Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа
В 90-е ХХ века тем же писателем было создано другое произведение - «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков. Название этой повести предполагает, что является продолжением произведения «Чучело».
При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества В.К.Железникова.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1Биография Владимира Железникова…………………………..4
1.1Биография В. Железникова…………………………………………..4
1.2Творческий путь В. Железникова…………………………………...5
Глава 2 Нравственная проблематика повести…………………………7
2.1Проблематика повести………………………………………………..7
2.2Голгофа Ленки Бессольцевой………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….38
В центре произведения
Одна из причин такого
поведения кроется в
Другая причина заключается в окружении Кости, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем(2) не отказывая себе и думая лишь о себе. Например, Куприянов заявляет в разговоре с Каланчой: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. А по – нашему, спасай свою шкуру до последнего вздоха. Вот какая наука». Именно поэтому Глебов, раздумывая о причине поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество.
Следует отметить, что в данном
произведении автор продолжает
поднимать проблему
Следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой, сложен, он отражает образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Поэтому следует говорить о том, что Костя, а не Зойка – главный герой, являющийся прообразом Лены Бессольцевой, также выдержавшей нравственное испытание. Эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других.
Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть Зои и Лены, Димы и Кости, следует проводить параллель между Костей и Леной, так как через этих героев автор раскрывает проблему сохранения души в условиях противостояния толпе.
Две ключевых конфликтных ситуации формируют и определяют содержательную ткань произведения, причем первый конфликт неразрывно связан со вторым. Первый конфликт – личность и социум - разворачивается во многих плоскостях, таких как, например, человек и толпа, я и другой, индивидуальность и масса. Второй конфликт представляет собой столкновение двух мировоззренческих платформ, двух нравственных императивов, или же конфликт двух моральных доктрин – морали милосердия и морали возмездия (этика милости и этика наказания, а в самом широком смысле – этика благодати и этика закона).
Эта крестообразная смысловая
структура повести неслучайна, поскольку
сам сюжет произведения высвечен
мотивом креста, крестной жертвы, грехопадения,
предательства и искупления. Автор
затрагивает самые тонкие нити человеческой
организации. Проблемы повести, вырастающие
из столкновения четырех конфликтующих
стихий, ширятся и охватывают собой
все стороны жизни
В этом небольшом эссе мы
постараемся начать разговор об этом
произведении, опираясь на стержневой
лейтмотив его – мотив
1.2 ГОЛГОФА ЛЕНКИ БЕССОЛЬЦЕВОЙ
Сама пространственно-
Пространство преднамеренно
обращается автором в духовную вертикаль.
Давайте посмотрим, с чего начинается
повесть. Это приезд Николая Николаевича,
дедушки Лены Бессольцевой, в безымянный
городок, имеющий давнюю героическую
историю. Сам городок – перекресток
и зеркало исторических путей
России, по сути – некая точка
соединения духовных токов русской
исторической и духовной традиции настоящего
и минувшего, а дедушка – живое
соприсутствие в настоящем
Николай Николаевич совсем
неслучайно возвращается домой. Он верит
в свой дом, и вновь возникает
отдаленное эхо притчи о блудном
сыне, которого так ждет и надеется
увидеть у себя Николай. Эхо, повторимся,
неожиданным образом ставшее
реальностью, поскольку вместо сына
появляется внучка Николая, внучка, которая
образует своеобразное силовое поле
праведности в нравственно-
Дом, который Николай приводит в порядок и приступает к своему главному делу – собиранию картин, тех самых картин, которые могли бы послужить замечательным символом духовного наследия и памяти и которые никому, кроме самого Николая, не были нужны... До некоторых пор.
Сюжет повести автор помещает в своеобразную художественную рамку, которая замыкает историю на себя, хронология развития событий поэтому имеет концентрическую (кольцеобразную) структуру. Сама же рамка повествования обладает вполне определенной жанровой спецификой, отсылающей нас к исповедальной традиции русской духовной культуры и словесности.
Первая глава хронологически
должна была бы стать последней, ведь
все уже произошло, кроме самого
главного в этой истории – не
завершилась исповедь, последняя
ступень в развитии сюжета. Повествование
Лены – это рассказ, открывающий
ей самой тайну собственного сердца
и тайну других. По этой причине
мы с вами как читатели участвуем
одновременно и в наблюдении за событиями,
приведшими к роковой черте, за которой
- отъезд Лены из города, и в то же
время приобщаемся
Путь Лены Бессольцевой,
за несколько дней успевшей повзрослеть
на годы, поразителен, но самое существенное
на этом пути – оформление и проявление
всех духовных сокровищ человеческого
сердца, которые шаг за шагом, от
страдания к страданию
Железников видит человеческую
душу двоякой, двуликой, двусторонней.
В этой мысли – основа художественного
конфликта повести. Детская душа
хранит в себе зачатки лика и личины,
хищнический оскал и
Немаловажным фактором в этом самоосуществлении правды и совести в человеке становятся две категории: воля и авторитет. Первая позволяет личности найти в себе силы воспротивиться агрессивному воздействию внешнего мира, научиться отстаивать собственную позицию, приобрести устойчивость и непоколебимую веру в ту истину, которую исповедуешь. Воля дарует человеку несгибаемость и крепость, твердость решения и стойкость в борьбе. Воля дисциплинирует дух и координирует пространство нравственного выбора в самых казалось бы невыносимых для человека ситуациях. Воля – единственное оружие в борьбе с соблазном и искушением. Отсутствие воли влечет за собой духовное порабощение и полную неспособность к принятию ответственности за себя и других. Безволие для Железникова – один из главных пороков современного человечества, с легкостью вручающего дар свободного выбора и самоопределения в руки других, зачастую нечистых на руку людей. Тогда личность теряет самое главное в себе – собственное лицо.
Но для подростка ситуация осложняется многократно, ведь обыкновенный шестиклассник еще не всегда знает, что значит иметь собственное лицо и что такое личная позиция в споре. Подростковое сознание бессознательно влечется к лидеру, человеку, способному повести за собой и объяснить ему то главное, ради чего стоит жить. Синдром поклонника в молодежной среде замечателен именно тем, что молодой человек пребывает в поиске и зачастую готов отдать право на личный нравственный выбор другому, более волевому, более успешному, более популярному, даже не задумываясь о том, прав ли тот, другой, и какими мотивами он руководствуется. И тогда душа впадает в противоположное состояние слепой преданности авторитету.
Важно заметить, что последнее
встречается много чаще в юношеском
среде, нежели первое, которое еще
требуется приобрести. Ребенок младшего
школьного возраста изначально внушаем,
в этом залог успешности воспитания,
однако подросток находится в
своеобразном пограничном состоянии,
когда впервые проснувшаяся воля
к самоопределению
В конечном счете подростковый коллектив (например, 6-й класс) начинает самоорганизовываться на основе личностных особенностей каждого члена данного коллектива. Лидерство преимущественно получает тот, кто обладает уже сложившимся мировоззрением, знает, чего хочет и не склонен к слепому подражанию сверстникам. Иными словами, право лидера может получить человек с крепкой волей или человек, вызывающий впечатление волевого и уверенного в себе.
Воля и авторитет – в такой поляризованной диспозиции и разворачиваются основные события повести. Однако проблему человеческой агрессии невозможно разрешить, опираясь только на два вышеприведенных понятия. Они могут лишь способствовать выработке поведения группы, тогда как самое главное и существенное скрывается в категории третьей – в категории веры.
Опасен ли человек конформный? Опасен ли непримиримый стоик с железной волей? Эти вопросы так и останутся без ответа, если мы не спросим, во что они верят, какой идеал избрали для себя, почему исповедуют те или иные принципы? А подобные вопросы носят уже совершенно иной характер – характер мировоззренческий.
Мало человеку обладать несгибаемым характером, гораздо важнее, к какому берегу причалит душа человека, на какое дело отдаст он свои силы. В этом плане как раз и можно говорить о втором конфликте повести, о второй поляризации героев – поляризации личностных позиций, конфликте вер.
Лидер не просто ведущий, лидер – еще и проповедник, а значит его ответственность должна быть особенно велика. Лидеры влекут человечество либо к спасению, либо к погибели. Лидеры в повести становятся главными виновниками произошедшего с Леной Бессольцевой, если вообще понятие вины в данном случае уместно использовать.
Разумеется, каждый персонаж повести, каждый подросток мечтает занять лидирующую позицию, и каждый для себя избирает подобающую веру, которая поможет ему достигнуть когда-нибудь жизненного успеха или счастья. Так думает всякий, но не всякий способен привлечь на свою сторону большинство. Для этого требуются совсем не заурядные организаторские способности.
Мечтает о лидерстве Шмакова,
реализуя свою жажду признания за
счет Попова, мечтает о власти Валька,
все силы своей детской души отдавший
деньгам, мечтает Рыжий, наивно полагая
своей клоунадой и
магическая способность внушать другим собственные взгляды.
Автор пытается достучаться
до читателя и надеется поведать ему
о том, сколь опасно следовать
чужим советам без собственного
рассуждения, без личной оценки, сколь
страшные последствия могут настигнуть
его спустя некоторое время, если
его выбор был продиктован
лишь страхом перед авторитетом
и угрозой полной социальной изоляции.
Страх перед лидером и его
силой может стать