм и предателей. Что-то непоправимо надломилось в душах детей,и надлом этот стал началом конца философии Мироновой,конца

философии Мироновой, конца  ее лидерства и владения душами и  мыслями класса.

Попов, вечный раб и оруженосец Шмаковой – стал первым отколовшимся камнем, за которым начнется самый  настоящий обвал.

 Попов шумно выдохнул:

     - Все!  -  Он встал.  -  Ребя!  Мочи моей  больше нету!  -  И выбежал  из комнаты,  громыхая тяжелыми  ботинками и  натыкаясь по  пути  на  опрокинутые стулья.

Скоро ватага неистовых шестиклассников  понесется вслед за Сомовым.

И лишь один вопрос останется  пока без ответа: что заставило  Лену молчать? Ответ на него откроет, наконец, последнюю страницу повести, последнюю тайну преображенной  души:

Что это было?  Гордость,  обида на Димку?..

Нет,  это  было  чувство  невозможности и нежелания губить другого человека.

ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ВИНОВАТ

В начале этой истории, как  отмечалось, силовым центром коллектива была Миронова и ее безупречные волевые  качества. Кто бы мог предположить, что непоправимая ошибка в мыслях этой, в конечном счете, не самой плохой девчонки, может так изменить вектор симпатий целого класса. Две стороны души, повторимся, две половинки, каждая из которых стремится заполнить всю душу, эти две половинки поменялись местами. В тот момент, когда на следующий день Лена пришла в класс попрощаться.

Это был совсем другой человек, совсем другая, взрослая, понимающая, мудрая. Ребята постигли один из первых жизненных  уроков в тот день: месть и ненависть  никогда не достигают цели, зло  никогда не приведет к добру,возмездие  влечет за собой другое возмездие, и  только милосердие и прощение в силах  остановить кровожадное безумие  миллионов. Перед ними стоял символ милосердия, жертва бессмысленного насилия, а Миронова, вовсе не чувствуя укоров совести, уже обрушивается на следующую  жертву, которая на этот раз уж точно  та самая, настоящая, а не фальшивая.

И вот самое главное  дело Лены: она вновь спасает Димку, произнося всего несколько слов, с которыми почти все в один миг соглашаются. Вдруг соглашаются  все, что не может не вызвать удивления. Однако, это случилось: Ленка, сама не желая того, стала лидером класса, новым образцом, оставившим в тени образ Мироновой. Та же выкованная воля, но совершенно друга вера, покорившая детские сердца.

     А  ребята тянули руки,  тянули,  и  окружили Димку,  и  оторвали его от стены,  и  вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в  кольце непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы.

     Все были  за бойкот!

     Только одна  Ленка не подняла руки.

     - А ты? - удивилась  Железная Кнопка.

     - А я - нет, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.

     - Ты его  простила? - спросил потрясенный  Васильев.

     - Вот дурочка, - сказала Шмакова. - Он же тебя  предал!

     - Но почему,  почему ты против?! - Железной Кнопке  хотелось понять, что мешало этой  Бессольцевой объявить Димке  бойкот.  -  Именно ты - против. Тебя  никогда нельзя понять... Объясни!

     - Я была на костре,  -  ответила Ленка.  -  И по улице меня гоняли. А я никогда никого не  буду гонять...  И никогда никого не  буду травить.  Хоть убейте!

     - Какая храбрая! - Шмакова зловеще хихикнула: - Одна против всех!

     - Раз так,  то и Чучелу бойкот!  -  заорал  Валька.  -  Ату-у-у их! – Он  свистнул.

     Но свист  его погас, потому что никто  его не поддержал.

Наверное, в этом и заключается  тайна детской души – она способна измениться к лучшему, она пока слишком  гибка и тонка, чтобы закоснеть  в привычке.

И даже Валька, услыхав о  подарке Николая Николаевича  школе и музею, пережил что-то, похожее на душевное потрясение:

Валька  растерялся.  Смысл  жизни  терял  для  него  основу.  Он  хотел заработать много-много  денег,  он считал это самым большим  счастьем,  потому что на деньги он купил бы себе автомашину, цветной  телевизор, моторную лодку и  зажил  бы в  собственное удовольствие.  И вдруг "кто-то",  по доброй воле, отказывался от  всех  своих  богатств.  От  дома,  который  стоит тысячи.  От картин, которые, говорят, стоят "мильен".

И даже Рыжий, раб коллектива, ненавидящий Бессольцеву за срыв поездки в Москву, вдруг понимает:

Я  всегда был  как  все.  Все  били,  я  бил.  Потому что  я  Рыжий и боялся выделиться.  -  Он  почти кричал или  почти  плакал:  голос у  него все время срывался.  -  А теперь - точка! Хоть с утра до ночи орите: "Рыжий!" - я все буду делать по-своему,  как считаю нужным.  -  И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобожденно вздохнул.

Только теперь мы можем  смело сказать – Ленка спасла многих, не только Сомова, она спасла, принеся себя в жертву, весь класс, надолго избавившийся от соблазна вершить  суд над человеком. Страдания  одной невинной девочки стали поводом к прорастанию глубоко затаенной в сердцах каждого истины о смысле любви и силе сострадания.

И, в заключении, нам трудно обойти еще одну ипостась повести, обращенную уже к миру взрослых, который на поверку оказывается одним из главных, хотя и незримых,  персонажей повести.

Вопрос о природе детской  жестокости и мотивах неожиданной  агрессии крайне актуален сегодня. Спросим  себя: неужели виной тому одна Миронова, неужели негодяй Валька или трус Сомов таковы от природы?

Оказывается, далеко не все  так просто. Автор обращает нас  лицом к лицу с новой сложнейшей проблемой – проблемой воспитания духа в человеке, и воспитанием  этим заняты родители и учителя.

Но где они – воспитатели? Маргарита Ивановна целиком поглощена  собственным счастьем, за что ее, конечно, нельзя судить, но нельзя и  умалить долю ее вины в случившемся. Понимание к ней возвращается слишком поздно, чрезвычайно поздно догадывается она о драме, разразившейся  в ее собственном классе.

Откуда  появился дикий способ заработка  у Вальки? Чьи идеи высказывает  этот паренек? Разумеется, родного старшего брата, который только поощряет его  в столь замечательных начинаниях.

Где искать источник эгоизма  Шмаковой? Разве не в ее собственной  семье, где мать «втайне от отца»  вручает девочке лишние деньги, чтобы  та как следует отдохнула в Москве. Ложь, царящую в семье Шмаковых, автор очерчивает этим незначительным штрихом. Родителей как бы и нет, но на самом деле – вся повесть обращена к ним.

Вспомним один знаменательный эпизод из разговора Шмаковой и Мироновой: - Послушай,   Миронова,   а  почему  ты  такая?  -  Шмакова  с  большим любопытством посмотрела на Железную Кнопку.

- Какая?

- Ну  не  как все девчонки...  Мама у тебя жутко модная.  Женщина моей мечты...

- Что с вас взять,  - резко перебила Железная Кнопка. - Смотри, сколько нас осталось?  По пальцам можно пересчитать...  Из всего класса. И это после  того, как мы объявили бойкот  предателю. А если бы не я,  вы бы уже все сидели дома.

Шмакова улыбнулась: ее не так-то легко было сбить.

- Вчера я  встретила  твою маму,  -  вновь начала  она.  -  Идет в  синей кожаной  курточке.  Между прочим,  под  цвет глаз. Я отвалилась. – Мечтательно  закатила глазки: - Наверное, кучу  денег заплатила?

- Не интересовалась... Шмакова,  давай о чем-нибудь другом.

Тут не столько иллюстрация  взглядов на жизнь самой Шмаковой, сколько глубокая характеристика ее противоположности – Мироновой. Каковы причины озлобленности Мироновой  на весь мир? Разве не в том, что  честное и искреннее сердце Железной Кнопки раз за разом сталкивалась с ложью и предательством в  собственной семье? Разве не здесь  кроется ответ на вопрос о детской  жестокости? Он совсем рядом, он – в  наших домах.

И это последняя фраза  девочки объясняет неявный подтекст повествования:

- Все из-за нее! Из-за  нее! - твердила Миронова, вытирая  слезы. - Из-за матери моей... Она  считает, что каждый может жить  как хочет... и делать, что хочет...  И ничего ни с кого не  спросится.  Лишь бы все было  шито-крыто!.. И вы такие же! Все!  Все! Такие же!..

Каждый из них чувствует  правду, каждый готов принять ее, но не каждый из детей счастлив в  семье. И теперь, увидев и соприкоснувшись  с красотой настоящего поступка, в  детских душах проснулась светлая  тоска,

 

«…такая отчаянная тоска  по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и  благородству все  сильнее  и  сильнее захватывала  их  сердца  и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед нами одно из самых  уникальных произведений детской литературы последних десятилетий. Едва ли можно  найти повесть более пронзительную  и более значительную по своим  духовным корням, чем «Чучело» Железникова. Сказать, что это повесть о  подростках, о нравах подрастающего  поколения, о специфике взаимоотношений  в группе – значит ничего не сказать. На наш взгляд, повесть значительно  превышает рамки детской литературы и, в сущности, обращена к человеку вообще, без привязки к тому или  иному возрасту.

Повесть «Чучело» была написана на основе  жизненных событий.   Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя  несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить   драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но  ее способность к самопожертвованию  и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви  помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.[4] Продолжить тему одиночества Железников  решил в                                    другой повести  «Чучело – 2, или игра мотыльков», где главный герой Костя напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – уже не дети, а подростки, которым 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (угон машины, сбитые люди, попытка самоубийства Глазастой и т.д.). Поэтому  Косте, Зойке и остальным   они обходятся  дорого. Но писатель и в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.     

Данные книги посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова  стало классикой отечественной детской литературы и вошло  в школьную программу.  Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.      

Информация о работе Биография Владимира Железникова