Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:37, реферат
Чернышевский, Николай Гаврилович (12(24).VII.1828, Саратов -
17(29).Х.1889, там же) - экономист, философ, публицист, литературный критик,
прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника.
действительности сравнительно с фантазиею" (2, 89). Уязвимым было и отрицание
закономерности трагического, сведение его к "ужасному в человеческой жизни"
(2, 301). Впоследствии Ч. показал
огромную роль творческой
службе у которой и состоит фантазия, вымысел. Так в творчестве Пушкина им
подчеркнута огромная роль долго обдумываемого плана, предшествующего
исполнению: "Прояснить в своем уме основную мысль романа или драмы, вникнуть
в сущность характеров, которые будут ее проявлять своими действиями.
сообразить положения лиц, развитие сцен - вот что 1 важно..." (2, 452).
Диссертация Ч., большинству читателей известная по авторецензии, вызвала острые
дискуссии. Ее не приняли многие ведущие писатели и критики (Тургенев, Л.
Толстой, Анненков, Дружинин и др.), упрекавшие автора в умалении искусства.
Эстетика была областью, где раньше всего обнаружились расхождения между
либералами и демократами
отметил, что "умственное направление шестидесятых годов <...> в первый
раз в своем зачаточном виде было провозглашено в 1855 г. на публичном диспуте
в Петербургском университете"
Литературная критика Ч., опирающаяся на его эстетическую теорию, в то же
время понималась им как публицистическая деятельность, для которой важны
тесная связь с читателем и понимание его интересов: "Отвлеченные истины могут
быть уместны в ученом трактате, но слова публициста должны прежде всего
сообразоваться с живыми потребностями известного общества в данную минуту"
(5, 648). Такими Ч. считал "слова" Г. Э. Лессинга, Белинского. Собственно
критике, ее истории и теории, посвящены программные статьи: "Об искренности в
критике" (1854.-№ 7); цикл "Очерки гоголевского периода русской литературы"
(1856.-№ 12, 1856.-№1 1-2, 4, 7, 9-12), к ним примыкает цикл "Лессинг, его
время, его жизнь и деятельность" (1856.-№ 10-12; 1857.- № 1-4, 6). где
деятельность немецкого
общественно- литературной ситуации.
В соответствии с выдвинутыми в диссертации задачами искусства Ч. считает (в
статье "Об искренности в критике") важнейшим критерием оценки произведения
истинность его общей идеи, "мысли".
Ее фальшивость оправдывает
критика, менее всего щадящего признанные авторитеты: "...жар нападения должен
быть соразмерен степени вреда для вкуса публики, степени опасности, силе
влияния, на которые вы нападаете" (2, 257). Поэтому "превосходная в
художественном отношении, но приторная" поэма Гете "Герман и Доротея"
заслуживает более строгого суда, чем какая-нибудь другая идиллическая поэма
какого-нибудь посредственного писаки" (2, 257). С нелицеприятной критикой
выступил сам Ч. в своих первых рецензиях на произведения популярных
писателей: "Роман и повести М. Авдеева" (1854.- № 2), "Три поры жизни. Роман
Евгении Тур" (1854.- № 5), выявляя их подражательность, пустоту содержания,
ложный пафос. За "ошибочное направление" (2, 240) - идеализацию
патриархального купеческого быта - он осудил пьесы "Не в свои сани не садись"
и "Бедность не порок" А. Н. Островского: "бедность не порок. Комедия А.
Островского" (1854.- № 5), резко разойдясь в оценках с "органическим"
критиком А. А. Григорьевым. На примере этих не свободных от славянофильских
мотивов пьес Ч. доказывал, что "ложные по своей основной мысли произведения -
бывают слабы даже и в чисто художественном отношении" (2, 240). Последующая
оценка этих пьес Добролюбовым в статье "Темное царство", в соответствии с
принципами "реальной критики", будет значительно мягче.
В "Очерках..." Ч. охарактеризовал, через их отношение к Гоголю и гоголевскому,
до сих пор "единственному сильному и плодотворному направлению" (3, 6),
деятельность ведущих критиков, журналистов 30-40 гг.: Н. А. Полевого. О. И.
Сенковского, С. П. Шевырева, круга пушкинского "Современника", Н. И. Надеждина,
Белинского (имя которого, по цензурным условиям, было названо лишь в пятой
статье цикла). Подчеркнуты некоторые общие условия эффективности критики:
наличие системы убеждений; забота о распространении своих мнений в публике
(чуждая критикам пушкинского круга - почитателям Гоголя); эстетический вкус;
умение "говорить о том, что нужно нашей публике в наше время" (3, 225)
отличающее Белинского. Как "образователя" Белинского Ч. выделяет Надеждина,
привившего русской критике начала эстетики Ф. Шеллинга: "От него узнали у нас,
что поэзия есть воплощение идеи <...>; что красота формы состоит в
соответствии ее с идеею" (3, 163-164). Но первое проявление самостоятельности
русской мысли Ч. видит в Белинском и его сподвижниках, последовательно
развивших и применивших к русской действительности диалектику Гегеля.
Белинского Ч. считает и первым историком русской литературы, определившим
исторические заслуги многих писателей до Пушкина (М. В. Ломоносова, Г. Р.
Державина. Н. М. Карамзина и др.) и тем самым положившим "границы отрицанию"
(3.193), которое у противников
было абсолютным. В деятельности Белинского Ч. в особенности выделяет 40 гг.,
когда критик преодолевает идущий от гегелевской системы "квиетизм" и
проникается передовыми стремлениями времени (важнейшие из них - "гуманность и
забота об улучшении человеческой жизни" - 3, 302). Отсюда и горячая защита
Белинским Гоголя, "натуральной школы", и полемика с апологетами "чистого
искусства" (а по существу принципа "эпикуреизма"). Ч. подчеркнул возрастающую
публицистичность критики
рассуждениями об отраженных в произведении общественных вопросах: "...в осьмой
и девятой статьях, заключающих разбор "Онегина", эпизоды подобного рода
занимают уже наибольшее число страниц" (3, 275).
Акценты, расставленные Ч. в его разборе критики Белинского (предпочтение
последнего периода, оправдание публицистических отступлений и др.), как и
интерпретация творчества Пушкина и Гоголя, расходились с мнениями
"эстетической" критики. Борьба
между либералами и
гг. нередко формулировалась ее участниками как защита "пушкинского" или
"гоголевского" направления в литературе, чему способствовали издания
сочинений обоих писателей, осуществленные Анненковым и П. А. Кулишем.
Наиболее развернутым ответом на "Очерки..." Ч. со стороны "эстетической"
критики была статья Дружинина "Критика гоголевского периода и наши к ней
отношения" (Библиотека для чтения. - 1856.-№ 11), где Пушкин
интерпретировался как поэт "чистого искусства", противопоставляемого
"дидактике". Ч. откликнулся на издания Пушкина - еще до "Очерков..."
("Сочинения А. С. Пушкина" // Там же. - 1855 - № 2-3, 7-8) и Гоголя
("Сочинения и письма Н. В. Гоголя" // Там же. - 1857.-№ 8), подчеркивая, что
при огромности заслуг Пушкина как первого русского поэта- художника (здесь Ч.
опирался на суждения Белинского) творчество Гоголя гораздо больше связано с
современной русской действительностью: он "первый научил нас знать наши
недостатки и гнушаться ими" (4, 665). За анализом Ч. трагических заблуждений
Гоголя и их истоков (этой цели служила отчасти и статья об одном из духовных
учителей Гоголя: "Сочинения В. Жуковского" // Там же. - 1857.- № 5) проступал
идеал критика - гармония между мировоззрением и творчеством писателя.
Сложность проблемы соотношения мировоззрения и творчества, в особенности
реалистического, с которой столкнулся Ч. прежде всего при анализе наследия
Гоголя, стимулировала эволюцию его критического метода. Предвосхищая
обоснованные позднее
"реальной критики", он высоко
оценивает некоторые
отражения жизни, даже при уязвимости их авторской тенденции. Так, у А. Ф.
Писемского. воззрение которого на крестьянский быт "не подготовлено наукой"
(4, 571), Ч. находит социальное
изображения ("Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского".- 1857.-№ 4). Не
оспаривая прямо тургеневскую мысль о стихийности чувства, выразившуюся в
повести "Ася" ("Русский человек на rendez-vous" // Атеней. - 1858. - № 18),
Ч. подчеркивает зависимость характера героя, господина М (которому
свойственна эта стихийность) от условий его формирования: "Лучше не
развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных
делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них" (5, 169). Разбор
любовного сюжета повести перерастает в суд над дворянским либерализмом, не
подготовленным к "решительной минуте", под которой имеется в виду прежде
всего освобождение крестьян. Важнейшим открытием Ч., сделанным также на базе
"реального" метода, было определение особенностей таланта молодого Л.
Толстого: его формы психологизма (изображения "диалектики души"), находящейся
в прямой связи с пафосом писателя - "чистотой нравственного чувства"
("Детство и отрочестве). Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы Л.
Н. Толстого". 1856.-№ 12). Некоторая избирательность анализа, выявляющего
прежде всего сильные, реалистические моменты содержания, была в то же время
продуманной тактикой Ч. по отношению к писателям либерально - дворянской
ориентации.
Однако критический метод Ч. видоизменялся в зависимости от свойств
произведений: последовательная демократическая авторская тенденция всегда
поддерживалась Ч. (хотя и не заменяла для него таланта: "...тенденция может
быть хороша, а талант слаб..."- 14, 322). К анализу тенденции в особенности
располагала лирика. Любимейшим поэтом Ч. был Некрасов; не имея возможности
писать о поэзии соредактора "Современника", Ч. в. 1856 г. (когда Некрасов
был. за границей) поместил в журнале (№ 11), по выходе "Стихотворений"
Некрасова, столь выразительную подборку его произведений ("Поэт и гражданин".
"Забытая деревня", "Отрывки
из путевых записок графа
повлекла за собой цензурное предостережение журналу. Ч. предсказал долгую
жизнь поэзии Огарева ("Стихотворения К. Огарева" // Там же. - 11850.- № 9),
утверждающей счастье "жить для других" (3, 565) и напоминающей о Герцене (имя
которого было под запретом), высоко ценил А. В. Кольцева ("Стихотворения
Кольцева") и др. В прозе он приветствует "Губернские очерки" М. Е.
Салтыкова-Щедрина ("Губернские очерки" // Там же. - 1857 - № 6), обнаружившие
в авторе более высокий, по сравнению с гоголевским, уровень теоретического
обобщения: "Теперь, например, Щедрин вовсе не так инстинктивно смотрит на
взяточничество - прочтите его рассказы "Неумелые" и "Озорники", и вы
убедитесь, что он очень хорошо понимает, откуда возникает взяточничество,
какими фактами оно поддерживается, какими фактами оно могло бы быть
истреблено. У Гоголя вы не найдете ничего подобного мыслям, проникающим эти
рассказы" (4, 633). Противопоставленные "обличительной" кампании,
нападающей на отдельные злоупотребления (комедия В. А. Соллогуба "Чиновник" и
др.). "Губернские очерки" подробно комментируются Ч. для доказательства
наивности надежд на силу нравственного примера, якобы способного "устранить
действие закона причинности, по которому нравы народа сообразуются с
обстановкою народной жизни" (4. 289).
Отрадный симптом "значительной перемены в обстоятельствах" (7, 884) видит Ч.
("Не начало ли перемены?" - 1861.-№ 11) в рассказах В. Успенского, пишущего
"о народе правду без всяких прикрас" (7, 856). По Ч.. в рассказах Успенского
преодолевается традиция "идеализации" народа ("Шинель" Гоголя, Григорович,
Тургенев), которому нельзя было помочь ничем, кроме сострадания. В этом
последнем большом критическом разборе Ч. чувствуется ожидание близящейся
народной революции: подчеркивая силу "рутины", обычая в жизни массы, критик
отмечает возможность "минут одушевления" и ставит сложную проблему
руководства стихийным движением. Литературная критика Ч.- органичная часть
его революционной публицистики.
Художественное творчество Ч. не было только вынужденной в условиях изоляции
формой работы: о склонности к беллетристике свидетельствуют и пробы пера в
студенческие годы, и психологическая детализация в дневниках (1847-1853);
кроме того, он имел богатый опыт литературного критика. Как художник Ч. более
всего связан с традицией философской просветительской прозы (Лессинг, Д.
Дидро. Вольтер, А. Н. Радищев, Герцен), выступая в то же время новатором, в
особенности в разработке политической темы. В контексте русской литературы 60
гг. созданный Ч. тип "разумного эгоиста", просветляющего разумом стихию
чувств. противостоит различным формам противоречивого сознания. свойственного
героям Тургенева, Л. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. Не свободная от