Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:37, реферат
Чернышевский, Николай Гаврилович (12(24).VII.1828, Саратов -
17(29).Х.1889, там же) - экономист, философ, публицист, литературный критик,
прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника.
освобождения крестьян с землей, без выкупа или с минимальным выкупом,
сохранения общины, установления крестьянского местного самоуправления и др.
("О новых условиях сельского быта"., 1858.-№ 2-4; полемика с противниками
крестьянской общины, выступавшими в "Экономическом указателе" И. В.
Вернадского; ведение с июня 1857 г. рубрики "Устройство быта помещичьих
крестьян" и др.). Убедившись же в
грабительском характере
реформы, Ч. бойкотирует предреформенный ажиотаж; по обнародовании манифеста
19 февраля 1861 г. "Современник" прямо не отозвался на него. В "Письмах без
адреса", написанных после реформы и адресованных фактически Александру II
(опубл. , за границей в 1874 г.), Ч. обвинил самодержавно -бюрократический
режим в ограблении крестьян, имеющем одно положительное следствие - рост
политического самосознания народа: "Когда люди дойдут до мысли "ни от кого
другого не могу я ждать пользы для своих дел", они непременно и скоро сделают
вывод, что им самим надобно взяться за ведение своих дел". Рассчитывая на
крестьянскую революцию, круг "Современника" во главе с Ч. в 1861 г. прибегал
к нелегальным формам борьбы. Ч. написал революционную прокламацию "Барским
крестьянам от их доброжелателей поклон". Вместе с воззванием "К молодому
поколению" Шелгунова (при возможном участии Михайлова), "Русским солдатам от
их доброжелателей поклон и "Русским солдатам" Шелгунова прокламация Ч. была
осуществлением плана
членов "Земли и воли" (А. А. Слепцова, Л. Ф. Пантелеева), Ч. был причастен к
этой подпольной организации, созданной
с целью руководства
восстанием, ожидаемым к весне 1863 г. (по окончании "временно-обязанного
состояния крестьян", т. е. их работы на помещиков).
В обстановке растущей пореформенной реакции (расстрел крестьян в с. Бездна
Казанской губ., репрессии против студентов и закрытие Петербургского
университета, арест Михайлова, В. А. Обручева и др.) внимание III отделения
все более привлекает деятельность Ч. С осени 1861 г. за ним была установлена
полицейская слежка (использовались и такие средства, как подкуп прислуги). Но
Ч. был умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего
подозрительного. В июне 1862 г. было запрещено на восемь месяцев издание
"Современника" и "Русского слова".
7 июля 1862 г. Ч. был арестован у себя на квартире (жена с двумя сыновьями
гостила в Саратове). Поводом для ареста послужило перехваченное на границе
письмо Герцена и Огарева к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором предлагалось
издавать "Современник" в Лондоне или в Женеве. В тот же день Ч. стал узником
Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл до вынесения
приговора - гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 г. на Мытнинской
прощали. Он был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной
работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири; Александр II сократил
срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Ч. тянулся очень долго из-за
отсутствия прямых улик; роковую роль в нем, как и в делах Михайлова и
арестованного позднее Шелгунова, сыграли написанные Вс. Д. Костомаровым
(участвовавшим в напечатании прокламаций) фальшивые бумаги. В вину Ч.
вменялись, помимо написания "Барским крестьянам...", также его подцензурные
статьи в "Современнике"; Ч. и его друзья тщетно боролись с полным отсутствием
законности.
В крепости Ч. обратился к художественному творчеству. Здесь, с 14 декабря
1862 г. по 4 апреля 1863 г., был написан роман "Что делать? Из рассказов о
новых людях". За ним последовали оставшиеся незаконченными повесть "Алферьев"
(1863) и роман "Повести в повести" (1863), "Мелкие рассказы" (1864). Увидел
свет - по недосмотру цензуры - лишь роман "Что делать?" (Современник. -
1863.-ЛГо 3-5).
20 мая 1864 г. Ч. под конвоем отправили в Е Сибирь, где он находился сначала
на руднике Кадае Нерчинского округа (месте каторги и скорой смерти
Михайлова), а с сентября 1865 г. - в тюрьме Александровского завода. По
официальному разрешению в Кадаю в августе 1865 г. приезжала на несколько дней
О. С. Чернышевская с сыном Михаилом. Круг общения Ч. на каторге составляли
политические заключенные (С. Г. Стахевич. П. Ф. Николаев и др.), впоследствии
вспоминавшие о читках Ч. не дошедших до нас художественных произведений, в
особенности сожалевшие о пропаже отосланного в Петербург Пыпину романа
"Старина", вобравшего в себя
обширный автобиографический
продолжением был "Пролог. Роман из начала шестидесятых годов" (написан в
1867- 1870 гг.; первая часть - "Пролог пролога" - опубл. в Лондоне в 1877 г.;
в России роман был издан полностью в 1906 г.). Сохранились также пьесы "Драма
без развязки", "Мастерица - варить кашу", повесть "История одной девушки",
рассказы "Кормило кормчему", "Знамение на кровле" и др.; почти все они были
задуманы как части
Каторга, срок которой истек в 1871
г., оказалась преддверием к
испытанию - поселению в Якутии, в городе (а в сущности в глухом поселке, где
тюрьма была лучшим зданием) Вилюйске, отличавшемся губительным климатом.
Здесь Ч. был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами и
местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специально
задерживалась. Все же Ч. узнал в
1877 г. о смертельной болезни
успел передать ему - в письме к Пыпину - слова любви и прощания (15, 86-88).
Т. к. бумаги Ч. отбирались при обысках,
он писал и сам уничтожал
(из созданного в Вилюйске сохранились две части романа "Отблески сияния").
Только в 1883 г., при Александре III, под давлением требований "Народной
воли" Ч. было разрешено переселиться в Астрахань. Резкая перемена климата
очень повредила его здоровью.
Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к забвению имени и
сочинений Ч.- его слава мыслителя и революционера росла, вдохновляя на смелые
планы его освобождения (ему пытались устроить побег Г. А. Лопатин в 1871 г.,
И. Н. Мышкин в 1875 г., оба были арестованы; были и другие попытки). Сам Ч.
никогда не просил о смягчении своей участи, в частности, летом 1875 г.
отказался от подачи прошения, к которому его пытались склонить власти. "А что
касается лично до меня, - писал он жене в 1871 г., - я сам не умею разобрать,
согласился ли б я вычеркнуть из моей судьбы этот переворот, который повергнул
тебя на целые десять лет в огорчения и лишения. За тебя я жалею, что было
так. За себя самого совершенно доволен. А думая о других, - об этих десятках
миллионов нищих, я радуюсь тому, что без моей воли и заслуги придано больше
прежнего силы и авторитетности моему голосу, который зазвучит же когда-нибудь
в защиту их" (14, 504).
По приезде в Астрахань Ч. надеялся вернуться к активной литературной
деятельности, однако публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были
затруднительны. Основным источником заработка, в котором крайне нуждалась
семья Ч., стали переводы, тяготившие Ч. тем более, что его глубоко не
удовлетворяли субъективно - идеалистические воззрения авторов переводимых
книг ("Энергия в природе" В. Карпентера, многотомная "Всеобщая история" Г.
Вебера и др.). Используя приемы работы с Миллем, Ч. снабжал переводы
вступительными статьями, послесловиями, нередко выбрасываемыми при издании.
Все же Ч. удалась опубликовать некоторые
собственные философские
"Характер человеческого
псевдонимом Андреев), "Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь"
(Русская мысль. - 1886. - ЛГ 9, за подписью Старый трансформист). Вместе с
написанным в 1888 г. предисловием к предполагаемому 3-му изданию
"Эстетических отношений..." (состоявшемуся лишь в 1906 г.) эти работы Ч.
заключают в себе резкую критику неокантианства, агностицизма
("иллюзионизма"), характерного
для многих философов и
Из художественных сочинений Ч. опубликовал "Гимн Деве неба" (Русская мысль. -
1885.- № 7, под псевдонимом Андреев). Писал повесть "Вечера у княгини
Старобельской". Получив спасенные Антоновичем после ареста Ч. "Материалы к
биографии Н. А. Добролюбова", готовил их к изданию и успел опубликовать
первый раздел (Русская мысль. - 1889.- № 1-2). Первый том вышел в 1890 г.,
после смерти Ч.
При всей интенсивности работы Ч. самые дорогие для него замыслы - в
частности, создание давно задуманных популярных энциклопедий по разным
отраслям знаний - осуществить не удалось. В июне 1889 г. .Ч. получил
разрешение вернуться на родину, в Саратов. Он строил большие планы несмотря
на резко ухудшавшееся здоровье. Умер от кровоизлияния в мозг, похоронен на
Воскресенском кладбище в Саратове.
В разностороннем наследии Ч. важное место занимают работы по эстетике,
литературная критика, художественное творчество. Во всех этих областях он
выступил новатором, возбуждающим по сей день споры; к Ч. применимы его
собственные слова о Гоголе как писателе из числа тех, "любовь к которым
требует одинакового с ним настроения души, потому что их деятельность" есть
служение определенному
Эстетическая теория Ч., изложенная в его диссертации "Эстетические, отношения
искусства к действительности" (Спб. , 1855). а также в авторецензии
(Современник. - 1855.- № 6) и ряде работ 1854 г. (из них в особенности важна
статья "О поэзии. Сочинение Аристотеля" // Отечественные записки. - 1854.- №
9). знаменовала перелом в истории эстетики, разрыв с ее, идеалистической
традицией. Концепции искусства как создания идеала в эстетике Г. В. Ф. Гегеля
(и его популяризатора Ф.
противопоставил материалистическую формулу прекрасного: "прекрасное есть
жизнь", "прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна
быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе
жизнь или напоминает нам о жизни..." (2, 10). Объективным критерием
прекрасного выступает у Ч. превосходство предмета над другими в данном роде
(при существенной оговорке, что не все роды прекрасны). В субъективном же
критерии прекрасного - "наших понятиях" - Ч. подчеркнул социальную
обусловленность эстетических вкусов (разных в крестьянской среде и у
аристократии), отказывая многим из них в истинности (напр. романтическому
"увлечению бледною,
фейербаховская посылка об общечеловеческих потребностях осложняется указанием
на социальную почву эстетического идеала. Считая, что потребности (не
болезненно-фантастические) человека в прекрасном вполне удовлетворяются
действительностью, Ч. пересматривает вопрос о содержании искусства, расширяя
его границы до "общеинтересного в жизни" (2, 82). и о его задачах. Первая из
них - воспроизведение жизни была намечена, по Ч., еще в античной эстетике)
(Платон, Аристотель), полагавшей сущность
искусства в подражании
жизни (Ч. отмечает искажение этой мысли классицистами, говорившими о
подражании природе в
главный предмет которого - человек" (2, 278). Однако воспроизведение жизни,
хотя и требует активности художника - "способности отличать существенные
черты от несущественных" (2, 80), составляет лишь формальное начало
искусства. Две другие задачи, искусства - объяснение жизни и вынесение
приговора ее явлениям; они особенно полно могут быть осуществлены в
литературе ("поэзии"), которая "представляет полнейшую возможность выразить
определенную мысль. Тогда художник становится мыслителем, и произведение
искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение научное" (2,
86).
В содержании искусства - "учебника жизни" - подчеркивается общее с наукой и
нравственной деятельностью
Манифест материалистической эстетики Ч. не свободен от противоречий. Блестяще
показав жизненную основу прекрасного и типического и призвав в то же время
художников к овладению
субъективную сторону
приговора) с творческим, в т. ч. формотворческим, процессом и ограничил роль
фантазии. В результате положение о том, что "жизнь не думает объяснять нам
своих явлений", в то время как "в произведениях науки и искусства это сделано
(2, 87), осталось в значительной мере декларативным, поскольку не была до
конца прослежена специфика объяснения жизни на "языке искусства". Недооценка
Ч. творческой типизации, особенно заметная на фоне гегелевского учения об
идеализации в искусстве, отчасти была полемической издержкой "апологии