Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать типологию детских образов и тему детства в произведениях английских и американских писателей.
Задачи исследования:
- рассмотреть тему детства в произведениях американских и английских писателей;
- рассмотреть детские образы в американской и английской литературы;
- проанализировать произведения американских и английских авторов.
Введение………………………………………………………………………....3-5
I. Детство в американской и английской литературе…………………………6-14
1.1. Детство и детские образы в разные эпохи………………………………...6-9
1.2. Детская английская литература……………………………………………9-11
1.3. Детская американская литература………………………………………...11-14
II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса…………………………….15-20
2.1. Тема детства в произведениях Ч. Диккенса……………………………....15-16
2.2. Образы детей в творчестве Ч. Диккенса………………...………………...17-20
III. Страна чудес Л. Кэрролла…………………………………………………..21-24
3.1. Книга о детях и для детей………………………………………………......21-23
3.2. Образ Алисы………………………………………………………………...23-24
IV. Л. Ф. Баум "Страна Оз"……………………………………………………..25-29
4.1. «Страна Оз»…………………………………………………………………25-28
4.2. Как Дороти превратилась в Элли………………………………………….28-29
Выводы…………………………………………………………………………...30-31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Вплоть до второй половины XIX века, когда в Англии появляется подлинно художественная литература, специально предназначенная для детей, можно говорить лишь о книгах, вошедших в детское чтение, но ориентированных первоначально на взрослого человека. В то же время некоторые национальные особенности литературного процесса в Англии как нельзя лучше способствовали «внедрению» взрослых книг в чтение ребенка.
И для устного творчества английского народа, и для ряда «взрослых» произведений XVII—XIX веков в той или иной степени был характерен своеобразный эксцентризм мышления, известный под названием «английского юмора» и проявлявшийся в очень широких жанрово-стилистических рамках: от ироничной лирики до острейшей социальной сатиры. Именно эти свойства национального художественного мышления способствовали тому, что английская детская литература во многом развивалась под влиянием «взрослой» литературы: это касается и системы художественной образности, и поэтики, и жанровых особенностей. Произведения английского фольклора перво-Англинскии фольклор начально адресовались взрослому слушателю (читателю). Наиболее старые формы устного народного творчества: эпические произведения, первые из которых, в частности «Беовульф», восходят к концу VII — VIII векам,— так и не стали достоянием детского читателя. Зато более «молодые» жанры, также бывшие первоначально литературой для взрослых, легко и органично вошли в состав детского чтения, пережили своеобразное второе рождение. Среди этих жанров надо прежде всего назвать балладу. Английская и шотландская баллада возникает и оформляется как жанр уже в XIII веке, однако подлинного расцвета она достигает в полном исторических бурь XV веке, во времена войны Алой и Белой розы. Записанные в основном в Х\Л1П веке и позже, баллады сохранились в удивительном сюжетном разнообразии, хотя лишь некоторые из известных в Англии балладных сюжетов впоследствии (часто в переработке) вошли в детское чтение.
Баллады — особый устный жанр: баллады пели в течение столетий, баллады передавались в устной форме от отца к сыну, они исполнялись и. коллективно, хором, и отдельными певцами. На протяжении веков на баллады оказывали сильнейшее влияние эпические поэмы и рыцарские романы. В определенной мере на баллады воздействовали предания из цикла о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
Историко-легендарная основа балладного жанра, его широкие возможности возродили интерес к балладе в конце XVIII — начале XIX века, особенно после выхода в свет сборника баллад, подготовленного Вальтером Скоттом (1802—1803). Восхищение стариной, ее нравами, обычаями, поэзией, столь характерное для романтического художественного мышления, не только направило усилия писателей на собирание старых, но и на создание собственных баллад. Так жанр баллады был не только искусно стилизован, но и действительно возродился в рамках сентиментализма и романтизма. Среди лучших образцов этой «обновленной» баллады можно назвать такие произведения, как «Старый моряк» С. Колриджа, баллады Т. Чаттертона, Р. Бернса, Р. Саути, О. Уайльда. Балладный жанр был в немалой степени переосмыслен, и Р. Киплингом [14].
1.3. Детская американская литература.
Зачинателем детской американской литературы следует признать Натаниеля Готорна. В 1841 году Готорн опубликовал книгу сказок для детей «Дедушкино кресло», в которой писатель в живой форме воссоздал различные эпизоды из жизни Новой Англии — шести северо-восточных штатов, ее первых пуританских поселений. Предки Готорна были английскими колонистами. Готорн вырос в г. Салеме (штат Массачусетс), где в конце XVII века были казнены девятнадцать «салемскйх колдуний». Один из своих первых рассказов — «Кроткий мальчик»— Готорн посвятил трагическому прошлому Новой Англии, описав жестокие религиозные распри между пуританами и квакерами. Моральную и религиозную нетерпимость, характерную для пуритан, писатель осудил в романе «Алая буква» (1850).
Для детей была написана «Книга чудес», опубликованная Готорном в 1852 году, и ее продолжение «Рассказы в Танглвуде» (1853). В сказочной форме в них изложены мифологические сюжеты о бесстрашном Персее, сыне Данаи, отрубившем голову горгоне Медузе («Голова горгоны»), о царе Мидасе, наказанном за свое пристрастие к золоту («Золото царя Мидаса»), о похищении Европы и зубах дракона («Зубы дракона»), о победе Геракла над Антеем («Пигмеи»).
Готорн, который любил изображать детей живущими в мире сказки («Снегурочка», 1851), проявил глубокое понимание детской психологии, насытив свои новеллы достоверными подробностями.
Во всем богатстве и разнообразии, какое являет собой американская литература XIX - XX в. в. , произведения для детей занимают относительно скромное место. Не потому, что в Соединенных Штатах Америки издается мало книг для детей.
Тысячи книг, включая
дешевые карманные издания, так
называемые «покет-букс» и комиксы,
в миллионах экземпляров
В 20-е годы XX в. за коротким послевоенным кризисом наступает относительное благополучие, стабилизация капитализма, что укрепляет веру в исключительность американского пути развития, возрождает Великую Американскую Мечту - равные возможности для каждого, «чистильщику сапог не заказана дорога в Белый дом» и т. д. Поэтому подлинно правдивому писателю требовалось в то время большое мужество и проницательность, чтобы противостоять этой «мечте», этим умонастроениям благополучной части населения Соединенных Штатов. Лучшим из них удалось за оболочкой материального прогресса разглядеть порочную суть капиталистического общества, основанного на социальном неравенстве, его духовную нищету. Среди этих писателей следует назвать таких зрелых реалистов, как Синклер Льюис, Теодор Драйзер и Эптон Синклер, в своем творчестве раскрывающих истинное положение в США представителей рабочего класса и мелких служащих, для которых вовсе не существовало пресловутых демократических возможностей, составляющих предмет гордости американского буржуа. В своих романах они осуждали мерзость и ханжество пуританской морали, резко критически показывали наиболее конфликтные стороны американской жизни, не боясь подвергнуть нелицеприятной критике сильных мира сего.
Помимо них, в литературе этого времени выступали представители «потерянного поколения». Но потерянного не для жизни и деятельности, а для того буржуазного мира, в котором они окончательно разочаровались и которое не пожелали больше считать своим. Имена Эрнеста Хемингуэя и Скотта Фицджеральда дороги всем советским читателям. Их произведения внесли свой вклад не только в американскую, но и в мировую литературу. Война (речь идет о первой мировой войне), фронтовые потрясения, послевоенные разочарования потребовали от них великих усилий, чтобы через творчество преодолеть ужас смерти, опустошенность, тоску и подарить миру честные и мужественные, подлинно гуманные произведения высокого искусства.
30-е годы называют
в Америке годами «Великой
Депрессии». В ту пору страна
переживала острейшие кризисы,
основные общественные
После второй мировой войны в американской литературе возникает множество разных течений и направлений, с одной стороны - возврат к традициям прошлого, замалчивание главных общественных проблем у представителей «молчаливого поколения», оживление апологетической, официозной литературы, с другой - в противовес им, в 60-е годы, бурное проявление молодых писателей-битников, стремительное развитие негритянской литературы и, конечно, осмысление событий и последствий второй мировой войны.
Послевоенный период ознаменовался в США засильем реакции. «Холодная война», антикоммунистическая истерия и травля прогрессивно настроенных людей, насильственное насаждение конформизма - все это самым печальным образом сказалось на развитии американской литературы. Однако даже в самые тягостные, 50-е годы продолжают создаваться произведения, противостоящие конформизму и реакции. Прогрессивные писатели, и в первую очередь писатели-коммунисты, остаются верны своим идеалам. Они воссоздают правдивую картину американской действительности, поднимая острые общественные проблемы.
В последующее десятилетие в общественно-политической жизни страны наблюдается обострение социальных противоречий, идет открытая, непримиримая борьба против войны во Вьетнаме и самое активное движение за права негритянского народа. Большую роль в этой борьбе играла американская молодежь. Она участвовала в рейсах свободы по южным штатам, пикетировала напалмовые заводы, сжигала свои призывные карточки, выступала в демонстрациях против войны во Вьетнаме, против актов расизма [15].
II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса
2.1 Тема детства в произведениях Диккенса.
Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой за жизнь, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не оставляло к последним дням, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности у современников в потому, что Диккенс остро ощущал изменения в жизни Англии, был выразителем ожиданий и стремлений тысяч людей. После смерти писателя его произведения начали подвергать острой критике, и лишь в XX столетии стало целиком очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отображение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Отец был бедный служащий и за долги попал в тюрьму. Диккенс сызмала самостоятельно зарабатывал деньги, работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображает современные события и старается объясниться в причинах, которые их вызвали. Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и злая, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отбивает борьбу добра и злая в нем. Поэтому тема детства - одна из главных в его творчестве.
Роман «Приключения Оливера Твиста» - первый « роман-воспитание», жанр, к которому Диккенс неоднократно обращается. Структура этих произведений похожая: ребенок, который бросили на произвол судьбы родители, преследуется родственниками, которые охотятся за наследством и хотят использовать беззащитность ребенка; благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из сетей бедности, получает наследство, а вместе с ней и признание в обществе. В начале творчества, и это отобразилось в «Оливере Твисте», Диккенс считает, что материальная награда, благосостояние - цель, к которой следует идти, которая делает человека счастливой. Зло в «Оливере Твисте» имеет двойную природу: это общественное зло, выраженное в «работных домах», где содержатся обездоленные дети; но Диккенс изображает зло, объяснить которое ни писатель, ни читатель не могут, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе за цель уничтожить Оливера. Образ Оливера идеальный, его характер не изменяется на протяжении романа, он не подвергается влиянию обстоятельств, даже находясь среди мошенников.
В следующих романах тема детства углубляет. Диккенс сознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автору немало ставили в укор и за жизнь, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» - это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радость жизни, гармонию, дает надежду, что человек некогда не будет одинокая. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни «счастливые концы» бывают не всегда, он изменяет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастья. Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. Этот роман имеет автобиографические черты и отбивает не только развитие героя, а и пути, которыми шел сам автор. В этом романе граница между злом и добром не такая четкая: героев тяжело поделить на сугубо положительных и сугубо отрицательных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует прием смерти персонажей, которая помогает решить немало конфликтов. В «Девиде Копперфилде» этот прием имеет совсем другое содержание: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт. Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направление таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает равнодушие общества в отношении к детям [9].
2.2 Образы детей в творчестве Ч. Диккенса.
Обращение к образам детей, которые, с одной стороны, считаются хрестоматийными в творчестве Ч.Диккенса, а с другой – являются обязательной составляющей жанра рождественского рассказа.
Праздник Рождества – один из самых почитаемых в христианском мире. С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа. Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих символах идей праздника, соотносящихся, прежде всего с евангельскими текстами и духовной сферой человеческой жизни. С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли Святочными) издавна были окружены мистическим, таинственным ореолом. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события.
Есть еще одна сторона
праздника Рождества –
Информация о работе Детство и детские образы в английской и американской литературе