Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа
В 90-е ХХ века тем же писателем было создано другое произведение - «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков. Название этой повести предполагает, что является продолжением произведения «Чучело».
При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества В.К.Железникова.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1Биография Владимира Железникова…………………………..4
1.1Биография В. Железникова…………………………………………..4
1.2Творческий путь В. Железникова…………………………………...5
Глава 2 Нравственная проблематика повести…………………………7
2.1Проблематика повести………………………………………………..7
2.2Голгофа Ленки Бессольцевой………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….38
Воплощением лицемерной трусости и страха перед утратой признания становится Сомов, чья вера в добро, справедливость, милосердие способна покорить любого. Вера, но не воля, полностью парализованная страхом изгнания и всеобщего отчуждения. И в этом смысле Сомов – один из самых жалких персонажей повести, достойных не восхищения, а сочувствия.
Наверное, единственный человек, который вовсе и не мечтал о лидерстве и не имел никакого определенного мировоззрения, была Ленка, для которой высшим счастьем к началу повести было просто искренне и до конца подружиться с одноклассниками. С этим настроением она и встретила свой первый уступ.
К началу повествования галерея характеров главных героев может быть представлена следующим образом:
а)Статичный образ Мироновой, обладающей совершенной волей и сложившейся верой, лидер группы.
б)Динамичный образ Бессольцевой с несложившейся верой и слабой волей, изгой в группе, предмет насмешек.
в) Персонажи-посредники, члены группы: Шмакова, Валька, Рыжий, Попов, Сомов, Лохматый, Васильев. Обладают элементами мировоззрения: от культа выгоды и корысти (Шмакова, Валька), силы (Лохматый) до искренней веры в человека и настоящих проявлений воли (Васильев).
Как ни странно, система образов, складывающаяся к началу повествования, в финале повести качественно преобразится. Никто до самого последнего момента так и не поймет, как «гадкий утенок» за несколько дней беспощадной травли превратится в прекрасного лебедя и навсегда останется в сердцах и памяти своих одноклассников. Никто не предполагал, что в духовном мире угловатого и неуклюжего подростка происходили такие процессы, какие, быть может, человек не сможет пережить и в течение всей жизни.
Рассказ Лены начинается с первых дней в школе, когда она еще не знала, кто она. Чистое сердце и по-детски непосредственная доброжелательность и скромность. Все это было, но не было ясности, кто же она такая, каково ее место в этом мире и как себя вести со сверстниками.
Она не способна воспринимать оскорбления, не в силах даже обижаться, прощает каждого и каждую, не чувствуя, что над ней смеются. С такой же радостью она готова следовать советам и предложениям окружающих, и в этом смысле Ленка не слишком отличалась от своих одноклассников. Нет, она не защищала никаких жизненных позиций, никаких правил, потому что считала и была уверена, что самое главное – просто дружить. И ничего, что в новой компании ей пришлось предать собственного дедушку, ничего, что она стала стыдиться самого близкого для нее человека только потому, что над ним смеялись другие. Все это было не так страшно, а напротив – интересно, тем более, что на нее обратил внимание
самый романтический и мужественный человек в классе – Димка Сомов, в первый же день заступившийся за новенькую и всякий раз доказывавший ей свою готовность прийти на помощь и защитить от оскорблений.
И дни текли бы своим чередом, и выросла бы Ленка, так и не коснувшись самого главного в человеческой жизни, если бы не тот глупый случай с побегом в кино.
Но прежде чем перейти
к анализу этой истории, важно
отметить, что роль Сомова в жизни
Лены не только отрицательная, но и
глубоко положительная. Не будет
забывать о том, что благодаря
поступкам Димки ее душа впервые
увидела перед собой самый
настоящий образец для
Получается, что первый всплеск чувства долга и верности ближнему заронил в ее сердце Сомов, причина ее нравственного пробуждения и дальнейшего взросления. И потому в тот миг, когда ее герой стоял бледный и пораженный страхом перед испытывающим взглядом Мироновой, сердце девчонки (не разум) уже знало, как следует поступить. Поступить нужно так, как поступил бы сам Димка – заступиться, защитить оскорбленного и слабого, ведь сам он так много раз вставал на ее защиту.
И потому слова рождаются сами собой, невольно, даже безвольно, но на самом деле – из самой глубины сердца. Еще нет волевого решения, еще нет никакой мысли, связанной с понятием выбора, сердце впервые открылось
своему назначению, воспитанное или врожденное добро проговорилось в эту минуту словами: «Это сделала я!»
Рождество воли еще впереди, воля пригодится тогда, когда девчонка будет нестись по улице, словно загнанное животное, и все-таки хранить тайну человека, который постепенно терял в ее глазах всякую привлекательность и романтический ореол, но долг, тем не менее, оставался долгом.
Интересно, а смогли бы другие
персонажи совершить нечто
Шмакова мстит обоим: и Сомову, и Бессольцевой. Первому – за проснувшийся интерес к новенькой, а второй – как сопернице. Но месть Шмаковой – прямая противоположность возмездию Мироновой. Шмакова мстит за себя, Миронова – во имя высшей справедливости, за что получает от подруги ярлык «идейной».
А вот Попов, что следует особо подчеркнуть, проявляет совершенное безволие по отношению к поступку Сомова и хранит молчание лишь по единственной причине: он полностью доверяет Шмаковой: выражение их лиц удивительно точно передавало настроение: Шмакова была очень довольна, ее лицо озаряла странная многозначительная и таинственная улыбка, Попов же был растерян и даже потрясен:
- Видал? - Голос Шмаковой вздрагивал от возбуждения.
- Ну, Димка! - Попов еще не знал, как относиться к происшествию, которое произошло у них на глазах, и с надеждой взирал на подружку.
- А что теперь будет?
- Родителей начнут таскать, - ответила Шмакова. - А мы с тобой в порядке.
- Ох, у тебя и голова! - восхищенно сказал Попов. - Член правительства... Я им не завидую.
Уже в этом замечательном описании отчетливо проступает внутренний мир Попова, который был ошеломлен, но не знал, как относиться к событию. Лишь спустя несколько дней он поймет, какую ошибку допустил, согласившись на сговор со Шмаковой.
Но события движутся своим чередом. Поездку в Москву отменили. И вот уже объявлен бойкот не Сомову, а Ленке, впервые столкнувшейся с тем ужасом лицом к лицу, с ужасом человеческого отчуждения.
Довольно сложно представить себе, как может вынести сердце, полное любви и нежности ко всему мирозданию, абсолютную ненависть со стороны людей. Но ненависть стала реальностью. Ненависть, обращенная на невинное существо. Ненависть, спровоцированная одним человеком, жаждущим мести.
Сначала в душе рождается страх. Затем боль и ненависть... и все тот же страх.
Ленка еще верит, что Сомов придет на помощь, не догадываясь о том, что главное для последнего – ни в коем случае не оказаться на ее месте. Ради этого он пойдет на все.
Ничего этого Ленка еще не знает, и потому продолжает любить и жалеть своего героя, который просто растерялся, но когда-нибудь обязательно соберется и выручит.
На этой ступени у юной героини остается надежда и остается верный друг. А пока есть друг, ты не одинок, даже если весь мир против тебя. Однако в стане противников находился еще и другой человек, о котором Ленка просто ничего не знала и даже считала «прихлебателем» Мироновой. Это Васильев, парень, который не смог перебороть в себе чувство стыда за все происходящее и отказавшийся участвовать в травле. Но он не просто отошел в сторону, а не побоялся прямо и честно сказать об этом:
- Я тоже против предательства! - пытался им объяснить Васильев. - Но зачем же ее бить?.. Она же девчонка. Мы даже не выслушали ее.
Васильев, не зная ничего о предательстве Сомова, нашел в себе силы вступиться за Бессольцеву просто потому, что не мог с этим смириться. В этом смысле об этом персонаже следует говорить особо, поскольку именно он максимально близок по своим внутренним качествам характеру Лены.
Но очередной уступ
этой истории таил для героини
еще более неожиданные события.
Роковой час предельного
Но вера Лены в мужество Димки не знает предела. Даже в тот миг, когда ее защитник и герой застигнут врасплох под маской медведя, даже тогда она готова ему все простить, уверенная, что его вынудили на это ее преследователи.
Удивительно, что именно
на пределе нравственного
Знаменитая особа. Жертвенница. Святая душа. Ее жениха убили в русско-турецкую войну. Под Плевной. А она после его смерти не пожелала выходить замуж, ей тогда было всего восемнадцать, и всю жизнь прожила одна. Но как прожила! Она основала женскую гимназию в городке. А первые ее выпускницы все до единой уехали работать учителями в близлежащие деревни. Говорят, они ей во всем подражали: так же одевались, как она, так же разговаривали, так же жили. Какие были люди!
Какие были особенные люди! Все делали не ради славы, а для народной пользы. Потом за другими стала ухаживать, за самыми тяжелыми ходила, многие ей своей жизнью были обязаны. Я ее хорошо помню. Она жила в твоей комнатке... Когда она умерла, ее хоронил весь город.
И все это происходило
здесь, в том же городе, на той
же земле. Ярчайший символический
прообраз подвига Лены напрямую сопрягается
с подвигом святости. Вспомним также
и последнее свидание Лены и Сомова
перед окончательным
Поцелуй Димки, разумеется,
можно рассматривать как
В следующие секунды шпионивший Валька уже стащил платье Лены с веревки и убежал прочь. Ленка рванула вслед за ним. В сарае, где скрылся Валька, все были в сборе. Рыжий, как обычно, веселил присутствующих, напялив на себя Ленкино платье. И опять-таки не стоило особого внимания обращать на историю с платьем, если бы не следующая аналогия с великими событиями страстной пятницы, когда воины у подножия креста бросали жребий об одеждах распятого.
Он снял платье и протянул мне.
- На...
А когда я хотела его взять, кинул через мою голову Лохматому. Ничего не понимая, я бросилась к Лохматому, а он подразнил меня платьем, покрутил им перед моим носом и перекинул Вальке... И понеслось по кругу! Валька - Шмаковой, Шмакова - Попову, тот еще кому-то... И каждый дразнил меня.
Быстрее, быстрее!
Мне стало жарко, я носилась как угорелая, и прыгала, и хватала их за руки, но платье перехватить не могла.
Быстрее, еще быстрее!
Передо мной мелькал круг из их лиц, а я носилась в нем, точно белка в колесе.
Мне бы надо остановиться и уйти, наплевать на это платье и на них на всех наплевать, но я, как последняя дурочка, металась между ними, старалась их победить. Не ради себя, ради Димки.
И вдруг кто-то из круга бросил платье Димке, и тот поймал его. Я почувствовала, как все они напряженно затихли.
Миронова сказала:
"Вот вам и очная ставка. Наконец-то мы узнаем всю правду!"
Я подошла к Димке, протянула руку за платьем и улыбнулась ему:
"Ну, пошли?.. Поговоришь с ними в другой раз".
Он не двигался с места и платье мне не отдал, но улыбнулся в ответ. И я ему еще раз улыбнулась, а руку все время держала протянутой... Так мы стояли и улыбались друг другу.
И вдруг... он швырнул платье через мою голову!
Неправедный суд свершился, и Ленка осталась совершенна одна. Теперь ей было нечего ждать и не на что надеяться. Теперь, казалось бы, ее жертва превратилась в прах. Во имя и ради кого она совершила подвиг? Ради никчемного подлеца? Неужели она еще чем-то обязана своему предателю? Неужели и сейчас нужно скрывать истину?
Но и это был не конец – впереди костер, на котором решено было сжечь платье девочки. Никто тогда не мог понять, как далеко может зайти эта шутка:
"Дождалась!"
"Я придумала! Я придумала!
- Шмакова от радости запрыгала.
- Пусть Димка подожжет костер!..