Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:37, реферат
Чернышевский, Николай Гаврилович (12(24).VII.1828, Саратов -
17(29).Х.1889, там же) - экономист, философ, публицист, литературный критик,
прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника.
просветительских иллюзий, утверждаемая
Ч. концепция гармоничной
встающей на путь революционной борьбы без пафоса жертвенности, вырастала
прежде всего на почве исторической реальности. Герои Ч. 'были типичны и в
своем рационализме и в своем героизме, что обусловило огромный резонанс "Что
делать?" и реализм последующих произведений, имеющих менее счастливую
читательскую судьбу.
В "Что делать? Из рассказов о новых людях" Ч. продолжил открытую Тургеневым
"Отцах и детях" тему нового общественного деятеля. в основном из разночинцев,
сменившего тип "лишнего человека". По отношению к тургеневскому роману
произведение Ч. полемично: "нигилизму" Базарова противостоят позитивные
взгляды "новых людей", его
одиночеству и трагической
и стойкость ("Отцы и дети" как необходимый фон восприятия подчеркнуты
фамилиями Кирсанова и Лопухова, последняя напоминает о словах Базарова: "...а
из меня лопух расти будет..." - Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 30
т. - М., 1981.- Т. 7.- С. 121).
Несмотря на "эзопов язык", используемый в борьбе с цензурой (названия глав,
акцентирующие любовно-семейный сюжет, авантюрно- интригующее начало,
загнанный в глубь повествования сюжет об "особенном человеке" -
революционере, система перифраз, аллегорий, цитат и пр.), мировоззрение Ч.
нашло в романе четкое выражение, чему способствовала активность автора-
повествователя как
читателя" автор многократно обращается к части публики, способной стать
"новыми людьми", разъясняя
ей конкретную программу
художественно-
Действительность предстает в "Что делать?" в трех временных измерениях:
прошлое - "старый порядок", идейно изживший себя, хотя и господствующий;
настоящее (деятельность "новых людей"); будущее (его абрис в духе идей
утопического социализма дан в "Четвертом сне Веры Павловны"). Через все
произведение проходит антитеза старых и "новых людей", поступки которых
кажутся странными обывателям (Марье Алексеевне, "проницательному читателю");
их удивление, непонимание - источник комических ситуаций. Отношение к
представителям прошлого дифференцировано: жизнь праздная (Сторешниковы. Серж)
на аллегорическом языке романа - "фантастическая грязь"; трудовая, в заботах
о куске хлеба, вырабатывает "злые", но дельные характеры (Марья Алексевна) -
это "реальная грязь", из которой "родится пшеница" ("Второй сон Веры
Павловны")-
Романтический пафос произведения - в устремленности к социалистическому
идеалу, будущему, когда тип "нового человека" станет "общею натурою всех
людей" (Что делать? - С. 149; далее указываются стр.). Прообразом будущего
выступают и личные отношения "новых людей", разрешающих конфликты на основе
гуманной теории "расчета выгод" (новая мораль оттенена традиционностью
сюжетного мотива любовного треугольника: Вера Павловна - Лопухов - Кирсанов),
и их трудовая деятельность (организация швейных мастерских, учеба Веры
Павловны на врача и др.). Эти подробно освещенные сферы жизни "новых людей"
соотнесены с потаенным, "эзоповым" сюжетом, главным героем которого выступает
профессиональный революционер Рахметов. Но он не одинок: упоминается о
"восьми образцах этой породы",
несомненно участие в
Лопухова - Бьюмонта после его ухода "со сцены", мужа "дамы в трауре" и др.
Темы любви, труда, революции органично связаны в романе, герои которого
исповедуют "разумный эгоизм", стимулирующий нравственное развитие личности:
"О, сколько наслаждений
жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для
радостей так открыто его сердце, и как много их у него!" (С. 233). На высшей
ступени этой лестницы развития стоит "особенный человек" Рахметов, сын
богатого помещика, ушедший в революцию, "ригорист", живущий только интересами
"дела". В ссылке на "натуру",
разную у "обыкновенных
"особенных" людей, сказался
антропологизм Ч.
последовательнее выдержан в Рахметове, суровое мужество которого продиктовано
условиями революционной борьбы нач. 60 гг. Призыв к светлому и прекрасному
будущему, исторический оптимизм Ч., мажорный финал сочетаются в романе с
осознанием трагической судьбы его "новых людей": "...еще немного лет, быть
может и не лет, а месяцев, и станут их проклинать, и они будут согнаны со
сцены, ошиканные, страмимые" (С.49).
Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне многочисленных
обвинений Ч. в безнравственности, отсутствии художественности и пр.,
остроумно высмеянных в сатирических стихах В. С. Курочкина в "Искре"
("Молодая жена! Ты "Что делать?" взяла?"; "Нет, положительно, роман "Что
делать?" нехорош!", 1863), выделяется серьезностью разбора статья Н. Н.
Страхова "Счастливые люди". (Библиотека для чтений. - 1865.- № 4). Признав
жизненную основу и "напряжение вдохновения" автора, "органический" критик
оспорил рационализм и оптимизм "новых людей" (скрытого трагизма романа он не
увидел) и отсутствие между ними глубоких конфликтов. М. Е. Салтыков-Щедрин
("Наша общественная жизнь" // Современник. - 1864.- № 1, 3), выразив
сочувствие общей идее романа, отметил, что в ее воплощении автор "не мог
избежать некоторой
Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. -М., 1968. -Т. 6. - С. 324). Горячим
пропагандистом романа стал Д. И. Писарев,
выступивший с подробным
его содержания ("Новый тип" // Русское слово. - 1865.- № 10; впоследствии 1
статья была названа "Мыслящий пролетариат").
Исключительное место в
воздействия на общественную жизнь: под его влиянием устраивались мастерские,
коммуны, в частности "коммуна" В. А. Слепцова (см.: Чуковский К. И. История
слепцовской коммуны Чуковский К. И, Люди и книги шестидесятых годов. - Л.,
1934).. Герои Ч. и в особенности
Рахметов повлияли на
многих деятелей освободительного движения. Роман стимулировал нравственные и
художественные искания
Рулев" Н. Ф. Бажин?), "Андрей Кожухов" С. М. Степняка-Кравчинского, "На жизнь
и смерть" В. В. Верви-Флеровского и др.), так и оспаривающих его взгляды,
концепцию личности ("Записки из подполья", "Преступление и наказание"
Достоевского, "Некуда" Н. С. Лескова, "Живой труп" Л. Толстого и др.).
К "Что делать?" тематически близки написанные в крепости повесть "Алферьев",
роман "Повести в повести", цикл "Мелкие рассказы". Здесь также
противопоставлены "новые" и старые люди и утверждается странная в глазах
обывателя - не своекорыстная и свободная от лицемерных условностей - новая
мораль. Однако решение образа автора здесь иное: он скрыт за системой
рассказчиков. Стремление к "объективным" способам изображения характерно и
для последующих произведений ("История одной девушки", "Отблески сияния",
пьесы и др.), включая "Пролог. Роман из начала шестидесятых годов".
В "Прологе" (предназначавшемся для публикации за рубежом) политическая тема
непосредственно отражена в сюжете, в особенности в первой части ("Пролог
пролога"), где воссоздана на широкой прототипической основе борьба демократов
с либералами и консерваторами в связи с начатой в Петербурге предреформенной
кампанией (действие происходит в 1857 г.). Вождем демократов выступает
журналист Волги", в котором узнаются многие черты самого Ч. Незаконченность
второй части ("Из дневника Левицкого за 1857 год"), посвященной в основном
жизни Левицкого (его прототип - Добролюбов) в деревне. не позволяет в полном
объеме судить о деятельности этого героя, революционная направленность
которой подчеркнута тщательной конспирацией. В изображении "новых людей" Ч.
отходит от принципа группового портрета, используемого в "Что делать?"
(характеристики Лопухова и
понимании перспектив общественного развития, спорят по тактическим вопросам
(политический реализм и "
некоторым либеральным иллюзиям Соколовского и в особенности Нивельзина).
Оценивая в конце 60 гг. (в условиях спада крестьянского движения, эволюции
либерализма, развития народничества) предреформенную "весну". Ч. в гораздо
большей степени, чем в "Что делать?", обнажает трудности, стоящие перед
"мужицкими" демократами в связи с неподготовленностью масс к революции.
Трезвый анализ Волгиным общественно-политической ситуации, его революционная
тактика - не только ретроспекция Ч.. но и, вероятно, предостережение
народникам (с которыми он тесно
общался в Александровском
В юмористическом ключе изображены .в романе либералы - "прогрессисты"
(Рязанцев и его почитатели), в гротескно-сатирическом - правительственные
чиновники - деятели реформы (Савелов, Чаплин). Их беспринципность проявляется
не только в политике, но и в личных отношениях (история Савеловой).
Своеобразной параллелью к трудностям
политического руководства
выступает в романе, тема помощи отдельной личности. В ошибочных
первоначальных прогнозах
относительно Анюты, Настеньки, в
его тщетной попытке
ощутима автополемика с "Что делать?" (история Настеньки Крюковой и др.).
Однако автополемические мотивы "Пролога" не следствие пересмотра концепции
личности и теории "расчета выгод"; рассуждая, извлекая уроки из заблуждений,
главные герои проходят школу самовоспитания, учатся быть руководителями.
Факты повседневности осмысляются как симптомы тенденций, которые нужно
учитывать в политике (случай с Чекаловым). В целом "Пролог" свидетельствует о
развитии революционной мысли Ч. в пореформенный период.
Соч.: Полн. собр. соч.: В 15 т. 1 Под обш. ред. Б. Л. Козьмина и др.-М..
1939-1953. Т. 16 (дополнит.): Что делать? Из рассказов о новых людях 1 Изд.
полют. Т. И. Орнатсная и С. А. Рейсер. -Л., 1975