Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:30, лекция
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построена речь.
А работа над любым художественным произведением всегда тесно связано с художественно – выразительными средствами языка этого произведения.
1.1Актуальность.
1.2Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
2.Цели и задачи раздела.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
4.Технологии и формы организации деятельности (методы и приемы).
5. Результаты.
5.1. Результаты содержания данного раздела данной группы за 3 года.
5.2. Ожидаемые результаты.
6.Учебно – тематический план.
7.Учебно – методический комплекс.
8.Список литературы.
Чтение и рассказывание художественных
произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно
один раз в неделю), в котором учитываются
общественно-политические события, а также
время года.
Основное
правило организации занятия по чтению
(рассказыванию) детям — эмоциональная
приподнятость чтеца и слушателей. Настроение
приподнятости создает воспитатель: он
на глазах у детей бережно обращается
с книгой, с уважением произносит имя автора,
несколькими вводными словами возбуждает
интерес малышей к тому, о чем собирается
читать или рассказывать. Красочная обложка
новой книжки, которую воспитатель покажет
детям перед началом чтения, тоже может
оказаться причиной их повышенного
Малыши требуют руководства в слушании:
вид и голос рассказчика должны подсказывать
им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном
или забавном.
Текст любого художественного произведения
воспитатель читает, не прерывая себя
(комментарии допускаются только при чтении
познавательных книг). Все слова, понимание
которых может вызвать у детей затруднение,
нужно объяснить в начале занятия.
Малыши, конечно, могут не все понять в
тексте произведения, но проникнуться
чувством, выраженным в нем, они должны
непременно: должны почувствовать радость,
печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение,
уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно
с усвоением чувств, выраженных в художественном
произведении, дети усваивают его язык;
такова основная закономерность усвоения
речи и развития языкового чутья, или чувства
языка.
5. Результаты.
5.1.Результаты содержания
данного раздела данной группы за 3 года.
Для определения уровня
по чтению художественной литературы
в раннем возрасте использовались диагностические
материалы и методики диагностики.
В основу методик диагностического исследования были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия и понимание детьми речи взрослого при слушании доступных по содержанию стихов, сказок, рассказов; проговаривание слов, небольших фраз при повторном чтении, рассматривание иллюстраций в знакомых книжках с помощью педагога.
Результат представлен в виде диагностического исследования. В ходе диагностического исследования было проведено глубокое всестороннее изучение особенностей чтения художественной литературы в раннем возрасте. Исследование проводилось на базе МДОУ №7 «Колокольчик» г. Первомайска, Нижегородской области. В исследовании принимало участие 11 детей в возрасте 2-3лет.
Результаты диагностики на начало учебного 2011-2012 года показали следующий уровень развитие детей:
№ п/п |
Имя ребёнка |
Восприятие, понимание детьми речи взрослого при слушании доступных по содержанию стихов, сказок, рассказов; |
Проговаривание слов, небольших фраз при повторном чтении |
Рассматривание иллюстраций в знакомых книжках с помощью педагога |
1 |
Владик.Б |
с |
с |
с |
2 |
Вероника.К |
с |
с |
с |
3 |
Илья.К |
с |
с |
с |
4 |
Илья. К |
с |
с |
с |
5 |
Лиза.П |
с |
с |
с |
6 |
Юля. Н |
с |
с |
с |
7 |
Максим. И |
с |
с |
с |
8 |
Маша. Т |
с |
с |
с |
9 |
Лиза. Ш |
в |
в |
в |
10 |
Азат. Ш |
с |
с |
с |
11 |
Зарина. Г |
с |
с |
с |
с – средний уровень; в – высокий уровень
В результате исследования были выявлены следующие группы детей:
1. Дети с высоким уровнем - 1 ребенок (9,1%).
Этот ребенок не испытывал никаких затруднений.
2. Дети со средним уровнем - 10 детей (90,9%).
С заданиями справлялись частично.
3. Дети с низким уровнем - 0 детей (0%).
Результаты диагностики на начало и конец учебного 2010-2011 года показали следующий уровень развитие детей:
№ п/п |
Имя ребёнка |
Называние любимых сказок, рассказов, детских писателей, чтение стихов, считалок, загадок. |
Называние жанров произведений |
Драматизация (инсценирование) небольших сказок, чтение по ролям стихов. | ||||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года | |||
1 |
Тимофей. А |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
2 |
Катя. В |
в |
в |
в |
в |
в |
в | |
3 |
Данил Г. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
4 |
Алеша Д. |
н |
н |
н |
н |
н |
н | |
5 |
Артём Д. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
6 |
Настя Е. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
7 |
Лиза Ж. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
8 |
Артём И. |
в |
в |
в |
в |
в |
в | |
9 |
Андрей К. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
10 |
Саша К. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
11 |
Настя К. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
12 |
Вова Н. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
13 |
Лиза П. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
14 |
Саша П. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
15 |
Настя Ч. |
в |
в |
в |
в |
в |
в | |
16 |
Марина Ш. |
в |
в |
в |
в |
в |
в | |
17 |
Никита Ш. |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень
В результате исследования были выявлены следующие группы детей:
1. Дети с высоким уровнем - (23,5%).
Эти дети не испытывали никаких затруднений.
2. Дети со средним уровнем - детей (70,7%).
С заданиями справлялись частично.
3. Дети с низким уровнем - 1 ребенок (5,8%).
Результаты диагностики на начало и конец учебного 2009-2010 года показали следующий уровень развитие детей:
№ п/п |
Имя ребёнка |
Рассказывает 2-3 стих-я,2-3 считалки, 2-3 загадки. |
Рассматривание иллюстративных детских книг |
Драматизация (инсценирование) небольших сказок, чтение по ролям стих-я. | ||||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года | |||
1 |
Тимофей. А |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
2 |
Катя. В |
в |
в |
в |
в |
в |
в | |
3 |
Данил Г. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
4 |
Алеша Д. |
н |
н |
н |
н |
н |
н | |
5 |
Артём Д. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
6 |
Настя Е. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
7 |
Лиза Ж. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
8 |
Артём И. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
9 |
Андрей К. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
10 |
Саша К. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
11 |
Настя К. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
12 |
Вова Н. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
13 |
Лиза П. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
14 |
Саша П. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
15 |
Настя Ч. |
в |
в |
в |
в |
в |
в | |
16 |
Марина Ш. |
с |
с |
с |
с |
с |
с | |
17 |
Никита Ш. |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень
В результате исследования были выявлены следующие группы детей:
1. Дети с высоким уровнем - 2 детей (11,8%).
Эти дети не испытывали никаких затруднений.
2. Дети со средним уровнем - 14 детей (82,4%).
С заданиями справлялись частично.
3. Дети с низким уровнем - 1 ребенок (5,8%).
Речь детей стала более выразительной и эмоциональной, непосредственной и живой, обогатилась новыми словами и выражениями. У детей вызван интерес к языковому богатству через разнообразные жанры литературы. На более высокий уровень поднялось мышление и воображение.
5.2.Ожидаемые результаты.
К трём годам:
-
испытывает удовольствие от общения ребёнок: с взрослым
по поводу литературных произведений,
интерес к их слушанию;
- эмоционально откликается на чтение
художественных произведений; улавливает
разнообразные интонации, отзывается
на них;
- внимательно, не отвлекаясь, слушает,
когда ему рассказывают или читают доступные
для его понимания произведения;
- узнает знакомое произведение при повторном
слушании, рассказ, стихотворение в иллюстрациях
и игрушках, а также узнает героев доступных
им литературных произведений и сопереживает
- передает словом, действием, жестом
содержание произведения (потешки, песенки,
сказки), разыгрывает вместе с взрослым
сюжеты потешек и прибауток, радостно
прислушивается и откликается на звукоподражания
и ритмические лейтмотивы фольклорных
произведений;
- проявляет интерес к рассматриванию
иллюстраций в книгах для малышей.
6. Учебно – тематический план.
Учебно-тематический план составлен в соответствии-с требованиями
« Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ» 2.4.1.1249-03, письма Минобразования России от 14.03.2000г. №65,23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Базовым компонентом плана является комплексная «Программа воспитания и обучения» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6 издание М., 2011год, Мозаика-Синтез).
Месяц |
Тема |
Кол-во занятий |
сентябрь |
1.Игра-инсценировка «Кто у 2.Чтение потешки «Три веселых братца» |
1 1 |
октябрь |
1.Чтение сказки «Репка» 2.Чтение рассказа «Спала кошка на крыше» 3.Чтение рассказа «Был у Пети и Миши конь» 4.Чтение песенки «Разговоры» |
1 1 1 1 |
ноябрь |
1.«Наши уточки с утра» 2.«Кто как кричит» 3.«Пошел котик на Торжок» 4.«Козлятки и волк» |
1 1 1 1 |
декабрь |
1.Дидактическая игра «Зима» 2.Чтение сказки «Три медведя» 3.Чтение потешки «Бу-бу я рогатый» |
1 1 1 |
январь |
1.Чтение стих-я «Маша обедает» 2.Знакомство с рассказом «Поезд» 3.Дидактическая игра «Это зима» |
1 1 1 |
февраль |
1.Расказывание сказки «Кто ска 2.Чтение потешки «Наша Маша маленькая» 3.Чтение потешки «Сорока, сорока, кашу варила» 4.Чтение сказки «Козлятки и волк» |
1 1 1 1 |
март |
1.Чтение стих-я «В магазине игрушек » 2.Знакомство с рассказом «Друзья» 3.Дидактическая игра «» 4.Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор…» |
1 1 1 |
апрель |
1.Чтение стих-я «Ветер по 2.Знакомство с рассказом «Земляничка» 3.Чтение сказки «Маша и медведь» |
1 1 1 |
май |
1.Чтение стих-я «Путаница» 2.Знакомство с рассказом «Лис и мышонок» 3.Дидактическая игра « Снегирек » |
1 1 1 |