Детство и детские образы в английской и американской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проанализировать типологию детских образов и тему детства в произведениях английских и американских писателей.
Задачи исследования:
- рассмотреть тему детства в произведениях американских и английских писателей;
- рассмотреть детские образы в американской и английской литературы;
- проанализировать произведения американских и английских авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3-5
I. Детство в американской и английской литературе…………………………6-14
1.1. Детство и детские образы в разные эпохи………………………………...6-9
1.2. Детская английская литература……………………………………………9-11
1.3. Детская американская литература………………………………………...11-14
II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса…………………………….15-20
2.1. Тема детства в произведениях Ч. Диккенса……………………………....15-16
2.2. Образы детей в творчестве Ч. Диккенса………………...………………...17-20
III. Страна чудес Л. Кэрролла…………………………………………………..21-24
3.1. Книга о детях и для детей………………………………………………......21-23
3.2. Образ Алисы………………………………………………………………...23-24
IV. Л. Ф. Баум "Страна Оз"……………………………………………………..25-29
4.1. «Страна Оз»…………………………………………………………………25-28
4.2. Как Дороти превратилась в Элли………………………………………….28-29
Выводы…………………………………………………………………………...30-31
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

1.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Украины

Луганский национальный педагогический университет

имени Тараса Шевченко

Стахановский факультет

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра всемирной  литературы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ДЕТСТВО И ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила: студентка 3 курса,  специальности

                                                             «Филология. Английский язык и  литература»

                                                                                                                 Ладыгина Д. Е.

 

 

 

 

 

                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                                 Н. Н. Романова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стаханов – 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-5

I. Детство в американской  и английской литературе…………………………6-14

1.1. Детство и детские  образы в разные эпохи………………………………...6-9

1.2. Детская английская  литература……………………………………………9-11

1.3. Детская американская  литература………………………………………...11-14

II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса…………………………….15-20

2.1. Тема детства в  произведениях Ч. Диккенса……………………………....15-16

2.2. Образы детей в творчестве Ч. Диккенса………………...………………...17-20

III. Страна чудес Л. Кэрролла…………………………………………………..21-24

3.1. Книга о детях и для детей………………………………………………......21-23

3.2. Образ Алисы………………………………………………………………...23-24

IV. Л. Ф. Баум "Страна Оз"……………………………………………………..25-29

4.1. «Страна Оз»…………………………………………………………………25-28

4.2. Как Дороти превратилась в  Элли………………………………………….28-29

Выводы…………………………………………………………………………...30-31

Список использованной литературы…………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях накопления огромного количества фактов внутри наук о человеке возникает  необходимость разрушения ведомственных  границ и специализации, по выражению  В. И. Вернадского, "не по наукам, а  по проблемам". Такой комплексной проблемой является проблема "Ребенок в мире", "Детство" как особая психосоциокультурная категория.

Мир детства сложен и  содержит в себе другие миры. Это  мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Интерес к Детству и само понятие детства практически отсутствовало до XVIII века. Исследования ученых в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детские образы в живописи того времени встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. В средневековой литературе Западной Европы ребенок занимал место бедняка или даже зачумленного.

В литературе классицизма  детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так как  классицизм интересует всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает  как возрастное уклонение от нормы (незрелость), так же как сумасшествие - психическое отклонение от нормы (неразумие).

Повествуя об образах  Детства в художественной литературе и искусстве нового времени, И. С. Кон отмечает, что они меняются и развиваются. У сентименталистов и романистов "невинное детство" выглядит безмятежной порой счастья. В реалистическом романе 1830-1850 годов, особенно у Диккенса, появляются образы бедных обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и, особенно, школьной тирании, однако сами дети остаются одномерно наивными и невинными. Художественному исследованию подвергается семейное "гнездо" и выясняется, что под теплой оболочкой здесь часто скрываются жесткое рабство, гнет и лицемерие, калечащие ребенка.

Цель данной курсовой работы - проанализировать типологию детских образов и тему детства в произведениях английских и американских писателей.

Задачи исследования:

- рассмотреть тему  детства в произведениях американских  и английских писателей;

- рассмотреть детские  образы в американской и английской литературы;

- проанализировать произведения  американских и английских авторов.

Объект исследования – изображение детства и детских образов в американской и английской литературе.

Предмет исследования – тема детства и детских образов в американской и английской литературы.

Методы исследования – теоретические: анализ ( сравнительный ) произведений американских и английских авторов, анализ темы детства и детских образов в этих произведениях.

Своеобразие восприятия мира, свойственное в детстве, не исчезает бесследно. Где-то там, в укромных уголках "взрослого сознания", оно продолжает жить. Время от времени заявляет о себе.

Велика трагедия людей, лишившихся детства. "Сироты земного  шара" - так называет Платонов своих  героев, людей, давным-давно лишившихся своих родителей, поневоле "покинувших детство" и не могущих оторваться от него полностью. По словам Л. В. Карасева (статья "Знаки покинутого детства («постоянное" у Платонова)"), это люди, каждого из которых, подобно Платонову, жизнь превращала из ребенка во взрослого, лишая юности. Поэтому так "томятся" они в жизни, доплакивая то, чего не доплакали в своем "покинутом детстве".

Мир Детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим  проблемам нашей жизни. Открытие таинственного "племени" детей, живущего в мире взрослых по своим собственным законам, имеет важные теоретические и практические последствия. Творческие, интеллектуальные, нравственные возможности ребенка неисчерпаемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Детство в американской и английской литературе

    1. . Детство и детские образы в разные эпохи.

Ребенок и детство - одна из ведущих и ключевых тем литературы. В определенном смысле это тема универсальная, не ограниченная рамками какой-либо национальной литературы или конкретного  временного периода, хотя в некоторые эпохи она приобретает особое значение. Эта универсальность объясняется тем, что детство - такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе.

Отражение мира детства, анализ внутреннего мира ребенка  все больше привлекает внимание западных и отечественных литературоведов. Проза о детях воспринимается как отдельная и полноправная область литературы. История детства  связывается с жанровым подходом. Произведения о детях рассматриваются в рамках традиционных жанров. В то же время одной из характерных черт современного литературоведения является изучение межнациональных литературных отношений, стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов, жанров национальных литератур. Как уже было отмечено, образ ребенка присутствует в мировом искусстве и литературе во все времена, однако к началу XIX столетия его значимость возрастает, он становится центральным. Это отнюдь не отрицает развития детской темы на предшествующем этапе развития литературы, а, наоборот, предполагает существование некоторого периода подготовки к тому, чтобы она вышла на первый план.

Новое отношение к  детству в культуре по сравнению  с прошедшими веками связано с идеологией Просвещения.

Исследователи отмечают, что XVII! в. ознаменован "зарождением  нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого  миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности". Если в XVII в. тема детства -преимущественно поэтическая, то в следующем столетии она отступает из поэтического "центра". В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Это связано с борьбой за установление "царства Разума", с повышенным вниманием к воспитанию и образованию вообще. Книги, в которых присутствует ребенок, - это скорее программы, адресованные не столько детям, сколько их воспитателям ("Мысли об образовании" Дж. Локка, "Эмиль" Ж.-Ж. Руссо). Меняется и само значение детства - "Это возраст, который необходимо преодолеть, переделать... Детскость в ребенке - это препятствие. В пуританской традиции оно - трудное, в локковской традиции - легкое".

Заслуга следующей эпохи - Романтизма - в том, что детство  уже не воспринимается как подготовительный период жизни или возрастное отклонение от нормы; романтики почувствовали  детство как совершенно самостоятельный, неповторимый, особый и драгоценный мир.

Если для Классицизма "взрослость" была нормой, а детские  годы - отклонением от нее, то для  романтиков характерно принципиально  иное соотношение между возрастами: взрослое состояние становится ущербной порой, а детство - идеальной эпохой человеческой жизни. В связи с этим вспомним обостренный интерес романтиков к истории и - особенно к фольклору. Недаром одним из самых распространенных жанров у художников этого направления были сказки (Арнимо и Брентано, братьев Гримм, Гауффа, Андерсена и др.), в основе своей восходящие к устному народному творчеству. Таким образом, в эстетике романтизма детство приобретает огромную значимость - детство не только отдельной личности, но и человечества вообще.

 С развитием литературы в ней все больше утверждалось внутреннее начало личности, достигшее своего расцвета в начале XIX в. Как пишет И.С.Кон, эта "интимизация мира" особенно интенсивно начала развиваться в XVII-XVIII вв., что проявилось во многих областях человеческой жизни. Если говорить о религии, то в протестантизме общение с Богом приобретает более интимно-личностный характер, а у пиетистов XVII-XVIII вв. Бог также превращается в интимного собеседника и даже друга. Подобные явления можно проследить и в истории языка: если в староанглийском языке существовало всего тринадцать слов с морфемой “self”, то со второй половины XVIII в. их количество сильно возрастает; в том же столетии широко распространяются слова, обозначающие внутренние психические состояния, настроения, переживания и т.п.

Повышенный интерес  романтиков к изображению детства  связан и с изменениями в общественной жизни. Общество, создавшееся в результате индустриального развития конца XVIII - начала XIX в., было не заинтересовано в  искусстве и часто враждебно  ему. Как отмечает П. Кавени, в этой обстановке изоляции, отчуждения, сомнения художник не мог не увидеть привлекательность темы детства как литературной темы. Ребенок мог стать символом глубокой неудовлетворенности художника обществом, воображения и чувствительности, незащищенности и одиночества, страха и удивления и, конечно, изначальной чистоты и наивности.

Романтическое представление  о детстве было противоположно рационалистической школе. Если обратиться к сфере образования, то это различие станет еще более явным. Рационализм практически не учитывал природу ребенка как такового и обращался с ним как с маленьким взрослым. Для романтиков же образование важно как развитие природных склонностей ребенка ("Эмиль" Ж.-Ж.Руссо).

Подготовленный поэзией  романтизма, в 1830 - 1840-х гг. образ детства перемещается в прозу и занимает в ней центральное место. По мнению ряда исследователей, именно в середине XIX в. интерес к детству достигает своего апогея. Ребёнок становится центральной фигурой всех сфер социальной и культурной жизни.

Рассмотрению детской  темы в английской литературе посвящены  работы Р.Паттисона "Фигура ребенка  в английской литературе", П.Кавени "Образ детства. Личность и общество: Изучение темы в английской литературе". Особенное внимание авторы уделяют  новой концепции детства в Романтизме и образам детей в произведениях Ч.Диккенса. Л.С.Маркус сужает временные рамки своего исследования. Предметом ее работы становится поэзия XVII в., рассмотренная в широком социокультурном контексте эпохи. Анализ детских образов в литературе XVII в. продолжен в отечественном литературоведении в кандидатской диссертации М.И.Свердлова "Тема детства в английской оде XVII - начала XIX века" [13].

1.2. Детская английская  литература.

Английская детская  литература — одна из самых значительных среди детских литератур Европы. Ее формирование и развитие, подчиненное общим типологическим закономерностям, во многом сходно со становлением таких детских литератур, как русская и французская, но в то же время наделено и определенными специфическими национальными чертами. Сама основа формирования круга детского чтения: произведения, специально предназначавшиеся для детей, и литература «взрослая», отбираемая временем для детей,— определяет неразрывную связь детской литературы со всей национальной литературой английского народа.

Информация о работе Детство и детские образы в английской и американской литературе