Цель “Поэтики” и ее задачи. Поэтическое творчество-подражание. Различие видов поэзии в зависимости от средств подражания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 04:08, доклад

Описание работы

О сущности поэзии и ее видах — о том, какое значение имеет каждый из них, как следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было хорошим, из скольких и каких частей оно должно состоять, а также о других вопросах, относящихся к той же области, будем говорить, начав, естественно, сперва с самого начала. Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и кифаристики — все они являются вообще подражанием. А отличаются они друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом. Подобно тому, как (художники) воспроизводят многое, создавая образы красками и формами, одни благодаря теории, другие — навыку, а иные — природным дарованиям, так бывает и в указанных искусствах.

Файлы: 1 файл

поэтика Аристотеля.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

I

Цель “Поэтики” и ее задачи. Поэтическое творчество-подражание. Различие видов поэзии в зависимости от средств подражания

О сущности поэзии и ее видах — о том, какое  значение имеет каждый из них, как  следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было хорошим, из скольких и каких  частей оно должно состоять, а также  о других вопросах, относящихся к  той же области, будем говорить, начав, естественно, сперва с самого начала.

Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая  поэзия и большая часть авлетики и кифаристики — все они  являются вообще подражанием. А отличаются они друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами или различные предметы, или различным, не одним и тем  же, способом. Подобно тому, как (художники) воспроизводят многое, создавая образы красками и формами, одни благодаря  теории, другие — навыку, а иные —  природным дарованиям, так бывает и в указанных искусствах. Во всех их воспроизведение совершается  ритмом, словом и гармонией, и притом или отдельно, или всеми вместе.

Так, только гармонией  и ритмом пользуются авлетика и кифаристика  и, пожалуй, некоторые другие искусства  этого рода, как, например, игра на свирели. Одним ритмом без гармонии пользуется искусство танцоров, так как они  посредством ритмических движений изображают и характеры, и душевные состояния, и действия. А словесное  творчество пользуется только прозой или метра-

[1065]

ми, и соединяя их одни с другими, или употребляя какой-нибудь один вид метров, до настоящего времени  получает (названия только по отдельным  видам). Ведь мы не могли бы дать никакого общего названия ни мимам Софрона  и Ксенарха и Сократическим диалогам, ни произведениям в форме триметров, или элегий, или каких-нибудь других подобного рода метров. Только соединяя с названием метра слово “творить”, называют одних творцами элегий, других творцами эпоса, давая авторам названия не по сущности их творчества, а по общности их метра. И если кто издаст какое-нибудь сочинение по медицине или по физике в метрах, то обыкновенно называют его поэтом. Но у Гомера нет ничего общего с Эмпедоклом кроме стиха, почему одного справедливо назвать  поэтом, а другого скорее натуралистом, чем поэтом. Точно также, если бы кто стал в своих произведениях  соединять все метры, как, например, Хэремон в “Центавре”, рапсодии, смешанной из всех метров, то и его  нужно назвать поэтом.

По этим вопросам я ограничусь тем, что сказал. Но есть некоторые виды творчества, пользующиеся всеми указанными средствами, ритмом, мелодией и метром. Таковы дифирамбическая  поэзия, номы, трагедия и комедия. А  различаются они тем, что одни пользуются этими средствами всеми  вместе, другие — отдельно. Вот о  каких различиях между искусствами  я говорю, в зависимости от того, чем они производят подражание.

II

Различие видов поэзии в зависимости от предметов подражания

Так как поэты  изображают лиц действующих, которые  непременно бывают или хорошими,

[1066]

или дурными, —  нужно заметить, что характеры  почти всегда соединяются только с этими чертами, потому что все  люди по своему характеру различаются  порочностью или добродетелью, —  то они представляют людей или  лучшими, или худшими, или такими же, как мы. То же делают живописцы. Полигнот изображал людей лучшими, Павсон худшими, а Дионисий похожими на нас. Ясно, что все указанные виды подражания будут иметь эти отличительные  черты, а различаться они, таким  образом, будут воспроизведением различных  явлений. Эти различия могут быть в танцах, в игре на флейте и на кифаре, и в прозе, и в чистых стихах. Например, .Гомер изображал  своих героев лучшими, Клеофонт похожими на нас, а Гегемон Тазосский, составивший  первые пародии, и Никохар, творец “Делиады”, — худшими. То же можно сказать  и относительно дифирамбов и номов, как, например... (Арганта), и “Циклопов” Тимофея и Филоксена). В этом состоит  различие трагедии и комедии: одна предпочитает изображать худших, другая лучших, чем  наши современники.

III

Различие видов поэзии в зависимости от способов подражания: а) объективный рассказ (эпос); b) личное выступление рассказчика (лирика); с) изображение событий в действии (драма). Вопрос о месте возникновения трагедии и комедии. Этимологическое объяснение термина “комедия”

Есть еще третье различие в этой области — способ воспроизведения каждого явления. Ведь мож-

---------------------------------

Название произведения в рукописях  не сохранилось.

[1067]

но воспроизводить одними и теми же средствами одно и  то же, иногда рассказывая о событиях, становясь при этом чем-то посторонним (рассказу), как делает Гомер; или  от своего же лица, не заменяя себя другим; или изображая всех действующими и проявляющими свою энергию.

Вот этими тремя  чертами — средствами подражания, предметом его и способом подражания — различаются виды творчества, как мы сказали вначале. Поэтому  Софокла, как поэта, можно в одном  отношении сближать с Гомером, так  как они оба изображают хороших  людей, а в другом отношении —  с Аристофаном, потому что они  оба изображают совершающих какие-нибудь поступки и действующих. Отсюда, как  некоторые говорят, происходит и  название этих произведений “действами” (δράματα), так как они изображают действующих лиц. Вот почему дорийцы  заявляют свои притязания на трагедию и комедию. На комедию — мегарцы: здешние (мегарцы) говорят, что она  возникла у них во время демократии, а сицилийские ссылаются на то, что из Сицилии происходил Эпихарм, поэт, живший значительно раньше Хионида  и Магнета. В доказательство дорийцы  приводят и самые слова. Они говорят, что окружающие город селения  называются у них “комами”, а  у афинян “демами” и поэты были названы комиками не от глагола “комазейн” (κωμάζειν), а оттого, что они скитались  по “комам”, когда их позорно выгоняли из города. И понятие “действовать”  у дорийцев обозначается глаголом “дран” (δραν), а у афинян — “праттейн” (πράττειν).

А на трагедию (изъявляют  притязание) некоторые из (дорийцев) пелопоннесских.. О различиях в  творчестве, о том, сколько их и  каковы они, сказанного достаточно.

-------------------------------------

Название произведения в рукописях  не сохранилось.

[1068]

IV

Естественные основы поэзии. Первоначальное деление поэзии на эпическую и сатирическую; дальнейшее — на трагедию и комедию. Возникновение трагедии

Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные. Во-первых, подражать  присуще людям с детства; они  отличаются от других живых существ  тем, что в высшей степени склонны  к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством  подражания. Во-вторых, подражание всем доставляет удовольствие. Доказательством  этому служит то, что мы испытываем пред созданиями искусства. Мы с удовольствием  смотрим на самые точные изображения  того, на что в действительности смотреть неприятно, например, на изображения  отвратительнейших зверей и трупов. Причиной этого служит то, что приобретать  знания чрезвычайно приятно не только философам, но также и всем другим, только другие уделяют этому мало времени.

Люди получают удовольствие, рассматривая картины, потому что, глядя  на них, можно учиться и соображать, что представляет каждый рисунок, например, — “это такой то” (человек). А  если раньше не случалось его видеть, то изображение доставит удовольствие не сходством, а отделкой, красками или чем-нибудь другим в таком  роде.

Так как нам свойственно  по природе подражание, и гармония, и ритм, — а ясно, что метры  части ритма, — то люди, одаренные  с детства особенной склонностью  к этому, создали поэзию, понемногу  развивая ее из импровизаций. А поэзия, соответственно личным характерам людей, разделилась на виды. Поэты более  возвышенного направления стали  воспроизводить [хорошие поступки и] поступки хороших людей, а те, кто  погрубее — поступки дурных людей; они составляли сперва сатиры, между  тем как

[1069]

первые создавали  гимны и хвалебные песни. До Гомера мы не можем указать ни одного такого произведения, хотя, вероятно, их было много, но начав с Гомера, можем, например, его “Маргит” и подобные ему  поэмы. В то же время явился подходящий ямбический метр. Он называется и теперь ямбическим (язвительным) потому, что  этим метром язвили друг друга. Соответственно этому древние поэты одни сделались  эпическими, другие — ямбическими.

А Гомер и в  серьезной области был величайшим поэтом, потому что он единственный не только создал прекрасные поэмы, но и дал драматические образы, и  в комедии он первый указал ее формы, представив в действии не позорное, а смешное. Его “Маргит” имеет  такое же отношение к комедии, какое “Илиада” и “Одиссея”  к трагедиям. А когда (у нас) явилась  еще трагедия и комедия, то поэты, следуя влечению к тому или другому  виду поэзии соответственно своим природным  склонностям, одни вместо ямбографов стали  комиками, другие вместо эпиков трагиками, так как эти виды поэзии имеют  больше значения и более ценятся, чем первые.

Рассматривать, достаточно ли уже существующих видов трагедии, если судить по ее существу и по отношению  к театру, — другой вопрос. А возникла, как известно, она сама и комедия  из импровизаций. Одна ведет свое начало от запевал дифирамба, другая — от запевал фаллических песен, которые  еще и теперь остаются в обычае во многих городах. Трагедия понемногу  разрослась, так как (поэты) развивали  то, что в ней рождалось, и, подвергшись  многим изменениям, она остановилась, достигнув того, что лежало в ее природе. Эсхил первый увеличил число  актеров от одного до двух, уменьшил хоровые партии и подготовил первенствующую роль диалогу. Софокл ввел трех актеров  и роспись сцены. Затем из малых  фабул явились большие произведения, и диалог из шутливого, так как  он развился из сатирической драмы, сделался величественным

[1070]

поздно. Место тетраметра занял триметр. Трагики пользовались сперва тетраметром потому, что этот вид поэзии имел характер сатирический и более подходящий к танцам. А  когда был введен диалог, то сама его природа нашла соответствующий  метр, так как ямб более всех метров подходит к разговорной речи. Доказательством этому служит то, что в беседе друг с другом мы очень часто говорим ямбами, а  гекзаметрами редко и притом нарушая  тон разговорной речи. Затем, говорят, было дополнено еще число эпизодиев  и приведены в стройный порядок  все остальные части трагедии. Но об этом мы говорить не будем, так  как, пожалуй, было бы трудной задачей  рассматривать все в подробностях.

V

Определение комедии и ее развитие. Различие между эпосом и трагедией по их объему

Комедия, как мы сказали, это воспроизведение худших людей, по не по всей их порочности, а  в смешном виде. Смешное — частица  безобразного. Смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее  страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное  и уродливое, но без страдания.

Изменения трагедии и те, кто их производил, хорошо известны, а относительно комедии это неясно, потому что на нее первоначально  не обращали внимания. Ведь и хор  для комедий архонт начал давать очень поздно, а в начале хоревтами  были любители. О поэтах-комиках  встречаются упоминания в то время, когда комедия уже имела определенные формы, а кто ввел маски, пролог, полное число актеров и т. п., об этом не знают.

(Комические) фабулы (начали) составлять Эпихарм и  Формид. В зачаточном состоянии  коме-

[1071]

дия перешла из Сицилии (в Афины), а из афинских поэтов Кратес первый, оставив нападки личного  характера, начал составлять диалоги  и фабулы общего характера.

Эпическая поэзия сходна с трагедией [кроме величественного  метра], как изображение серьезных  характеров, а отличается от нее  тем, что имеет простой метр и  представляет собою рассказ. Кроме  того, они различаются длительностью. Трагедия старается, насколько возможно, оставаться в пределах одного круговорота  солнца или немного выходить из него, а эпическая поэзия не ограничена временем. [И в этом их различие]. Однако первоначально последнее допускалось в трагедиях так же, как в эпических произведениях.

Что касается частей, то одни являются общими (для трагедии и эпоса), другие принадлежат только трагедии. Поэтому тот, кто знает  разницу между хорошей и плохой трагедией, знает ее и по отношению  к эпосу, так как то, что есть в эпической поэзии, находится  в трагедии, но не все, что имеет  она, находится и в эпосе.

VI

Определение трагедии. Трагическое очищение. Элементы трагедии. Определение терминов λέξις, μϋθος, ήθος и διάνοια. Сравнительное значение действия и фабулы в трагедии

Об эпической  поэзии и комедии мы расскажем  после, а теперь будем говорить о  трагедии, позаимствовав определение  ее сущности из того, что сказано. Итак, трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных  частях, — воспроизведение действием, а не рассказом, совершаю-

[1072]

щее посредством  сострадания и страха очищение подобных чувств.

“Украшенной”  речью я называю речь, имеющую  ритм, гармонию и метр, а “различными  ее видами” исполнение некоторых  частей трагедии только метрами, других еще и пением.

Так как воспроизведение  совершается действием, то прежде всего  некоторой частью трагедии непременно является украшение сцены, затем  — музыкальная композиция и текст. Этими средствами совершается воспроизведение (действительности). Текстом я называю  самое сочетание слов, а что  значит “музыкальная композиция”  — ясно всем.

Так как трагедия есть воспроизведение действия, а  действие совершается какими-нибудь действующими лицами, которые непременно имеют те или другие качества характера  и ума, и по ним мы определяем и  качества действий, то естественными  причинами действий являются две: мысль  и характер. И соответственно им все достигают или не достигают  своей цели.

Воспроизведение действия — это фабула. Фабулой я называю  сочетание событий. Характером —  то, на основании чего мы определяем качества действующих лиц. Мыслью —  то, посредством чего говорящие доказывают что-нибудь или просто выражают свое мнение.

Итак, в каждой трагедии непременно должно быть шесть (составных) частей, соответственно чему трагедия обладает теми или другими качествами. Эти части: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и  музыкальная композиция. К средствам  воспроизведения относятся две  части, к способу воспроизведения  одна, к предмету воспроизведения  три, и кроме этого — ничего. Этими частями пользуются не изредка, а, можно сказать, все поэты, так  как всякая трагедия имеет сценическую  обстановку, и характеры, и фабулу, и текст, и музыкальную композицию, и мысли.

Информация о работе Цель “Поэтики” и ее задачи. Поэтическое творчество-подражание. Различие видов поэзии в зависимости от средств подражания