Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:30, лекция
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построена речь.
А работа над любым художественным произведением всегда тесно связано с художественно – выразительными средствами языка этого произведения.
1.1Актуальность.
1.2Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
2.Цели и задачи раздела.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
4.Технологии и формы организации деятельности (методы и приемы).
5. Результаты.
5.1. Результаты содержания данного раздела данной группы за 3 года.
5.2. Ожидаемые результаты.
6.Учебно – тематический план.
7.Учебно – методический комплекс.
8.Список литературы.
Обобщенно это:
-формировать первоначальные
–формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления;
–формировать готовность к рациональному выбору книг, (воспитание разборчивого читателя).
–формировать готовность к полноценному восприятию прочитанного, (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя).
–формировать готовность к адекватной оценке прочитанного, (воспитание критически мыслящего, творческого читателя).
–воспитывать интерес к художественной литературе, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него;
–воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух,
–расширять круг читательских интересов дошкольников, знакомить с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя).
– развивать литературную речь;
–приобщать к словесному искусству;
В раннем возрасте необходимо:
-Учить рассматривать иллюстрации, узнавать у них героев литературных произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций.
-Учить ребёнка следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него.
-Учить ребёнка выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек и сказок.
-Развивать эмоциональную отзывчивость
на литературные произведения, интерес к ним.
-Развивать способность слушать художественный
текст и активно реагировать на его содержание.
-Помогать ребёнку, узнавать литературные
произведения и их героев при многократном
чтении и рассказывании.
-Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок.
-Побуждать ребёнка самостоятельно рассматривать
книги, специально изданные для детей
раннего возраста (яркие, с крупными иллюстрациями,
прочные, плотные, моющиеся).
3.Психолого-педагогическое
объяснение специфики
Умение воспринимать литературное произведение формируется, развивается и совершенствуется постепенно, на протяжении всего дошкольного детства.
В методике обучения, восприятие художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия.
В трудах Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком раннего и дошкольного возраста.
По словам Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы.
Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство " чувствующего" и "мыслящего", отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив.
О.И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:
-непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);
-понимание идейного
-влияние художественной
Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии: от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства; после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.
Эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей, в связи с общим ходом их психического развития, под определяющим влиянием воспитания, не только художественного, но и умственного, нравственного. Вместе с тем, восприятие прекрасного в жизни и в искусстве оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли. Развитие эстетического восприятия проходит качественно своеобразные ступени в процессе жизни ребенка. Глубокие изменения в этом отношении совершаются в ребенке дошкольного возраста. Хотя простейшие эстетические переживания могут возникать уже в раннем детстве, однако та особая система эмоциональных и познавательных процессов, которая составляет эстетическое отношение к действительности, начинает складываться у дошкольника. Формирование эстетического отношения к окружающему зависит от содержания деятельности ребенка, расширения сферы осознаваемых ими связей действительности, усложнения мотивов его активности. Это основные изменения в содержании процесса деятельности. По отношению к ним генезис форм эстетических переживаний и суждений носит вторичный, производный характер.
«Для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему, как к образу, как изображению реальных предметов и явлений. Это умение, естественно, отсутствует у новорожденного ребенка и появляется лишь на определенной ступени развития. В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста недостаточно дифференцируют изображение и воображаемое. Они относятся к изображению как к реальному предмету. Малыши пугаются изображения какого-нибудь страшного зверя. Однако в течение дошкольного возраста и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к области искусства, и то, что относится к изображенной в ней действительности.
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем детстве поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями.
На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие.
Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Мышление дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т.е. опираться на прошлый опыт или видоизменять его. То, что память становится в центре сознания ребенка, приводит к существенным следствиям. Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения.
С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.
Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Оно имеет много общего с памятью. Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве. Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т.е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина четко указали возрастные особенности детей: для раннего и младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение ярко окрашено; отмечается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения понимании и осмыслении текста, в целом, правильно оценивают поступки персонажей; на пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К.И Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Отмечается, что у ребенка 4–5 лет в полной мере начинает функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания текста. В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны текста уже вполне сформирован.
Возрастные особенности восприятия у дошкольника, как читателя.
Первой является наивность восприятия прочитанного. Дошкольники отождествляют литературу с действительностью (поэтому испытывают страх при чтении страшных рассказов).
Второй возрастной особенностью является эмоциональность восприятия прочитанного. Воспринимая сказку, ребенок бурно выражает свои эмоции: плачет, смеется, сочувствует, возмущается и т.д. С одной стороны, это хорошо: он является заинтересованным, сопереживающим читателем. Но, с другой стороны, сильные эмоции не позволяют трезво, критически оценить прочитанное. Поэтому одновременно с эмоциональностью нужно воспитывать и рациональность восприятия.
Третья особенность дошкольника-читателя - стремление подражать. Он читает преимущественно те книги, которые нравятся сверстникам, воспитателю, ориентируется на их мнение. Поэтому у детей нужно развивать самостоятельность восприятия.
Описанные возрастные особенности позволяют выделить негативные стереотипы дошкольника-читателя, которые надо преодолевать, и позитивные, которые надо формировать. Можно назвать четыре группы таких стереотипов.
Первая - стереотипы отношения
к процессу чтения. Среди них имеют место негативные: отношение
к чтению исключительно как
к развлечению, отдыху, получению удовольствия
или, наоборот, обязанности. В противовес им нужно
формировать позитивные стереотипы: отношение
к чтению, как к серьезному занятию, требующему
работы мысли, как к полезному занятию,
обогащающему духовный мир человека,
позволяющему удовлетворить познавательные
интересы.
Вторая группа — стереотипы читательских интересов и предпочтений. Здесь также имеют место: стереотип ограниченного читателя, когда ребенок слушает только сказки и не любит стихи и т.д.; читателя всеядного, который читает без разбору все книги, включая и взрослые; читателя конформиста, читающего только те книги, которые читают сверстники. Преодолевая эти стереотипы, мы формируем позитивный стереотип разборчивого читателя - он не читает все книги подряд, а выбирает те из них, которые полезны.
Третья группа - стереотипы восприятия прочитанного. Среди них для дошкольников характерен негативный стереотип «наивного реалиста»: ребенок воспринимает прочитанное как реальность, идентифицирует себя с героем книги. Чем плох такой стереотип? Во-первых, он не позволяет осуществить анализ прочитанного. (В школе от ребенка будут требовать, чтобы он определил замысел писателя и средства его достижения, а ребенок не будет к этому готов.) Во-вторых, стереотип наивного реалиста не позволяет критически оценить прочитанное. Он требует коррекции, направленной на формирование позитивных стереотипов читателя-собеседника (ведущего диалог с писателем, автором телевизионной программы), читателя-критика, вдумчивого, заинтересованного, обогащающего замысел автора собственными находками. Надо учить дошкольников не перевоплощаться, а примерять прочитанное на себя, сравнивать.